толстова валентина
Формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) в условиях группы продлённого дня
"Формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) в условиях группы продлённого дня. "
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!» - писал Сократ. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем: «То, что упущено в детстве, трудно наверстать».
Как укрепить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Поэтому приоритетным направлением в школьном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни.
Публикация «Формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) в условиях группы продлённого дня» размещена в разделах
Цель: создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника, умеющего полноценно жить и работать в современном обществе.
Задачи: формирование у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Эффективность работы ГПД во многом зависит от отношения ребёнка к школе, от его желания посещать группу. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребёнка, его успехов в учёбе и труде.
Моя задача состоит в том, чтобы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
.1. Режим дня.
Формирование полезных привычек. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, прививающие хорошие манеры, умение культурно вести себя. Личный опыт ребёнка ещё очень беден, ребёнок часто бывает невежлив лишь в силу незнания того, когда и как поступить. При профилактике инфекционных заболеваний в ГПД добиваюсь, чтобы дети мыли руки перед едой, после прогулки и посещения туалета (в кабинете есть бумажные полотенца, жидкое мыло).
2. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Ребята увлечённо играют и быстро знакомятся друг с другом. Огромное значение я придаю выработке навыков самостоятельности, т. к. самостоятельность – это особый вид деятельности. Самостоятельность – это самооценка. Общее развитие – опора самостоятельности. Умение высказать своё мнение, уметь поставить вопрос, уметь оценить старания и результаты товарища, умение планировать линию своей учебно-познавательной деятельности – такова направленность в воспитании самостоятельности
В младшем школьном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, потому что именно она вызывает качественное изменение в психике ребёнка.
Самым сложным направлением деятельности воспитания является организация самоподготовки. При подготовке домашнего я учитываю индивидуальные особенности каждого учащегося, оказываю помощь слабоуспевающим. Во время самоподготовки провожу физминутки, корректирующую гимнастику для глаз.
Только комплексное использование оздоровительных мероприятий в ГПД позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию всесторонне развитой личности.
3. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.
В ГПД ведётся систематическая работа по воспитанию самостоятельности и культуры поведения, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой. Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего – усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать, а не брать. В воспитании культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то пробел этот приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок часто бывает невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта лежат моральные принципы общества - гуманизм, коллективизм, дружба, ответственность за свои поступки.
В группе продленного дня, как нигде, отражается воспитанность наших учеников.
4. Санитарно-гигиенические нормы.
Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в классе, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают нам. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.
Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание.
Вывод:
Таким образом, успех работы по формированию ЗОЖ зависит от многих составляющих, в частности, от:
активного участия в этом процессе самих учащихся;
создание здоровьесберегающей среды;
высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
планомерной работы с родителями
Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья.