Лучший педагог года

Формирование гражданской идентичности через изучение народных промыслов России в летнем городском оздоровительном лагере

Светлана Шведова
Формирование гражданской идентичности через изучение народных промыслов России в летнем городском оздоровительном лагере
▼ Скачать + Заказать документы

В мире 21 века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою гражданскую и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией", — сказал глава государства В. В. Путин, выступая с посланием к Федеральному Собранию (РИА Новости).

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.

Публикация «Формирование гражданской идентичности через изучение народных промыслов России в летнем городском оздоровительном лагере» размещена в разделах

Формирование гражданской идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Оно заложено в песнях, стихах, пословицах, поговорках, в традициях народа. Все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброту. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к семье, роду, родине.

В русской народной культуре содержится единство эстетического, художественного и нравственного воспитания, что является главным условием эффективности педагогической работы.

Чтобы донести до сознания младших школьников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.

В МАУ ДО «Центр Гармония» ведется работа по изучению промыслов России. Проект «В гости к русским мастерам» был запущен 2 года назад. Летом, в августе 2021 года, на летней досуговой площадке «Отдыхаем на отлично» прошел цикл занятий по общей теме: «Использование народных орнаментов в силуэтном моделировании игрушек». Эта прекрасная возможность для формирования у детей гражданской идентичности посредствам изучения народных промыслов и народной культуры русского народа. Так как система обычаев и традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

Тема: «Использование народных орнаментов в силуэтном моделировании игрушек» в рамках проекта «В гости к русским мастерам»

Тип проекта: познавательно-творческий

Возраст детей: 7-9 лет

Период реализации: 1 месяц август (летняя досуговая площадка «Отдыхаем на отлично»)

Участники проекта:

Педагог: Шведова С. В.

Участники летней творческой площадки - 42 ребёнка

Родители воспитанников: 18 человек

Цель: формировать и расширять знания детей о народных промыслах через ознакомление с народной игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, раскрыть детям суть народной игрушки, закрепить в их сознании связь между игрушкой и бытом своего народа.

2. Развивать декоративное-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.

3. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.

4. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты:

- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;

- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);

- пополнение и обновление предметно-развивающей среды по духовно-нравственному воспитанию;

- активное вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

Содержание работы

• Лошадки (по мотивам филимоновской игрушки)

• Барыня (по мотивам романовской игрушки)

• Матрешки (по мотивам семеновской игрушки)

• Птица счастья (по мотивам архангелогородской игрушки)

• Индюк (по мотивам дымковской игрушки)

• Павлин (по мотивам городецкой росписи)

• Котики (по мотивам мезенской росписи)

• Кружки (по мотивам росписи гжель)

• Русская народная тряпичная кукла

• Подносы (по мотивам жостовской росписи)

• Платки (по мотивам павлово-посадкой росписи)

Результативность проекта

По результатам проекта у детей расширились представления о русских народных промыслах : Хохломе, Дымково, Гжели, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.

Пополнилась и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов, созданы коллекции: «Тряпичные народные куклы», «Сине-голубая гжель», «Русские матрёшки», «Дымковские игрушки».

Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ, в телеграмм выкладывались ролики работ детей и их родителей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Фотоотчет о мероприятии в летнем лагере «Алло, мы ищем таланты!»Фотоотчет о мероприятии в летнем лагере «Алло, мы ищем таланты!» Доброе время суток, дорогие друзья! Лето, лагерь – это совсем другая, отдельная маленькая жизнь, каждый день не похож на другой, каждый.

Фотоотчет «Посещение станции юннатов в летнем оздоровительном лагере»Фотоотчет «Посещение станции юннатов в летнем оздоровительном лагере» Несколько раз воспитанники отряда "Пчелка" "выходили" в город с целью посещения различных экскурсий. Одной из таких экскурсий - было посещение.

Фотоотчёт о летнем спортивно-оздоровительном развлечении «Морской праздник»Фотоотчёт о летнем спортивно-оздоровительном развлечении «Морской праздник» Каждое лето стало традицией в нашем «Теремке», организовывать спортивно- музыкальный праздник с участие Морского царя Нептуна. Каждый год.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Фотоотчет «Скульптурные формы народных промыслов России в лепке наших дошколят. Каслинское литьё и Богородская игрушка»Фотоотчет «Скульптурные формы народных промыслов России в лепке наших дошколят. Каслинское литьё и Богородская игрушка» Российские народные промыслы могут служить отличным предметом лепки детей дошкольного возраста. Самыми близкими для дошкольников являются.

Фотоотчет о летнем отдыхе детей в оздоровительном центреФотоотчет о летнем отдыхе детей в оздоровительном центре Летний отдых детей в центре «Тимуровец» Добрый день, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички. Лето – самое любимое время года.

Фотоотчет «Наша жизнь в летнем оздоровительном центре»Фотоотчет «Наша жизнь в летнем оздоровительном центре» Наша жизнь в летнем оздоровительном центре. Фотоотчет Доброе время суток, дорогие друзья и гости моей странички! Подходят к завершению.

Отчёт о летнем лагере для подростков с ОВЗОтчёт о летнем лагере для подростков с ОВЗ Летняя пора – радостное и самое желанное время для людей всех возрастов. Это время не только для отдыха, но и для общения, познания и развития.

Урок-игра в летнем лагере для учащихся начальных классов «Чудеса России»Урок-игра в летнем лагере для учащихся начальных классов «Чудеса России» Праздничное путешествие «Чудеса России» (урок-игра в летнем лагере, для детей 8-12 лет) Цель: способствовать формированию у детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гражданской идентичности через изучение народных промыслов России в летнем городском оздоровительном лагере
Опубликовано: 11 июня 2022 в 21:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование гражданской идентичности через изучение народных промыслов России в летнем городском оздоровительном лагере» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шведова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД