ирина скултан
Проект «Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игр с конструктором «Бабашки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематика
Поддержка и развитие педагогом детской инициативы, самостоятельности и творчества (например, поискового действия, самостоятельного детского действия или решения, и т. п.)
Название проекта
Пространственное моделирование у детей дошкольного возраста с помощью конструктора «Бабашки»
Целевая группа
Целевой группой для реализации проектной деятельности являются дошкольники от 5 до 7 лет, воспитатели, родители, специалисты.
Цели и задачи:
«Бабашки» нужны детям, чтобы:
Публикация «Проект „Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игр с конструктором „Бабашки“» размещена в разделах
- исследовать свои ства фигур и материала, проводить измерения – и осваивать базовые понятия физики и математики;
- создавать пространство для сюжетно-ролевои и режиссерскои игры;
- моделировать реальность и создавать новые неповторимые конструкции;
- осваивать работу в группе и способы разрешения конфликтов.
Набор «бабашек» успешно заменяет все остальные игрушки в группе детского сада (при условии, что сопровождающий игру взрослый знает обо всех возможностях конструктора).
Ожидаемые результаты:
У детей развиваются креативность, изобретательство, творчество, социальные навыки.
Содержание проекта
Проект «Пространственное моделирование у детей дошкольного возраста с помощью конструкторов «Бабашки» реализуется в нашем детском саду в течение первый год среди воспитанников 5-7 лет.
Основная задача проекта : создать условия для формирования и обновления качественной развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО посредством внедрения современных игровых технологий, а также скорректировать основную образовательную программу. Внедрение новых подходов к моделированию будет способствовать высокой социальной востребованности данного направления и необходимости его развития, так как оно отвечает желаниям родителей видеть своего ребенка технически грамотным, общительным и умеющим найти адекватный выход в конкретной жизненной ситуации.
Как появился конструктор «Бабашки» в нашем детском саду?
В 2021 г. наш сад принял участие в Межрегиональном конкурсе социальных проектов «СУЭК. Комфортная среда обитания: 20-летие сотрудничества».
С проектом «Использование ростового конструктора на прогулке, как средство физического развития и социализации дошкольников»,
на полученный гранд, были приобретены : ростовой конструктор для улицы,
и самыи большои деревянныи конструктор в России «Бабашки», предназначенныи для игры и моделирования как дома, так и в детских образовательных учреждениях.
«Бабашки» – это деревянные блоки разных форм для строительства, точнее – для ростового моделирования, т. е. «Бабашки» позволяют детям строить в рост. Среди форм «Бабашек» можно найти бруски, арки, цилиндры и плоскости разных размеров, а также их части – «римскую полуарку», «четверть круга», «полублок» и тд. Однако любому элементу может быть предписано любое содержание. Деревянный цилиндр может стать стаканом с водой, подзорной трубой и головным убором, т. е. дети, по сути, превращают предметы.
Важно понимать, что игра, как деятельность, это очень важный период в жизни ребёнка. Без игры человек не может стать. В игре с «Бабашками» любая детская идея может быть реализована. И взрослый не должен мешать, он должен поддерживать. И тогда создаются сложные пространства.
Понятие «моделирование» шире «конструирования», предполагающего работу с готовыми элементами и строительство по инструкции. Моделирование – это метод исследования объектов на их моделях — аналогах определенного фрагмента реальности. В процессе моделирования ребенок создает пространство из пустоты — в игре и для игры. Как и игра, модель обладает свойством удвоения мира и долей условности, одной из которых является масштаб.
Игры с «Бабашками» - это про те индивидуальные смыслы, которые у ребенка возникают по поводу окружающего мира. И «Бабашки» — это инструмент выражения этих смыслов, чтобы ребенок свои представления проверил. С одной стороны, это такая исследовательская деятельность, с другой — создание второго мира, как и в игре.
5 форм пространственного моделирования:
1. Моделирование по приписыванию – это когда ребенок осваивает некоторые действия, и вдруг у него что-то получается (а он не ожидал). Например, получается башня – и он строит ее, и уже стул берет, потому что она такая высокая. А вообще он всего-навсего освоил кладку.
