наталья истомина
Формирование познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи».
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых.
Доступным для детей любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей.
Публикация «Формирование познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
Дошкольники с нарушением речи крайне быстро утомляются, не способны к длительному сосредоточению. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность.
Поэтому требуется особая организация рабочего места ребёнка во время совместной образовательной деятельности.
Целесообразно располагать игрушки и пособия в разных частях помещения, чтобы педагог и ребёнок могли буквально переходить от одной группы пособий к другой. Это позволяет увеличивать продолжительность продуктивной работы, предотвращать переутомление ребёнка.
Перед педагогами, работающими с детьми с нарушением речи, стоят такие задачи:
- учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.);
- выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т. е. сравнивать их;
- воспитывать умение классифицировать предметы;
-приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения;
- приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами;
- развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.
Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых, является дидактическая игра.
Дидактическая игра - является эффективным средством взаимодействия педагога с детьми.
В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра, активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.
Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игра дошкольников:
побуждает детей к общению друг с другом;
способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
способствует совершенствованию разговорной речи;
способствует обогащению словаря;
оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Для детей дошкольного возраста с нарушением речи целесообразно использовать несколько видов дидактических игр, различных по характеру игровых действий с ними.
Перед педагогом ставится задача постепенного введения дошкольников в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками.
Для того чтобы у ребёнка возникло желание играть вместе с детьми, он должен быть подготовлен. Разнообразие дидактических игр способствует : развитию высших психических функций, воспитывает активность, самостоятельность, формирует навыки и умения, учит ориентироваться в окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности.
«Игра – это фантастический мир,
освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых,
мир открытия вытесненных желаний,
мир реализации нереализуемого»
А. С. Спиваковская
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Можно выделить следующие виды дидактических игр :
игры – путешествия,
игры – поручения,
игры – предположения,
игры – загадки,
игры – беседы.
Игры – путешествия: призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.
Игры – поручения: по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения: («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки: в основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы: в основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.
Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры :
• дидактическая задача (определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки).
• игровая задача (осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
• игровые действия (– основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи).
• правила игры (их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение).
• результат (подведение итогов).
Дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности работы.
Необходимо помнить,
что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников –
попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.