Надежда Степанова
Формирование патриотического сознания дошкольников на основе изучения родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Публикация «Формирование патриотического сознания дошкольников на основе изучения родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, республикой, их достопримечательностями, городами, улицами на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний не только о своем городе, но и о Республике Саха в целом, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, родной Республики, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи первого года обучения:
• Создавать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу;
• Продолжить работу по воспитанию уважения к семейным традициям; воспитывать уважение к страшим членам семьи;
• Дать знания детям о республике, о родном городе, его природе, растительном и животном мире достопримечательностях;
• Познакомить детей с коренными народами, проживающими на территории республики;
• Познакомить детей с основными профессиями людей, проживающих на территории города; познакомить с деятельностью предприятий нашего города; воспитывать интерес и уважение к труду людей разных профессий;
• Ознакомление с играми предков, воспитание уважения к истории и любовь к родной республике.
• Воспитывать интерес и любовь к родному краю.
Задачи второго года обучения:
• Углубить первоначальные представления о республике Саха (Якутия, как части России;
• Познакомить с гербом, флагом, гимном республики;
• Дать представление о животном мире родного края. Расширять знания о жизни животных родного края;
• Уточнить представления о городе, в котором живут, о столице республики г. Якутске;
• Познакомить с народными традициями и обычаями, играми якутских народов;
• Познакомить с якутскими национальными узорами;
• Развивать у детей память, мышление, речь;
• Познакомить детей с национальной одеждой; с основными видами одежды якутов с орнаментом;
• Познакомить детей с якутскими народными ремеслами : изготовление из дерева, кости, камня; вызывать интерес к творчеству народа Саха;
• Познакомить детей с многонациональным составом населения Якутии; рассказать о разнообразии традиций, особенностях национальных блюд, костюмов, сказок;
• Познакомить детей с основными жанрами якутского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, предания, песни, мифы.
Задачи третьего года обучения:
• Продолжать знакомить детей с родным городом. Обогащать словарь детей, воспитывать любовь к родному городу;
• Расширять представления детей об окружающем мире (знание своей деревни, улицы, дома, где живешь);
• Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
• Продолжать знакомить детей с городами Якутии, их месторасположение на карте республики; их назначении, пользе для края, ее жителях;
• Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни лекарственных растений Якутии, их взаимосвязи в природе;
• Продолжать знакомить детей с богатствами Якутии – его полезными ископаемыми: углем, золотом, гранитом, алмазами, газ, гравий; их значением;
• Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Предполагаемый результат: устойчивый интерес к своему родному краю, уважительное и бережное отношения к достопримечательностям Якутии; любовь и бережное отношение к природе; интерес к познанию национальных игр и национальной одежды, честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры.
Методы проведения занятия: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет, наглядные, практические; игровые.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, по подгруппам и со всей группой. Длительность совместной образовательной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости личностных потребностей, уровня овладения знаниями и навыками, желания детей.
Режим занятий:
Средняя группа – количество занятий в неделю 1, в месяц 4занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе – 20 минут.
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.
Подготовительная группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в подготовительной группе -30 мин.
Срок действия: Долгосрочный (2018-2021)