Филатова Наталья Николаевна
Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей подготовительного к школе возраста средствами дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей подготовительного к школе возраста средствами дидактических игр»
Я, Филатова Наталья Николаевна, воспитатель детского сада №318.
Сегодня я представляю опыт работы по теме «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей подготовительного к школе возраста средствами дидактических игр».
Почему я выбрала эту тему?
Публикация «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей подготовительного к школе возраста средствами дидактических игр» размещена в разделах
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Привитие чувства патриотизма приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников.
В стандарте дошкольного образования также заложена основа патриотического воспитания через задачи, связанные с приобщением детей к традициям семьи, общества и государства, формированием представлений о Малой Родине и Отечестве, формированием социокультурных ценностей нашего народа, традиций.
Дидактическая игра представляет собой уникальное средство обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
В дидактической игре, игровые действия часто содержат в себе, в завуалированной форме, способы познавательной деятельности.
Созданная в целях развития, дидактическая игра позволяет формировать не только когнитивный компонент патриотического воспитания, но и вызывать определенные переживания, а также стимулировать деятельность, направленную на уважение культурных традиций, проявление заботы о природе родного края, участие в социально значимой деятельности.
В процессе педагогического наблюдения за детьми в начале года было установлено, что не все дети имеют четкие, информативные представления о нашей стране, символике родной страны, городах России, истории народной культуры и традициях, родном городе и крае, не проявляют патриотические чувства к стране, не сформировано личностное отношение к родному городу и краю.
Поэтому я решила, активизировать работу по патриотическому воспитанию детей средствами дидактических игр.
Цель моей работы: формирование основ гражданственности и патриотизма у детей подготовительного к школе возраста средствами дидактических игр.
Задачи
1. Расширять представления детей о государстве Россия, символах (гимн, флаг, герб, столице, историческом прошлом России.
2. Расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране.
3. Развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
4. Продолжить формировать представления детей о родном крае, о малой родине.
5. Развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего;
6. Прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.
7. Развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества.
8. Воспитывать уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что внедрение в практику работы дидактических игр патриотического направления, в которых соединяются воедино познание, эмоциональные переживания и действия, будет способствовать становлению гражданственности и патриотизма у детей подготовительного к школе возраста.
Для успешной работы с детьми были подобраны дидактические игры, как от производителя, так и сделанные мною. Лэпбук «Моя Россия», лэпбук «Патриотическое воспитание дошкольников», лэпбук «Санкт-Петербург», которые включают в себя дидактические игры, интерактивная игра-пазлы «Города Нижегородской области!», дидактическая игра-ходилка «Башни Московского Кремля», дидактическая игра «Костюмы народов России», Кубики «Там, где мы живем!» (с достопримечательностчми нашего города, альбом «Знаменитые люди земли Нижегородской», игры на липучках «Народные музыкальные инструменты», теневое лото «Праздники России», «Русский стол», «Собери узор», альбомы «Герои СВО», «Боевые машины СВО», «Катер Герой». Практически все игры содержат куар-кода с информацией.
Собрана видеотека: презентации на тему «Наша Родина-Россия», «Москва-столица нашей Родины», «Символика России», «Россия- многонациональная страна», познавательный фильм «Санкт-Петербург и пригороды».
Для предварительной работы использовались просмотры презентаций, рассматривание иллюстраций, просмотры фильма и видео роликов, которые приложены к играм в качестве QR-кодов, также рассматривание изделий с хохломской, дымковской, жостовской и городецкой росписями.
Образовательная деятельность проводилась в следующих направлениях:
1. Страна, её столица, символика
2. Мой город
3. Моя малая Родина
4. Культура и традиции
5. Будем Родине служить
6. Моя семья
7. Правила, по которым мы живем
Блок Страна, её столица, символика
С целью расширения представлений о государстве России, символах (гимн, флаг, герб, столице, историческом прошлом России, о людях разных национальностей, проживающих на территории России, мною были использованы: в предварительной работе просмотр презентаций «Россия наша Родина», «Россия –многонациональная страна».
В дидактической игре «Собери Карту России» дети собирают карту на которой изображены символы официальные и народные, силуэты разнообразных диких животных обитающих в нашей стране, а также полезные ископаемые. У детей закрепляются знания, что наша страна огромна и богата природными ресурсами и что по величине территории Россия занимает первое место в мире.
Для обогащения представлений о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитания уважения к представителям разных национальностей, интереса к их культуре и обычаям совместно с детьми была изготовлена дидактическая игра «Костюмы народов России».
В этой игре как предварительную работу я использовала QR-код для просмотра видео ролика «Многоликая Россия: народы большой страны». Затем детям предлагается нарядить кукол (мальчика и девочку) в национальные костюмы. Здесь использовала ряд д/игр «Подбери головной убор», «Одень куклу в национальный костюм и назови предметы одежды».
