Володина Мария
«Формирование финансовой грамотности дошкольников». Подготовительная группа
▼ Скачать +Заказ
1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ. «Формирование финансовой грамотности дошкольников». Выполнила: воспитатель Володина Мария Алексеевна
2. Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -
Тем полезней ему будет в жизни потом.
Публикация «„Формирование финансовой грамотности дошкольников“, Подготовительная группа» размещена в разделах
3. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
4. Цель педагогического опыта - расширять экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
5. Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Первая ступень - возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом - огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей.
6. Материал программы представлен в четырех разделах-блоках: «Труд-продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту»;
в каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.
Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.
7. Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности :
• сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры
• интеллектуальные игры и развлечения
• интеллектуальные игры и развлечения
• чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок
• беседы
8. Предметно-развивающая среда.
• лэпбук «Детям о деньгах»
• папка с информацией, где хранятся деньги и конвертами с дидактическими играми
• банкомат
• коробочка с загадками, пословицами про деньги и труд. Разрезными картинками
• папки
9. Картотека игр.
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно
считать деньги.
5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности –
жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
10. Рассказы для детей «История денег».
Задачи.
• Познакомить детей с первичными финансовыми и экономическими представлениями;
• Обогатить словарный запас детей по теме «Деньги»;
• Способствовать формированию основных качеств у детей по умению принятия самостоятельных решений;
• Побуждать интереса к изучению мира экономики и финансов;
• Воспитывать уважения к своему и чужому труду;
• Воспитывать бережное отношение к деньгам;
• Развивать умение правильно обращаться с деньгами;
• Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление;
• Развивать умение широко использовать в игре полученные знания о финансах.
11. Как появились деньги?
Цель: дать представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег.
12. Деньги мира.
Познакомить детей с валютой других стран.
13. Лэпбук «Детям о деньгах». Современные деньги России. Семейный бюджет (доходы-расходы). Как нужно экономить. Валюта.
14. Коробочка с пословицами про труд, про деньги. Загадки. Разрезные картинки.
15. Макет банкомата.
16. Папка «Где хранятся деньги?». Дидактические игры («Доход-расход», «Надо-хочу», «Составь рассказ», «Кто кем работает?»)
17. Игра «Хочу-надо»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
18. Игра «Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Предложила детям нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок был закончен, предложила нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Затем попросила вырезать и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объяснила, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
19. Игра «Доход-расход»
Нужно поднять соответствующую сигнальную карточку и объяснить свой выбор: «плюс» или «минус».
папа получил зарплату (доход);+
бабушка заболела (расход); -
выиграли в лотерею (доход); +
потеряли кошелек (расход); - и т. д.
20. Игра «Кто кем работает?»
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Суть игры: Дети берут картинки с изображением профессий. Должны составить рассказ при помощи схемы.
21. Игра «Не ошибись»
Собрать разрезные картинки с изображением сказочных героев.
22. Игра «Составь рассказ»
закрепить знания детей о последовательности какого- либо процесса; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
23. Игра «размен»
Цель: научить считать деньги.
Суть игры: Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет предложенную банкноту мелочью, тот и победил.
24. Рисование в технике «Фроттаж».
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж». В переводе с фр. натирание. Учились рисовать восковым карандашом, держа его плашмя к листу бумаги. Либо остро отточенным карандашом. затем детали прорисовываем карандашом или фломастером. Хорошо развивается мелкая моторика рук.
25. Экскурсия в банкомат.
Цель: познакомить детей с работой банкомата, правилами пользования пластиковой картой.
26-27. Игра «Магазин»
Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар, цену (стоимость).
28. Игра «Поездка в кинотеатр»
Цель: формирование навыков поведения в общественном транспорте.
Вспомнить и повторить ПДД.
29-30. Игра «Банк»
Цель: расширить представление о банке, служащих банка и некоторых операциях, производимых в банке. Знакомство с правилами пользования банкоматом.
31. Просмотр мультфильмов.
32. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!