2. Моделирование по представлениям – когда у ребенка есть некоторое представление о том объекте, который он собирается строить. Например, о том, как строится атриум или Стоунхендж. Перед таким моделированием мы обычно актуализируем у детей представления : спрашиваем, что такое мост или башня, галерея или лабиринт. Они по кругу что-то говорят. Даже если это ошибочно, мы принимаем все версии и даем возможность построить то, что они решили. А потом уже потом сталкиваемся с построенным объектом как с понятием или явлением.
3. Моделирование по наблюдению. Мы позволяем детям выйти за пределы детского сада и посмотреть, как устроен мир. Дети могут сходить в магазин, чтобы затем его построить. Они строят прилавки, делают товар, понимают, куда его положить, чтобы он лучше продавался, потому что все это поспрашивали в магазине. Они знают, кто такой товаровед, кассир, покупатель.
4. Моделирование по тексту – когда дети занимаются сценографией. Воспитатели читают им какую-то сказку и просят затем построить эту историю. Например, «Колобок». И дети начинают строить. Более того, они не делают из «Бабашек» Колобка. Дети в этом вопросе более рациональны, чем взрослые, которые могут озадачиться и инсталлировать Колобка через майнкрафтовский кубик. Дети же строят дом Колобка, длинную дорогу со станциями, где он останавливался, а некоторые еще и дорогу дальше — после того, как Колобок встретился с лисой. Затем, используя это пространство, дети начинают рассказывать сказку: здесь дерево, из-за него вышел волк и так далее. Ни для кого, для себя самих. Потому что сценография их втягивает, и здесь уже должен быть реализован сюжет.
5. Моделирование по схеме – строительство по нарисованной инструкции. Зачем это нужно? Опыт показал, что ребятам сложно доносить смысл схемы до своих ровесников. Большинство воспитателей отмечают, что у детей не хватает словарного запаса для описания расположения детали в пространстве. Наверное, это связано с отсутствием опыта совместного строительства по схемам – потому что при строительстве по представлениям речь детей связна и описательна. Опыт моделирования по схемам дает детям возможность чётче описывать конструктивные решения, способы и приемы строительства, а также найти больше их вариантов. говорит Обычно дети сначала делают, потом рисуют это. Для них это возможность оставить след. В какой-то момент дети открывают, что существует структура (схематическая зарисовка) и образ. В этом и есть диалектика моделирования и фиксации на плоскости пространственных моделей.
Под все «Бабашки» есть трафареты и их проекция. Оказывается, что пяти-шестилетних детей очень увлекает попытка зарисовывать в трех проекциях те объемы, которые перед ними. Если это делать систематически, то ребята начинают вращать пространственную модель в своем воображении. Они могут уже догадаться, как выглядит то, чего они не видят. А это уже дорогого стоит, потому что там происходит опосредствование, дети могут начать «вращать» не только пространственные модели, но и абстрактные понятия.
Полученные результаты
У детей возник непосредственный интерес к данной игровой деятельности: озвучивая и проговаривая вслух задачи каждого этапа игры, свои решения каждой творческой задачи, дошкольники увлечённо создавали художественные образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями игры. Было интересно наблюдать за процессом ассоциативного анализа формы : сопоставления, установления визуального сходства между силуэтами природных форм и частями, чертами, деталями создаваемого образа. У некоторых детей наблюдалось копирование художественного образа, большая часть ребят создавали оригинальные, вариативные способы изображения. Дети с удовольствием играли с созданными персонажами - включаясь в алгоритм режиссерской игры - передавали эмоции художественного образа, его действия, сюжет сказки.
Важно, что в процессе моделирования дети договариваются друг с другом, помогают друг другу, делятся друг с другом, учатся не мешать друг другу. Взаимодействие строится по поводу воображаемого, придуманного мира. Инженерное мышление детей начинает работать сразу, как им в руки попадали пригодные для строительства материалы. И какое это счастье- наблюдать, как двое малышей несут что- то вместе и согласованно строят один объект! Хорошо, что есть «Бабашки»! Дети застраивают все пространство игровой и им явно этого мало!