Диана Явленских
Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством оригами
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них присутствует нарушение мелкой моторики руки и связной речи.
Коррекция мелкой моторики одна из задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушение речи. Для того чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходима соответствующая коррекционная работа посредством оригами, что влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии. В наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это искусство развивает пространственные представления, логическое мышление, воображение, память и главное, как известно, развивает речь, ведь речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияя друг на друга. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка. И поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие пальчиковой моторики.
Важная роль развития речи, развития интеллектуальных и мыслительных процессов, развития движений пальцев рук и тела, определяет необходимость целостного комплексного подхода к ребёнку с общим недоразвитием речи, что реализуется в логопедической группе детского сада. Современный ребёнок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов. Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи – это различные полиморфные дефекты речи, при которых происходят нарушения в формировании всех компонентов речевой системы, относящихся к звукосмысловой стороне. Нарушение касается: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и названия дефекта – общее недоразвитие речи.
Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей первый(I). Охарактеризуем речь детей с третьим(III, наиболее типичным уровнем речевого развития. У них в пятилетнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова: обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.
Наиболее характерные лексические трудности касаются: знания и названия частей предметов и объектов, глаголов выражающих утонченность действий, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных. В грамматическом строе распространены ошибки в употреблении предлогов, согласовании частей речи, построении предложений. В фонетическом плане дети неверно произносят некоторые звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов, не могут воспроизвести ряд слов близких по звучанию.
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние и поверхностные впечатления. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
• Нарушены внимание и память;
• Нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
• Недостаточно сформировано словесно – логическое мышление.
Характерологические особенности детей с ОНР заметны любому воспитателю, отработавшему в специальной группе хотя бы одну смену. Отклонение от нормы у таких детей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности.
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные, наоборот – вялость, апатию. Встречаются дети склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивностью или обидчивостью. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
Параллельно с логопедической работой с детьми нашей группы проводятся занятия по развитию их внимания, памяти, математических представлений и навыков конструирования, как из конструктора, кубиков так и из бумаги. Проводится кружок оригами. По этой теме я уже работаю с детьми третий год.
Оригами как один из элементов занимательных игр, позволяет в увлекательной для дошкольников форме развивать способности, отрабатывать навыки и умения детей, совершенствует коммуникативные качества, развивает речь, умение мыслить легко и свободно. В детском саду занятия оригами замечательно сближают детей (все они готовы помочь друг другу и показать, как именно делается то или иное действие). Ребята увлеченно складывают поделки и уже через 5 – 7 занятий могут без помощи взрослого разобраться в схемах. Стремление сделать игрушку как можно лучше воспитывает в детях внимательность, аккуратность и четкость исполнения действий по схемам. Кроме того, ребёнку приятно сознавать, что эту игрушку он сделал сам, он с радостью показывает её родителям и изучает новые, все более сложные схемы.
Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности, например, сообщить детям информацию экологического характера, особенно если эта фигурка птицы или животного. Всю жизнь человек соприкасается с животным миром. Отношение к животным, сложившееся в детстве, остается навсегда. Одним из способов формирования бережного отношения к природе выступают беседы, рассказы о животных, птицах, прежде всего родного края: их повадках, среде обитания, образе жизни.
Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами, в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении.
Так, что предложенный материал можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий по развитию связной речи, экологии, а сложенные детьми игрушки применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом.
Складыванию каждой фигуры нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценка результата, применении для оформления помещений детского сада, кукольного театра, сказочного панно.
Тематические – посвященные определенному событию и тема, например сказок, объединяющие как индивидуальные, так и коллективные работы. При проведении обязательно используются пословицы, поговорки, потешки, пальчиковые игры, гимнастика для глаз.
Складывание поделки обязательно сопровождается пояснениями, точно определяющими действия, проводятся в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление, в состоянии эмоционального комфорта.
Учитывая способности детей, можно разделить детский коллектив на подгруппы, планируя разный объем усвоения материала на занятиях. Одни дети выполняют всю работу, кто затрудняется только часть. Обязательно необходимо объявлять детям не только цель занятия – изготовление конкретной фигурки, но и для чего она будет сделана.
Таким образом, занятия оригами:
• Развивают речь;
• Развивают мелкую моторику детей;
• Дисциплинируют;
• Воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
• Способствуют формированию добрых чувств к близким, ко всему живому и дают выразить эти чувства;
• Влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
• Позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
1. Конструктивные;
2. Изобразительные;
3. Творческие;
4. Оформительские;
5. Театральные.
Отсюда следует вывод:
Эффективность внедрения занятий с детьми дошкольного возраста с ОНР по технике оригами выражается в следующем:
• Улучшается качество устной речи у детей с ОНР за счет целостного, сенсомоторного, моторно – двигательного и личностно – ориентированного подхода.
• Развиваются все мыслительные процессы необходимые для успешного обучения в школе.