Наталья Волкова
Формирование основ экологической культуры у дошкольников через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этом возрасте у ребенка закладывается позитивное отношение, как к природе, так и к себе и к окружающим людям.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, т. к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Публикация «Формирование основ экологической культуры у дошкольников через игровую деятельность» размещена в разделах
Основная задача по ознакомлению с природой состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте помогают им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. Для дошкольников такой ведущей деятельностью является игра. Применительно к образовательному процессу с учетом его структуры (обучение, развитие, воспитание, игры можно разделить на обучающие (дидактические игры, развивающие и воспитывающие. Основной педагогической целью будет:
- формирование знаний, умений, навыков;
- развитие памяти, воображения, логического мышления;
- формирование и развитие эмоционально- ценностных отношений.
Рассмотрим каждую группу игр:
Дидактические игры экологической направленности связаны с процессом закрепления, развития экологических знаний, соответствующих умений. Наиболее распространенные игры с заданиями соотнести животных с местом их обитания (лес, водоем, болото, и т. д).
Игра: «Давайте поселим зверей в наш лес» (для детей 5-7 лет)
Цель: расширять и систематизировать представления детей о среде обитания животных; формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная и т. д)
Материал: дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором протекает река, имеются различные жилища диких животных; карточки с изображением жителей леса.
Задания.
1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему будет удобно жить. Объяснить почему
2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор
Правила: играть в команде. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.
Ход игры: командам предлагается рассмотреть лесные домики и заселить животных.
Игра: «Экологический светофор»
Цель: формировать знания поведения в природе.
Материал: «светофорчики», экологические знаки : «Запрещено ломать ветки деревьев», «Повесь кормушку», «Девочка собирает цветы» и т,д
Ход игры: педагог показывает знак, дети должны поднять нужный круг и ответить на вопрос «Почему?»
Развивающие игры в отличие от дидактических основной педагогической целью имеют не формирование или закрепление знаний, умений и навыков, а развитие логических операций, воображения, наблюдательности, памяти. При этом, построенные на экологическом материале, они косвенно могут способствовать и формированию экологических представлений.
Игровое занятие : «Живая кошка и игрушечный котенок» (для детей младшего и среднего возраста).
Цель: рассказать детям о кошках; научить наблюдать за их поведением; воспитывать бережное отношение к животным
Ход игры.
Воспитатель показывает детям новую красивую игрушку- котенка, предлагает ее рассмотреть, потрогать, погладить. Обращает внимание на внешний вид котенка (на то, что у котенка круглая голова, небольшие треугольные ушки, круглые глаза, торчащие усики, хвост и четыре лапы)
Воспитатель: это красивый игрушечный котенок, с ним можно играть (вместе с детьми кормит котенка, катает его на машине, коляске, укладывает спать и т. д)
Воспитатель: «Мы с тобой котенок поиграли, а теперь садись рядом с ребятами. Сейчас к нам придет живая кошка, мы будем за ней наблюдать».
-Воспитатель приносит кошку, называет ее кличку Мурка (дети наблюдают за кошкой).
- Что делает Мурка, Как себя ведет, На что смотрит, и т. д
Воспитатель: «Мурка у нас в гостях, это место для нее новое, незнакомое, поэтому она ведет себя осторожно, мы не должны ей мешать, пусть познакомится и успокоится». Воспитатель берет кошку на руки и предлагает детям рассмотреть кошку: у кошечки на лапках есть подушечки, чтобы она могла незаметно подкрадываться, и острые загнутые коготки, чтобы можно было залезть на дерево или защищаться. Если я отпущу кошечку на пол, то вы не услышите как она будет ступать.
- (обращаясь к игрушечному котенку) : «Котеночек, покажи свои лапки, где у тебя подушечки и коготки?. Смотрите ребята, у него их нет, у него просто мягкие лапки.»
- «Как играть с игрушечным котенком вы знаете, с живой кошечкой так играть нельзя. С ней нужно общаться осторожно. Давайте посмотрим, захочет ли кошечка с вами поиграть? (дети наблюдают за действиями кошки)
Имеется много игр, построенных на экологическом материале, подготавливающих дошкольников к освоению логического действия «классификация». Игры на классификацию развивают логическое мышление, память, внимание.