Рассматривание иллюстраций о городах Золотого Кольца России, игры из лэпбука «Моя Россия» - собери Золотое кольцо России, «Путешествие по Золотому Кольцу России»-игра на липучках.
Расширение представления о столице России – Москве- просмотр презентации «Москва столица России», д/игра-ходилка «Башни Московского Кремля». Перед началом игры детям предлагается к просмотру видео ролик с историей Московского Кремля и значением его башен, который можно посмотреть перейдя по QR –коду размешенном на одной из карточек. В процессе игры ребятам предлагается совершить прогулку по Кремлю, дойдя до определенной отметки нужно рассказать о «выпавшей» башне Кремля, либо пропустить ход.
Также мы с ребятами собрали модель Храма Василия Блаженного, который находится на территории Моск. Кремля.
Расширяли представления о государственных символах России - гербе, флаге, гимне проводя предварительную беседу об официальных и народных символах России, использовались д/игры «Собери Герб России», «Найди флаг России», «Собери флаг России», «Собери карту России».
Знакомились с историей их возникновения по Q-коду.
Расширение представления о городах – героях Санкт Петербург просмотр фильма «Санкт-Петербург и пригороды», собрали макет Спас на Крови «Собор Воскресения Христова», просматривали иллюстрированную книгу «Санкт-Петербург», лэпбук «Санкт-Петербург» из которого дети знакомятся с историей основания города, с символикой города, с символами-животных, которые имеют исторические значения для города Санкт-Петербурга, исторические символы- памятник Петру первому «Медный всадник» и др. д/игры «Расставь экспонаты по музеям», (эрмитаж, русский музей, музей фаберже, музей Арктики и Антарктики, зоологический музей, военно-морской музей, музей жд транспорта, военно-исторический музей артиллерии, теневое лото «Санкт-Петербург тогда и сейчас», «Собери карту районов», рассматривание карточек с изображением садов и парков, разводных мостов, театров, достопримечательностей. Дети были впечатлены рассматриванием иллюстраций в книге про город и лепбуком, что захотели поехать в этот красивый город и посетить музей Арктики и Антарктитки, зоологический и русский музей, мальчиков заинтерисовал военно-исторический музей артиллерии, а кто-то захотел посмотреть на самый маленький памятник в городе- памятник чижика пыжика!
Для расширения представления детей о государственных праздниках Российской Федерации использовалось теневое лото «Праздники России», дети по черно-белому образу опознавали символ того или иного праздника, рассказывали о празднике, о том как они отмечают его в своей семье.
Блок «Мой город»
С целью развития интереса детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего рассматривали иллюстрации «Достопримечательности Нижнего Новгорода», альбом «Знаменитые люди Земли Нижегородской» с использованием QR-кодов. Лото «Нижний Новгород», Игра-ходилка «Нижегородский Кремль», Кубики «Там, где мы живем» с использ QR-кодов.
Блок «Моя малая Родина»
Знакомила детей с самыми красивыми местами края, его городами и достопримечательностями в интерактивной игре «Города Нижегородской области». Эта игра-пазлы позволяет расширить представления о городах Нижегородской области, о промыслах, о знаменитых людях проживающих в них. Также дает представление о том, что у каждого города есть свой герб и своя история. Таким образом дети узнают, что существуют не только большие города как Москва- столица нашей Родины, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, но и малые города не менее значимые в нашей истории, и которые славятся своей промышленностью, промыслами, достопримечательностями и знаменитыми людьми Аркадий Гайдар, кот жил в Арзамасе, Валерий Чкалов его родина город Чкаловск, Кузьма Минин, родиной которого был город Балахна, Илья Муромец символ города Муром- русский богатырь.
Блок «Культура и традиции»
С целью ознакомления детей с бытом и традициями России была использована игра на липучках «Русский стол», рассматривание альбома «Предметы русского быта», расширяли представления о народном искусстве рассматривая изделия народного творчества дымковская, хохломская, городецкая росписи. Дидактические игры на липучках «Создай узор». В игре перейдя по QR- коду дети могут посмотреть видео ролики об истории народного творчества, и сами составить узор с помощью фрагментов росписи на липучках.
Игра на липучках с QR-кодами народные музыкальные инструменты «Послушай как звучит!». Здесь я использовала д/игру «Угадай инструмент по звучанию».
