ольга новосёлова
Формирование начальных представлений о культуре здорового питания у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование начальных представлений о культуре здорового питания у детей 5-7 лет посредством образовательной формы «кулинарный воркшоп (workshop)».
Здоровье детей в любом обществе является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Вследствие актуальности проблемы роста алиментарно-зависимых заболеваний среди детского населения (ожирение, сахарный диабет, в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» Роспотребнадзором Российской Федерации организовано обучение населения по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания» (для детей дошкольного и детей школьного возраста). Обучение дошкольников осуществляется опосредованно (через обучение педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала ДОО, а также родителей) и нацелено на формирование у детей основных поведенческих навыков, направленных на здоровое питание и профилактику нарушений здоровья.
Публикация «Формирование начальных представлений о культуре здорового питания у детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Продукты питания
- Темочки
Разговор о правильном питании» разработана Институтом физиологии РАО. Программа состоит из трё х содержательных модулей: первый – «Разговор о здоровье и правильном питании» – предназначен для детей 6-8 лет. Следует отметить, что увлекательными для детей школьного возраста образовательными формами реализации программы являются «Летний кулинарный лагерь» (для детей 9-11 лет) и конкурс «Кулинарная студия» (для подростков 12-13 лет, цель которых – пробуждать интерес к кулинарии и формировать практические навыки приготовления пищи. Для детей 6-8 лет аналогичные формы программой не предусмотрены, хотя идея формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков приготовления пищи не нова, и в советский период реализовалась в содержании трудового воспитания («Приготовление винегрета», «Приготовление вареников» и пр.).
В настоящее время интерес педагогов ДОО к кулинарии (приготовлению пищи) как части образовательного процесса возрастает. Совместное с детьми приготовление пищи стимулирует познавательную активность ребёнка, побуждает ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные, формируя тем самым стереотипы здорового питания.
Использование кулинарии в дошкольном возрасте способствует развитию сенсомоторной координации через простые повседневные действия (мытье и резка овощей, фруктов, развивает сенсорное восприятие и формирует математические навыки (счёта, измерения, сложения, деления, способствует развитию мышления (упорядочивание и сортировка предметов, смешивание ингредиенты и наблюдение за их преобразованием, развивает речь (обогащение словарного запаса, выражение своих ощущений, формирует географические и исторические представления (происхождение знакомых продуктов питания) и помогает привлечь к заботе об окружающей среде (выращивание плодово-овощных культур).
Таким образом, в рамках реализации парциальной программы «Разговор о правильном питании» возникла необходимость разработки образовательного цикла «Кулинария для дошкольников», реализующегося в формате кулинарных моноблоков, в котором основной формой организации образовательной деятельности является кулинарный воркшоп (workshop).
Формирование начальных представлений о культуре здорового питания у детей 5-7 лет осуществляется в рамках образовательного цикла «Кулинария для дошкольников», реализующегося в формате кулинарных моноблоков, посредством образовательной формы «кулинарный воркшоп (workshop)», обеспечивающей выработку стереотипов здорового питания (пищевых предпочтений и поведенческих навыков.
Формирование представлений о культуре здорового питания осуществлялось поэтапно:
- на первом этапе (диагностическом) изучался начальный уровень представлений воспитанников о культуре здорового питания и выявлялись имеющиеся у детей пищевые предпочтения; изучался воспитательный потенциал семей (ценностные установки, культурные особенности, ожидания и предпочтения) и определялась степень участия семьи в мероприятиях образовательного цикла «Кулинария для дошкольников»;
- на втором этапе разрабатывались кулинарные моноблоки («Морковь», «Капуста», «Огурцы-помидоры», «Винегрет (овощи)», «Фрукты», «Ягоды», «Яйца», «Чай» и пр.); проводились совместные детско-взрослые кулинарные воркшопы (в т. ч. онлайн-занятия, детские кулинарные мастер-классы); организовывались различные формы информационной и консультативной поддержки семей; обогащалось дидактическое содержание развивающей предметно-пространственной среды группы;
- на третьем этапе (итоговом) выявлялась степень результативности педагогической деятельности на основе оценки сформированности у детей стереотипов здорового питания (пищевых предпочтений и поведенческих навыков); осуществлялась диссеминация педагогического опыта в разных формах.
Поскольку решающую роль в выработке у ребёнка стереотипов здорового питания играют ценностные установки семьи, начальным звеном реализации образовательного цикла «Кулинария для дошкольников» является организация партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников.
В целях активизации образовательных ресурсов семьи, обогащения семейного опыта воспитания используются различные формы информационной и консультативной поддержки, обеспечивающие повышение социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей по формированию у детей основных поведенческих навыков, направленных на здоровое питание :
1) Лифлет для родителей («Разговор о правильном питании»);
2) памятки «Рейтинг самых вредных для детей продуктов питания», «Рейтинг самых полезных для детей продуктов питания»;
3) буклеты «Учимся правильно питаться», «Формирование представлений о правильном питании у детей с помощью игры», «Знакомим ребёнка с секретами кухни»;
4) онлайн-консультирование «Компетентный родитель» : разработанная в Google-формах анкета рассылается родителям ссылкой (по электронной почте или в соцсети); после завершения опроса (анкетирования) респондентам рассылается сообщение (в соцсетях, по электронной почте или sms) следующего содержания: «Уважаемые родители! Проверить, совпадает ли ваша точка зрения с мнением специалистов в области здорового питания, вы можете по ссылке: …»; переход по ссылке позволяет родителям изучить консультативные материалы, размещённые в облачном сервере Яндекс. Диск;
5) воркшоп «Кулинария для дошкольников: вкусно и полезно», посвящённый способам формирования у детей элементарных навыков приготовления блюд. Структура:
1-я часть – информационный обмен (презентация родителям перечня индивидуальных предпочтений детей в выборе блюд, которые они хотели бы уметь готовить);
2-я часть – генерация идей (дискуссия по организационным вопросам проведения детского кулинарного мастер-класса);
3-я часть – передача технологий и мастерства (мастер-класс «Как помочь ребёнку освоить технологию приготовления блюда и продемонстрировать её сверстникам»);
4-я часть – творчество (мозговой штурм, например, придумать оригинальные варианты оформления одного и того же блюда и пр.);
6) обучающие видеоролики YouTube-канала «Счастливый дошкольник с Ольгой Новоселовой»;
7) интернет-страница «Воспитатель дома. Дистанционный детский сад» с онлайн-занятиями для обучения детей основам кулинарии в условиях семейного воспитания.
Непосредственное вовлечение семьи в образовательную деятельность осуществляется в форме :
участия в создании фотоальбомов «Любимое и полезное блюдо моей семьи», «Репортаж с семейной кухни»;
помощи ребёнку в подготовке к проведению детского мастер-класса «Вкусняшка!». Родители помогают выбрать необходимую посуду и инструменты, подготовить нужные продукты, освоить способы нарезки, последовательность действий. Вместе с ребёнком обязательно оформляют наглядную опору – т. н. «технологическую карту», пошагово иллюстрирующую трудовой процесс: что нужно взять для приготовления блюда, что нужно делать и в какой последовательности готовить;
побуждения детей к воспроизведению в домашнем кругу освоенных на кулинарном воркшопе (или мастер-классе) умений (родители просят ребёнка приготовить дома такой же вкусный салат, какой он принёс из детского сада).
Следующим необходимым условием стимулирования познавательной активности ребёнка, мотивирующим интерес к получению информации о здоровом питании, является содержательно насыщенная развивающая предметно-пространственная среда группы.
В распоряжение детей предоставляются различные дидактические пособия и материалы, побуждающие к освоению знаний о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, какие витамины и минеральные вещества содержатся в овощах, фруктах и ягодах, о значении жидкости для организма человека и ценности разнообразных напитков (овощных, фруктовых, ягодных, о правильных навыках приёма пищи, об основных принципах гигиены питания, о ежедневном рационе питания и его составе (завтрак, обед, полдник, ужин).
Все материалы и пособия рассредоточиваются в книжном уголке, уголке познавательно-исследовательской деятельности, игровом уголке, уголке продуктивной деятельности.
В книжном уголке размещаются иллюстрированные книги о продуктах питания : «Здоровое питание. Азбука здоровья»; Е. Мириманова «Детям о питании. Невероятное путешествие по Нутриландии»; А. И. Монвиж-Монтвид «Где живут витамины?»; Т. Бойченко «Полезная еда»; П. Маркс «Энциклопедия здорового аппетита»; Р. С. Бернер «Большая кулинарная книга городка» и пр.
В уголке познавательно-исследовательской деятельности сосредотачиваются: рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании»; дидактические игры на классификацию и группировку продуктов питания («Целое и части. Из чего состоит блюдо?», «Построй пищевую пирамиду» и пр.); настольно-печатная игра «Аскорбинка и её друзья 2. Витамины и их полезные свойства»; дидактическое пособие «Круги Луллия» (с комплектом карточек по темам «Продукты питания», «Что лишнее?», «Будь внимателен», «Обед», «Съедобное - несъедобное», «Приготовь завтрак/обед/ужин»); паззлы, лото; карточки и таблицы с правилами поведения на кухне; «технологические карты» с алгоритмом приготовления блюд; фотоальбомы «Любимое блюдо моей семьи», «Мы с мамой на кухне», «Семейный мастер-класс».
В игровом уголке размещаются атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр: маски с изображением продуктов питания (для подвижных игр «Огород», «Война овощей и фруктов», «Угадай, кто я?»); фартук, колпак, игровая кухонная утварь, муляжи продуктов питания, тележки магазинные игровые; игрушки из серии «Миньоны. Продукты питания» и пр.
Также материалы и пособия для развития представлений о культуре здорового питания размещаются в уголке продуктивной деятельности: раскраски с изображением овощей и фруктов, яркие картинки с нераскрашенными деталями (частями, цветные карандаши, трафареты с изображением контура продуктов питания, обводки.
По каждому кулинарному моноблоку («Морковь», «Капуста», «Огурцы-помидоры», «Винегрет (овощи)», «Фрукты», «Ягоды», «Яйца», «Чай» и пр.) организуются совместные детско-взрослые кулинарные воркшопы, которые охватывают разные виды кулинарной обработки: механическая обработка (нарезка, натирание, варка (на примере винегрета, яиц, жарка (блины, выпечка (пицца, вафли, приготовление без обработки (бутерброд, кипячение, заваривание.
Структура воркшопа для каждого кулинарного моноблока едина и состоит из четырё х частей:
1) информационный обмен (презентация продукта, географические и исторические сведения о его происхождении, сведения о содержащихся в нём витаминах и минеральных веществах, о пользе для здоровья, о значении в рационе питания);
2) генерация идей ( дискуссия: обсуждение вариантов приготовления блюд из продукта (что можно приготовить);
3) передача технологий и мастерства (мастер-класс с использованием «технологической карты» : постановка цели (что будем готовить) выбор необходимого оборудования (какая посуда и инструменты понадобятся) определение трудовых действий (как будем делать) и их последовательности (что сначала, что потом) получение промежуточных результатов (что будет получаться по окончании каждого действия) самостоятельное выполнение трудовых действий получение результата (что получилось) оценка соответствия результата поставленной цели);
4) творчество (мозговой штурм, конкурс: лучшее название блюда; варианты оформления и/ или подачи блюда, сервировки стола и т. п.).
Приготовленные блюда дети забирают домой, угощают ими своих родителей и дегустируют сами.
Итогом кулинарного воркшопа становится освоение детьми навыков приготовления элементарных блюд, полезных для здоровья. Посредством кулинарного воркшопа у дошкольников постепенно формируется разнообразный «вкусовой кругозор», изменяются пищевые предпочтения (начинают нравиться новые, незнакомые ранее, полезные продукты и блюда, появляется осознанность выбора полезных продуктов и блюд.
Вариантом проведения кулинарного воркшопа является детский кулинарный мастер-класс «Вкусняшка!», большая роль в подготовке которого отводится семье. Содержание кулинарного мастер-класса составляет приготовление вкусных и полезных блюд и напитков (салатов, пюре, соков) из свежих овощей, фруктов, ягод. Овощные блюда дошкольники, как правило, не очень любят, а приготовленные собственноручно – охотно съедают.
Детский кулинарный мастер-класс проводится во вторую половину дня, 1-2 раза в месяц.
Предварительно, используя модель «трёх вопросов», изучаются мнения и инициативы детей. Затем составляется перечень блюд, которые дети хотели бы уметь готовить, уточняются индивидуальные предпочтения детей (кто-то хочет уметь готовить винегрет, кто-то – фруктовый салат, а кто-то – морковный или капустный сок и т. п.). Этот перечень доводится до сведения родителей, с которыми обсуждаются организационные вопросы проведения мастер-классов и уточняются даты проведения.
В домашнем кругу ребёнок готовится к проведению мастер-класса, осваивая технологию приготовления блюда.
В назначенный день в детском саду родители всех воспитанников приносят в группу необходимые продукты и посуду. Ребёнок рассказывает о вкусном и полезном блюде, которое он умеет делать и будет сейчас готовить, и проводит для всех детей группы мастер-класс.
Использование такой формы способствует формированию у ребёнка положительного отношения к себе, развитию уверенности в своих возможностях, воспитанию доброжелательного отношения и сотрудничества со сверстниками.
Недоступные для проведения в условиях ДОО варианты приготовления блюд проводятся дистанционно:
1) в формате онлайн-занятия («Воспитатель дома», YouTube-канал «Счастливый дошкольник с Ольгой Новоселовой»);
2) в формате «семейного репортажа» с места приготовления, в т. ч. экскурсионного посещения.
Разработана система партнёрского взаимодействия в рамках образовательного цикла «Кулинария для дошкольников», реализующаяся в совместной деятельности взрослых и детей 5-7 лет в форме «кулинарного воркшопа» и обеспечивающая формирование начальных представлений о культуре здорового питания.
Новизна личного вклада заключается в оптимизации педагогических условий выработки у детей стереотипов здорового питания : внедрении инновационных форм организации образовательной деятельности (кулинарный воркшоп, детский кулинарный мастер-класс, онлайн-занятие, «репортаж с семейной кухни»).
Для реализации образовательного цикла «Кулинария для дошкольников» разработан учебно-методический комплект, включающий:
тематическое планирование (на два года обучения);
комплект методических разработок (по кулинарным моноблокам «Морковь», «Капуста», «Огурцы-помидоры», «Винегрет (овощи)», «Фрукты», «Ягоды», «Яйца», «Чай» и пр.);
комплект дидактических материалов («технологические карты» с алгоритмом приготовления блюд; карточки и таблицы с правилами поведения на кухне; опорные схемы; наглядные модели);
цифровые образовательные ресурсы (мультимедийные презентации «О происхождении продуктов питания», «Интересные факты о продуктах питания»; онлайн-занятия; YouTube-канал «Счастливый дошкольник с Ольгой Новоселовой»);
комплект информационных материалов для родителей (памяток, буклетов, статей для онлайн-консультирования «Компетентный родитель», страницы для родителей в сети Интернет «Воспитатель дома. Дистанционный детский сад»).