Игра: «Четвертый лишний»
Цель: на развитие логического мышления, памяти, внимания.
Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых и т. д
Ход игры: задание: определите, кто здесь лишний.
Игра на установление временных связей.
Игра: «Что сначала, что потом»
Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека)
Материал: набор карточек, на котором зафиксированы стадии роста и развития животных или растений, а так же человека
Ход игры.
Первый вариант: задание: разложи карточки в порядке роста и развития живых существ (например, бабочка: яйцо-гусеница- куколка- бабочка) и т. д
Второй вариант: воспитатель раскладывая карточки делает ошибку, дети должны исправить ошибку.
Игры воспитательной направленности нацелены на формирование и развитие эмоционально- ценностных отношений к миру природы, формирование чувств.
Игра: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении
Материал: сюжетные картинки различного содержания (дети поливают цветы, разоряют птичьи гнезда и т. д, карточки темного и яркого цвета.
Ход игры: воспитатель показывает сюжетную картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено и оценивают действия персонажей, поднимая карточку светлого или темного цвета.
Игра: «Что было бы, если бы…»
Цель: воспитывать гуманное отношение к природе
Материал: загадки об отношениях детей к природе
Ход игры: дети слушают вопрос- загадку и отвечают на него.
Экологические игры могут быть использованы в качестве самостоятельного элемента образовательной деятельности, а так же могут включаться в экологические занятия, праздники, проекты и т. д.
Конспект занятия для старших дошкольников. Тема: «Лягушка- квакушка»
Цель: объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки; обратить внимание на внешний вид, строение лягушки; «показать» детям воздух; создать у них радостное настроение.
Материал: игрушка (оригами) лягушонок, стаканчик с водой и трубочками, иллюстрация лягушки, цветные карандаши, плакаты- изображения водной среды, растительности, суши.
Ход занятия.
Воспитатель. ребята, чтобы узнать о чем мы с вами сегодня будем беседовать, вы должны отгадать загадку.
У болотной мягкой кочки
Под зелененьким листочком
Притаилась попрыгушка-
Пучеглазая… (лягушка)
(рассматривание игрушечной лягушки)
Воспитатель: скажите, какие сказки вы знаете, где героиня- лягушка?
(дети называют знакомые им сказки)
Воспитатель: давайте внимательно посмотрим на лягушку. Опишите мне ее.
(дети рассматривают лягушку)
Воспитатель уточняет: «Форма тела лягушки- овальная, обтекаемая, есть голова, рот во рту липкий длинный язык, глаза большие, передние лапки короткие, задние- длинные, кожа гладкая.
Воспитатель. где живут лягушки?
(ответы детей)
Воспитатель. Лягушки живут на суше, в воде, в болоте. Лягушка которая живет на суше, называется- травяная, она бурого цвета. А лягушка которая живет в воде- водяная, прудовая, она зеленого цвета.
Игра: «Посели лягушку».
Ход игры: на ковре расположены изображения водной среды, растительности, суши, в коробке лежат игрушки лягушки бурого и зеленого цвета. По сигналу воспитателя дети «расселяют» лягушек в среду обитания.
Опыт.
Воспитатель. Дети, что находится в воде, необходимое для жизни лягушек?
Дети. Воздух
Воспитатель. Давайте глубоко вздохнем, чем мы дышим? Воздухом. Мы видим воздух? Воздух прозрачный, мы его не видим, но он вокруг нас. А в воде воздух мы можем увидеть.
Воспитатель проводит с детьми опыт с воздухом: ставит баночки с водой и предлагает подуть в воду через трубочки. Появляется много пузырьков.
- Вот мы с вами и увидели воздух.
Игра: «Укрась лягушку».
Воспитатель предлагает украсить вырезанный из бумаги силуэт лягушки, превратить в сказочную, яркую. Необычную с помощью цветных карандашей.
Итог занятия.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что игры экологического содержания играют важную роль в формировании представлений детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде. А значит, в процессе игровой деятельности создаются наиболее благоприятные условия для формирования основ экологической культуры детей.