Будем Родине служить
Работа с детьми проводилась с целью воспитания уважения к защитникам и героям Отечества, к памяти павших бойцов- рассматривали альбомы «Героические профессии» «Герои СВО» с использованием куар кода, который знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости за них. Прививает детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, уважение и гордость за поступки героев Отечества. Рассматривали альбом «СВО», в котором представлены боевые машины и ракетные комплексы, перейдя по куар коду дети подробнее узнают о военной технике и о ее предназначении. Увидев фотографии с боевыми машинами, ребята сами рассказывали о них «А я знаю про эту машину, мне папа рассказывал, или я видел ее на выставке боевых машин. Рассматривали Альбом Катер «Герой», который находится на берегу Волги, напротив Чкаловской лестницы. (Дети говорили- я там был и видел этот катер). Через дидактические игры военные профессии «Кому что нужно», «Что лишнее», закрепляли знания о военных профессиях, уточняли знания о том, чем занимаются военные, формировали понятие, что работа военного нужна и ответственна.
Моя семья
Блок «Моя семья» является важным условием патриотического воспитания детей.
Цель блока — воспитывать бережное отношение к истории своей семьи, традициям семьи, в том числе профессиональным.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей. Дидактическая игра «Генеалогическое дерево», «Профессии членов моей семьи», дидактическая игра «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».
Блок «Правила, по которым мы живем»
Формирование основ гражданственности и патриотизма тесно связано с формированием личного отношения ребенка к соблюдению им моральных норм, чувства долга.
Дидактическая игра-беседа «Мы все разные, но мы все равны» формирует у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны, учились выделять характерные особенности внешности человека (мальчик негритенок, девочка китаянка).
Дидактическая игра на липучках «Каждый ребенок имеет право» представленная в лэпбуке «Патриотическое воспитание дошкольников» позволяет детям ознакомится со своими правами путем выбора сегмента с определенным правом и находит соответствующую картинку.
В конце года мною совместно с детьми и родителями был реализован краткосрочный проект «Страна, столица, символика» Целью реализации проекта- расширение представлений детей о государстве Россия, символах, столице. Результатом проекта стала выставка рисунков «Достопримечательности Москвы», коллективная работа «Герб России» выполнен в технике пластилинография. Вместе с детьми мы приняли участие в международном конкурсе «Расскажи миру о своей Родине», и в районном конкурсе чтецов «Вот, где нам посчастливилось родиться…» в этом конкурсе мы заняли 1 место.
Работа проводилась во взаимодействии с педагогами детского сада
Музыкальный руководитель включает в занятия слушание музыки из цикла - «Русская классическая музыка-Достояние России». Восприятие классической музыки оказывает благоприятное влияние на развитие высоких нравственных качеств, которые отражают сущность патриотического воспитания.
Инструктор по физической культуре включает в занятия ряд игр, таких как «Меткий стрелок», «Передай боеприпасы», «Пограничники и нарушители», затем проводим совместный с родителями праздник «День защитника Отечества».
Всю работу я стремилась организовать в тесном взаимодействии с семьей.
На родительском собрании я познакомила с задачами гражданско-патриотического воспитания детей подготовительного к школе возраста. Для родителей провела консультацию ««Воспитание патриотических чувств через формирование любви к родному краю», подготовила памятки, буклеты.
В начале учебного года я организовала практикум для родителей «Играем вместе с детьми. Растим маленького патриота», где в живой совместной игре, показала, как можно занять ребенка в домашней обстановке.
• Личным вкладом считаю разработку системы работы по формированию основ гражданственности и патриотизма у детей подготовительного к школе возраста средствами дидактических игр.
• Создание картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию.
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды играми и пособиями по патриотическому воспитанию, в том числе авторскими дидактическими играми.
Результативность, эффективность моей работы можно увидеть из результатов педагогической диагностики. На представленных диаграммах видна положительная динамика.
Можно сделать следующий вывод: дети имеют четкие информативные представления о государстве Россия, символах (гимн, флаг, герб, столице, историческом прошлом России, знают государственные праздники, проявляют интерес к событиям, происходящим в стране.
Проявляют чувство гордости за достижения страны; за поступки героев Отечества
Имеют четкие информативные представления о родном крае, о малой родине, проявляют интерес к населенному пункту, в котором живем, восхищаются достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего;
Уважительно относятся к Родине, к представителям разных национальностей, проявляют интерес к их культуре и обычаям.
Данный опыт работы размещен в сетевых педагогических сообществах.
В своей работе я использовала следующие источники.
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 318»
Технологии:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2022г.
Мы живем в России. Подготовительная группа. Зеленова Н. Г. издательство ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Интернет – ресурсы
"ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. "
https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2024/03/31/nauchnaya-statya-didakticheskaya-igra-v-nravstvenno
Рекомендации для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников через дидактические игры"
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2024/10/19/rekomendatsii-dlya-pedagogov-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov
Проблема патриотического воспитания в современных программах и пособиях дошкольного воспитания
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/03/problema-patrioticheskogo-vospitaniya-v-sovremennykh-programmakh-i