Папки-передвижки

Формирование начальных представлений о культуре здорового питания у детей 5–7 лет

ольга новосёлова
Формирование начальных представлений о культуре здорового питания у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование начальных представлений о культуре здорового питания у детей 5-7 лет посредством образовательной формы «кулинарный воркшоп (workshop)».

Здоровье детей в любом обществе является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Вследствие актуальности проблемы роста алиментарно-зависимых заболеваний среди детского населения (ожирение, сахарный диабет, в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» Роспотребнадзором Российской Федерации организовано обучение населения по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания» (для детей дошкольного и детей школьного возраста). Обучение дошкольников осуществляется опосредованно (через обучение педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала ДОО, а также родителей) и нацелено на формирование у детей основных поведенческих навыков, направленных на здоровое питание и профилактику нарушений здоровья.

Публикация «Формирование начальных представлений о культуре здорового питания у детей 5–7 лет» размещена в разделах

Разговор о правильном питании» разработана Институтом физиологии РАО. Программа состоит из трё х содержательных модулей: первый – «Разговор о здоровье и правильном питании»предназначен для детей 6-8 лет. Следует отметить, что увлекательными для детей школьного возраста образовательными формами реализации программы являются «Летний кулинарный лагерь» (для детей 9-11 лет) и конкурс «Кулинарная студия» (для подростков 12-13 лет, цель которых – пробуждать интерес к кулинарии и формировать практические навыки приготовления пищи. Для детей 6-8 лет аналогичные формы программой не предусмотрены, хотя идея формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков приготовления пищи не нова, и в советский период реализовалась в содержании трудового воспитания («Приготовление винегрета», «Приготовление вареников» и пр.).

В настоящее время интерес педагогов ДОО к кулинарии (приготовлению пищи) как части образовательного процесса возрастает. Совместное с детьми приготовление пищи стимулирует познавательную активность ребёнка, побуждает ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные, формируя тем самым стереотипы здорового питания.

Использование кулинарии в дошкольном возрасте способствует развитию сенсомоторной координации через простые повседневные действия (мытье и резка овощей, фруктов, развивает сенсорное восприятие и формирует математические навыки (счёта, измерения, сложения, деления, способствует развитию мышления (упорядочивание и сортировка предметов, смешивание ингредиенты и наблюдение за их преобразованием, развивает речь (обогащение словарного запаса, выражение своих ощущений, формирует географические и исторические представления (происхождение знакомых продуктов питания) и помогает привлечь к заботе об окружающей среде (выращивание плодово-овощных культур).

Таким образом, в рамках реализации парциальной программы «Разговор о правильном питании» возникла необходимость разработки образовательного цикла «Кулинария для дошкольников», реализующегося в формате кулинарных моноблоков, в котором основной формой организации образовательной деятельности является кулинарный воркшоп (workshop).

Формирование начальных представлений о культуре здорового питания у детей 5-7 лет осуществляется в рамках образовательного цикла «Кулинария для дошкольников», реализующегося в формате кулинарных моноблоков, посредством образовательной формы «кулинарный воркшоп (workshop)», обеспечивающей выработку стереотипов здорового питания (пищевых предпочтений и поведенческих навыков.

Формирование представлений о культуре здорового питания осуществлялось поэтапно:

- на первом этапе (диагностическом) изучался начальный уровень представлений воспитанников о культуре здорового питания и выявлялись имеющиеся у детей пищевые предпочтения; изучался воспитательный потенциал семей (ценностные установки, культурные особенности, ожидания и предпочтения) и определялась степень участия семьи в мероприятиях образовательного цикла «Кулинария для дошкольников»;

- на втором этапе разрабатывались кулинарные моноблоки («Морковь», «Капуста», «Огурцы-помидоры», «Винегрет (овощи)», «Фрукты», «Ягоды», «Яйца», «Чай» и пр.); проводились совместные детско-взрослые кулинарные воркшопы (в т. ч. онлайн-занятия, детские кулинарные мастер-классы); организовывались различные формы информационной и консультативной поддержки семей; обогащалось дидактическое содержание развивающей предметно-пространственной среды группы;

- на третьем этапе (итоговом) выявлялась степень результативности педагогической деятельности на основе оценки сформированности у детей стереотипов здорового питания (пищевых предпочтений и поведенческих навыков); осуществлялась диссеминация педагогического опыта в разных формах.

Поскольку решающую роль в выработке у ребёнка стереотипов здорового питания играют ценностные установки семьи, начальным звеном реализации образовательного цикла «Кулинария для дошкольников» является организация партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников.

В целях активизации образовательных ресурсов семьи, обогащения семейного опыта воспитания используются различные формы информационной и консультативной поддержки, обеспечивающие повышение социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей по формированию у детей основных поведенческих навыков, направленных на здоровое питание :

1) Лифлет для родителей («Разговор о правильном питании»);

2) памятки «Рейтинг самых вредных для детей продуктов питания», «Рейтинг самых полезных для детей продуктов питания»;

3) буклеты «Учимся правильно питаться», «Формирование представлений о правильном питании у детей с помощью игры», «Знакомим ребёнка с секретами кухни»;

4) онлайн-консультирование «Компетентный родитель» : разработанная в Google-формах анкета рассылается родителям ссылкой (по электронной почте или в соцсети); после завершения опроса (анкетирования) респондентам рассылается сообщение (в соцсетях, по электронной почте или sms) следующего содержания: «Уважаемые родители! Проверить, совпадает ли ваша точка зрения с мнением специалистов в области здорового питания, вы можете по ссылке: …»; переход по ссылке позволяет родителям изучить консультативные материалы, размещённые в облачном сервере Яндекс. Диск;

5) воркшоп «Кулинария для дошкольников: вкусно и полезно», посвящённый способам формирования у детей элементарных навыков приготовления блюд. Структура:

1-я часть – информационный обмен (презентация родителям перечня индивидуальных предпочтений детей в выборе блюд, которые они хотели бы уметь готовить);

2-я часть – генерация идей (дискуссия по организационным вопросам проведения детского кулинарного мастер-класса);

3-я часть – передача технологий и мастерства (мастер-класс «Как помочь ребёнку освоить технологию приготовления блюда и продемонстрировать её сверстникам»);

4-я часть – творчество (мозговой штурм, например, придумать оригинальные варианты оформления одного и того же блюда и пр.);

6) обучающие видеоролики YouTube-канала «Счастливый дошкольник с Ольгой Новоселовой»;

7) интернет-страница «Воспитатель дома. Дистанционный детский сад» с онлайн-занятиями для обучения детей основам кулинарии в условиях семейного воспитания.

Непосредственное вовлечение семьи в образовательную деятельность осуществляется в форме :

участия в создании фотоальбомов «Любимое и полезное блюдо моей семьи», «Репортаж с семейной кухни»;

помощи ребёнку в подготовке к проведению детского мастер-класса «Вкусняшка!». Родители помогают выбрать необходимую посуду и инструменты, подготовить нужные продукты, освоить способы нарезки, последовательность действий. Вместе с ребёнком обязательно оформляют наглядную опору – т. н. «технологическую карту», пошагово иллюстрирующую трудовой процесс: что нужно взять для приготовления блюда, что нужно делать и в какой последовательности готовить;

побуждения детей к воспроизведению в домашнем кругу освоенных на кулинарном воркшопе (или мастер-классе) умений (родители просят ребёнка приготовить дома такой же вкусный салат, какой он принёс из детского сада).

Следующим необходимым условием стимулирования познавательной активности ребёнка, мотивирующим интерес к получению информации о здоровом питании, является содержательно насыщенная развивающая предметно-пространственная среда группы.

В распоряжение детей предоставляются различные дидактические пособия и материалы, побуждающие к освоению знаний о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, какие витамины и минеральные вещества содержатся в овощах, фруктах и ягодах, о значении жидкости для организма человека и ценности разнообразных напитков (овощных, фруктовых, ягодных, о правильных навыках приёма пищи, об основных принципах гигиены питания, о ежедневном рационе питания и его составе (завтрак, обед, полдник, ужин).

Все материалы и пособия рассредоточиваются в книжном уголке, уголке познавательно-исследовательской деятельности, игровом уголке, уголке продуктивной деятельности.

В книжном уголке размещаются иллюстрированные книги о продуктах питания : «Здоровое питание. Азбука здоровья»; Е. Мириманова «Детям о питании. Невероятное путешествие по Нутриландии»; А. И. Монвиж-Монтвид «Где живут витамины?»; Т. Бойченко «Полезная еда»; П. Маркс «Энциклопедия здорового аппетита»; Р. С. Бернер «Большая кулинарная книга городка» и пр.

В уголке познавательно-исследовательской деятельности сосредотачиваются: рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании»; дидактические игры на классификацию и группировку продуктов питания («Целое и части. Из чего состоит блюдо?», «Построй пищевую пирамиду» и пр.); настольно-печатная игра «Аскорбинка и её друзья 2. Витамины и их полезные свойства»; дидактическое пособие «Круги Луллия» (с комплектом карточек по темам «Продукты питания», «Что лишнее?», «Будь внимателен», «Обед», «Съедобное - несъедобное», «Приготовь завтрак/обед/ужин»); паззлы, лото; карточки и таблицы с правилами поведения на кухне; «технологические карты» с алгоритмом приготовления блюд; фотоальбомы «Любимое блюдо моей семьи», «Мы с мамой на кухне», «Семейный мастер-класс».

В игровом уголке размещаются атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр: маски с изображением продуктов питания (для подвижных игр «Огород», «Война овощей и фруктов», «Угадай, кто я?»); фартук, колпак, игровая кухонная утварь, муляжи продуктов питания, тележки магазинные игровые; игрушки из серии «Миньоны. Продукты питания» и пр.

Также материалы и пособия для развития представлений о культуре здорового питания размещаются в уголке продуктивной деятельности: раскраски с изображением овощей и фруктов, яркие картинки с нераскрашенными деталями (частями, цветные карандаши, трафареты с изображением контура продуктов питания, обводки.

По каждому кулинарному моноблоку («Морковь», «Капуста», «Огурцы-помидоры», «Винегрет (овощи)», «Фрукты», «Ягоды», «Яйца», «Чай» и пр.) организуются совместные детско-взрослые кулинарные воркшопы, которые охватывают разные виды кулинарной обработки: механическая обработка (нарезка, натирание, варка (на примере винегрета, яиц, жарка (блины, выпечка (пицца, вафли, приготовление без обработки (бутерброд, кипячение, заваривание.

Структура воркшопа для каждого кулинарного моноблока едина и состоит из четырё х частей:

1) информационный обмен (презентация продукта, географические и исторические сведения о его происхождении, сведения о содержащихся в нём витаминах и минеральных веществах, о пользе для здоровья, о значении в рационе питания);

2) генерация идей ( дискуссия: обсуждение вариантов приготовления блюд из продукта (что можно приготовить);

3) передача технологий и мастерства (мастер-класс с использованием «технологической карты» : постановка цели (что будем готовить) выбор необходимого оборудования (какая посуда и инструменты понадобятся) определение трудовых действий (как будем делать) и их последовательности (что сначала, что потом) получение промежуточных результатов (что будет получаться по окончании каждого действия) самостоятельное выполнение трудовых действий получение результата (что получилось) оценка соответствия результата поставленной цели);

4) творчество (мозговой штурм, конкурс: лучшее название блюда; варианты оформления и/ или подачи блюда, сервировки стола и т. п.).

Приготовленные блюда дети забирают домой, угощают ими своих родителей и дегустируют сами.

Итогом кулинарного воркшопа становится освоение детьми навыков приготовления элементарных блюд, полезных для здоровья. Посредством кулинарного воркшопа у дошкольников постепенно формируется разнообразный «вкусовой кругозор», изменяются пищевые предпочтения (начинают нравиться новые, незнакомые ранее, полезные продукты и блюда, появляется осознанность выбора полезных продуктов и блюд.

Вариантом проведения кулинарного воркшопа является детский кулинарный мастер-класс «Вкусняшка!», большая роль в подготовке которого отводится семье. Содержание кулинарного мастер-класса составляет приготовление вкусных и полезных блюд и напитков (салатов, пюре, соков) из свежих овощей, фруктов, ягод. Овощные блюда дошкольники, как правило, не очень любят, а приготовленные собственноручно – охотно съедают.

Детский кулинарный мастер-класс проводится во вторую половину дня, 1-2 раза в месяц.

Предварительно, используя модель «трёх вопросов», изучаются мнения и инициативы детей. Затем составляется перечень блюд, которые дети хотели бы уметь готовить, уточняются индивидуальные предпочтения детей (кто-то хочет уметь готовить винегрет, кто-то – фруктовый салат, а кто-то – морковный или капустный сок и т. п.). Этот перечень доводится до сведения родителей, с которыми обсуждаются организационные вопросы проведения мастер-классов и уточняются даты проведения.

В домашнем кругу ребёнок готовится к проведению мастер-класса, осваивая технологию приготовления блюда.

В назначенный день в детском саду родители всех воспитанников приносят в группу необходимые продукты и посуду. Ребёнок рассказывает о вкусном и полезном блюде, которое он умеет делать и будет сейчас готовить, и проводит для всех детей группы мастер-класс.

Использование такой формы способствует формированию у ребёнка положительного отношения к себе, развитию уверенности в своих возможностях, воспитанию доброжелательного отношения и сотрудничества со сверстниками.

Недоступные для проведения в условиях ДОО варианты приготовления блюд проводятся дистанционно:

1) в формате онлайн-занятия («Воспитатель дома», YouTube-канал «Счастливый дошкольник с Ольгой Новоселовой»);

2) в формате «семейного репортажа» с места приготовления, в т. ч. экскурсионного посещения.

Разработана система партнёрского взаимодействия в рамках образовательного цикла «Кулинария для дошкольников», реализующаяся в совместной деятельности взрослых и детей 5-7 лет в форме «кулинарного воркшопа» и обеспечивающая формирование начальных представлений о культуре здорового питания.

Новизна личного вклада заключается в оптимизации педагогических условий выработки у детей стереотипов здорового питания : внедрении инновационных форм организации образовательной деятельности (кулинарный воркшоп, детский кулинарный мастер-класс, онлайн-занятие, «репортаж с семейной кухни»).

Для реализации образовательного цикла «Кулинария для дошкольников» разработан учебно-методический комплект, включающий:

тематическое планирование (на два года обучения);

комплект методических разработок (по кулинарным моноблокам «Морковь», «Капуста», «Огурцы-помидоры», «Винегрет (овощи)», «Фрукты», «Ягоды», «Яйца», «Чай» и пр.);

комплект дидактических материалов («технологические карты» с алгоритмом приготовления блюд; карточки и таблицы с правилами поведения на кухне; опорные схемы; наглядные модели);

цифровые образовательные ресурсы (мультимедийные презентации «О происхождении продуктов питания», «Интересные факты о продуктах питания»; онлайн-занятия; YouTube-канал «Счастливый дошкольник с Ольгой Новоселовой»);

комплект информационных материалов для родителей (памяток, буклетов, статей для онлайн-консультирования «Компетентный родитель», страницы для родителей в сети Интернет «Воспитатель дома. Дистанционный детский сад»).

Публикации по теме:

Дидактические пособие «Пирамида здорового питания»Дидактические пособие «Пирамида здорового питания» Как важно учить детей здоровому образу жизни! А правильный выбор продуктов питания - это тоже важный фактор сохранения здоровья человека.

Фотоотчет об акции «Марафон здорового питания»Фотоотчет об акции «Марафон здорового питания» Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья.

Тематическая неделя здорового питания для младшего дошкольного возрастаТематическая неделя здорового питания для младшего дошкольного возраста Тематическая неделя здорового питания была организована в нашем детском саду. В нашей группе была проведена беседа о пользе каш и их роли.

Фотоотчёт «Месячник здорового питания»Фотоотчёт «Месячник здорового питания» Добрый день,всем гостям моей странички! Всегда рада поделиться с вами новостями, которые происходят в нашей группе. Ребята и их родители.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Круглый стол для родителей «Азбука здорового питания»Круглый стол для родителей «Азбука здорового питания» Цель: формирование у законных представителей представления о значимости правильного питания детей, как составной части культуры здоровья.

Пособие «Пирамида здорового питания для дошкольников»Пособие «Пирамида здорового питания для дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня представляю вашему вниманию пирамиду питания для дошкольников. Я уже работала по проекту здорового.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Проект «Азбука здорового питания» в средней группе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 411», Кировский район 630088, г. Новосибирск.

Проект «Неделя здорового питания» в разновозрастной группеПроект «Неделя здорового питания» в разновозрастной группе Цель: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового питания. Задачи: Образовательные: расширить и уточнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование начальных представлений о культуре здорового питания у детей 5–7 лет
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 15:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование начальных представлений о культуре здорового питания у детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем ольга новосёлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД