Получи документы

Формирование основ экологической культуры у дошкольников через игровую деятельность

Наталья Волкова
Формирование основ экологической культуры у дошкольников через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этом возрасте у ребенка закладывается позитивное отношение, как к природе, так и к себе и к окружающим людям.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, т. к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Публикация «Формирование основ экологической культуры у дошкольников через игровую деятельность» размещена в разделах

Основная задача по ознакомлению с природой состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте помогают им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. Для дошкольников такой ведущей деятельностью является игра. Применительно к образовательному процессу с учетом его структуры (обучение, развитие, воспитание, игры можно разделить на обучающие (дидактические игры, развивающие и воспитывающие. Основной педагогической целью будет:

- формирование знаний, умений, навыков;

- развитие памяти, воображения, логического мышления;

- формирование и развитие эмоционально- ценностных отношений.

Рассмотрим каждую группу игр:

Дидактические игры экологической направленности связаны с процессом закрепления, развития экологических знаний, соответствующих умений. Наиболее распространенные игры с заданиями соотнести животных с местом их обитания (лес, водоем, болото, и т. д).

Игра: «Давайте поселим зверей в наш лес» (для детей 5-7 лет)

Цель: расширять и систематизировать представления детей о среде обитания животных; формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная и т. д)

Материал: дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором протекает река, имеются различные жилища диких животных; карточки с изображением жителей леса.

Задания.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему будет удобно жить. Объяснить почему

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор

Правила: играть в команде. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Ход игры: командам предлагается рассмотреть лесные домики и заселить животных.

Игра: «Экологический светофор»

Цель: формировать знания поведения в природе.

Материал: «светофорчики», экологические знаки : «Запрещено ломать ветки деревьев», «Повесь кормушку», «Девочка собирает цветы» и т,д

Ход игры: педагог показывает знак, дети должны поднять нужный круг и ответить на вопрос «Почему?»

Развивающие игры в отличие от дидактических основной педагогической целью имеют не формирование или закрепление знаний, умений и навыков, а развитие логических операций, воображения, наблюдательности, памяти. При этом, построенные на экологическом материале, они косвенно могут способствовать и формированию экологических представлений.

Игровое занятие : «Живая кошка и игрушечный котенок» (для детей младшего и среднего возраста).

Цель: рассказать детям о кошках; научить наблюдать за их поведением; воспитывать бережное отношение к животным

Ход игры.

Воспитатель показывает детям новую красивую игрушку- котенка, предлагает ее рассмотреть, потрогать, погладить. Обращает внимание на внешний вид котенка (на то, что у котенка круглая голова, небольшие треугольные ушки, круглые глаза, торчащие усики, хвост и четыре лапы)

Воспитатель: это красивый игрушечный котенок, с ним можно играть (вместе с детьми кормит котенка, катает его на машине, коляске, укладывает спать и т. д)

Воспитатель: «Мы с тобой котенок поиграли, а теперь садись рядом с ребятами. Сейчас к нам придет живая кошка, мы будем за ней наблюдать».

-Воспитатель приносит кошку, называет ее кличку Мурка (дети наблюдают за кошкой).

- Что делает Мурка, Как себя ведет, На что смотрит, и т. д

Воспитатель: «Мурка у нас в гостях, это место для нее новое, незнакомое, поэтому она ведет себя осторожно, мы не должны ей мешать, пусть познакомится и успокоится». Воспитатель берет кошку на руки и предлагает детям рассмотреть кошку: у кошечки на лапках есть подушечки, чтобы она могла незаметно подкрадываться, и острые загнутые коготки, чтобы можно было залезть на дерево или защищаться. Если я отпущу кошечку на пол, то вы не услышите как она будет ступать.

- (обращаясь к игрушечному котенку) : «Котеночек, покажи свои лапки, где у тебя подушечки и коготки?. Смотрите ребята, у него их нет, у него просто мягкие лапки.»

- «Как играть с игрушечным котенком вы знаете, с живой кошечкой так играть нельзя. С ней нужно общаться осторожно. Давайте посмотрим, захочет ли кошечка с вами поиграть? (дети наблюдают за действиями кошки)

Имеется много игр, построенных на экологическом материале, подготавливающих дошкольников к освоению логического действия «классификация». Игры на классификацию развивают логическое мышление, память, внимание.

Игра: «Четвертый лишний»

Цель: на развитие логического мышления, памяти, внимания.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых и т. д

Ход игры: задание: определите, кто здесь лишний.

Игра на установление временных связей.

Игра: «Что сначала, что потом»

Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека)

Материал: набор карточек, на котором зафиксированы стадии роста и развития животных или растений, а так же человека

Ход игры.

Первый вариант: задание: разложи карточки в порядке роста и развития живых существ (например, бабочка: яйцо-гусеница- куколка- бабочка) и т. д

Второй вариант: воспитатель раскладывая карточки делает ошибку, дети должны исправить ошибку.

Игры воспитательной направленности нацелены на формирование и развитие эмоционально- ценностных отношений к миру природы, формирование чувств.

Игра: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении

Материал: сюжетные картинки различного содержания (дети поливают цветы, разоряют птичьи гнезда и т. д, карточки темного и яркого цвета.

Ход игры: воспитатель показывает сюжетную картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено и оценивают действия персонажей, поднимая карточку светлого или темного цвета.

Игра: «Что было бы, если бы…»

Цель: воспитывать гуманное отношение к природе

Материал: загадки об отношениях детей к природе

Ход игры: дети слушают вопрос- загадку и отвечают на него.

Экологические игры могут быть использованы в качестве самостоятельного элемента образовательной деятельности, а так же могут включаться в экологические занятия, праздники, проекты и т. д.

Конспект занятия для старших дошкольников. Тема: «Лягушка- квакушка»

Цель: объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки; обратить внимание на внешний вид, строение лягушки; «показать» детям воздух; создать у них радостное настроение.

Материал: игрушка (оригами) лягушонок, стаканчик с водой и трубочками, иллюстрация лягушки, цветные карандаши, плакаты- изображения водной среды, растительности, суши.

Ход занятия.

Воспитатель. ребята, чтобы узнать о чем мы с вами сегодня будем беседовать, вы должны отгадать загадку.

У болотной мягкой кочки

Под зелененьким листочком

Притаилась попрыгушка-

Пучеглазая… (лягушка)

(рассматривание игрушечной лягушки)

Воспитатель: скажите, какие сказки вы знаете, где героиня- лягушка?

(дети называют знакомые им сказки)

Воспитатель: давайте внимательно посмотрим на лягушку. Опишите мне ее.

(дети рассматривают лягушку)

Воспитатель уточняет: «Форма тела лягушки- овальная, обтекаемая, есть голова, рот во рту липкий длинный язык, глаза большие, передние лапки короткие, задние- длинные, кожа гладкая.

Воспитатель. где живут лягушки?

(ответы детей)

Воспитатель. Лягушки живут на суше, в воде, в болоте. Лягушка которая живет на суше, называется- травяная, она бурого цвета. А лягушка которая живет в воде- водяная, прудовая, она зеленого цвета.

Игра: «Посели лягушку».

Ход игры: на ковре расположены изображения водной среды, растительности, суши, в коробке лежат игрушки лягушки бурого и зеленого цвета. По сигналу воспитателя дети «расселяют» лягушек в среду обитания.

Опыт.

Воспитатель. Дети, что находится в воде, необходимое для жизни лягушек?

Дети. Воздух

Воспитатель. Давайте глубоко вздохнем, чем мы дышим? Воздухом. Мы видим воздух? Воздух прозрачный, мы его не видим, но он вокруг нас. А в воде воздух мы можем увидеть.

Воспитатель проводит с детьми опыт с воздухом: ставит баночки с водой и предлагает подуть в воду через трубочки. Появляется много пузырьков.

- Вот мы с вами и увидели воздух.

Игра: «Укрась лягушку».

Воспитатель предлагает украсить вырезанный из бумаги силуэт лягушки, превратить в сказочную, яркую. Необычную с помощью цветных карандашей.

Итог занятия.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что игры экологического содержания играют важную роль в формировании представлений детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде. А значит, в процессе игровой деятельности создаются наиболее благоприятные условия для формирования основ экологической культуры детей.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Дидактические игры для автоматизации звуков через игровую деятельностьДидактические игры для автоматизации звуков через игровую деятельность Правильное употребление звука в речи – это его длительная автоматизация. На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, чему.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры у дошкольников через игровую деятельность
Опубликовано: 5 марта 2023 в 20:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ экологической культуры у дошкольников через игровую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД