Светлана Шведова
Формирование гражданской идентичности через изучение народных промыслов России в летнем городском оздоровительном лагере
▼ Скачать + Заказать документы
В мире 21 века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою гражданскую и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией", — сказал глава государства В. В. Путин, выступая с посланием к Федеральному Собранию (РИА Новости).
Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
Публикация «Формирование гражданской идентичности через изучение народных промыслов России в летнем городском оздоровительном лагере» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лагерь. Пришкольные, летние, оздоровительные
- Лето
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2022
Формирование гражданской идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Оно заложено в песнях, стихах, пословицах, поговорках, в традициях народа. Все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброту. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к семье, роду, родине.
В русской народной культуре содержится единство эстетического, художественного и нравственного воспитания, что является главным условием эффективности педагогической работы.
Чтобы донести до сознания младших школьников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.
Наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.
В МАУ ДО «Центр Гармония» ведется работа по изучению промыслов России. Проект «В гости к русским мастерам» был запущен 2 года назад. Летом, в августе 2021 года, на летней досуговой площадке «Отдыхаем на отлично» прошел цикл занятий по общей теме: «Использование народных орнаментов в силуэтном моделировании игрушек». Эта прекрасная возможность для формирования у детей гражданской идентичности посредствам изучения народных промыслов и народной культуры русского народа. Так как система обычаев и традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Тема: «Использование народных орнаментов в силуэтном моделировании игрушек» в рамках проекта «В гости к русским мастерам»
Тип проекта: познавательно-творческий
Возраст детей: 7-9 лет
Период реализации: 1 месяц август (летняя досуговая площадка «Отдыхаем на отлично»)
Участники проекта:
Педагог: Шведова С. В.
Участники летней творческой площадки - 42 ребёнка
Родители воспитанников: 18 человек
Цель: формировать и расширять знания детей о народных промыслах через ознакомление с народной игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, раскрыть детям суть народной игрушки, закрепить в их сознании связь между игрушкой и бытом своего народа.
2. Развивать декоративное-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.
3. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.
4. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты:
- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;
- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);
- пополнение и обновление предметно-развивающей среды по духовно-нравственному воспитанию;
- активное вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
Содержание работы
• Лошадки (по мотивам филимоновской игрушки)
• Барыня (по мотивам романовской игрушки)
• Матрешки (по мотивам семеновской игрушки)
• Птица счастья (по мотивам архангелогородской игрушки)
• Индюк (по мотивам дымковской игрушки)
• Павлин (по мотивам городецкой росписи)
• Котики (по мотивам мезенской росписи)
• Кружки (по мотивам росписи гжель)
• Русская народная тряпичная кукла
• Подносы (по мотивам жостовской росписи)
• Платки (по мотивам павлово-посадкой росписи)
Результативность проекта
По результатам проекта у детей расширились представления о русских народных промыслах : Хохломе, Дымково, Гжели, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.
Пополнилась и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов, созданы коллекции: «Тряпичные народные куклы», «Сине-голубая гжель», «Русские матрёшки», «Дымковские игрушки».
Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ, в телеграмм выкладывались ролики работ детей и их родителей.