Марина Мухина
Флористика для экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
В современных условиях жизни требуются люди, знакомые с экологическими проблемами. В этой работе рассматриваются несколько нетрадиционные, но очень эффективные способы соединения экообразования детей и развития творческой индивидуальности посредством уроков флористики. Творчество флористов базируется на использовании самых необычных комбинаций искусно высушенных цветков и некоторых других частей растений, сохраняющих исходную форму и цвет. Изучая принципы флористики, ребёнок узнаёт как об экологических проблемах, так и о флоре и фауне, и учится ценить красоту и гармонию мира как источник личных черт и творческих способностей.
Темочки:
Работа с природным материалом – увлекательное занятие, которое способствует приобщению ребенка к декоративно-прикладному искусству, открывает большие возможности для его творческого развития, способствует глубокому воздействию на его внутренний мир, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Флористикой называют составление букетов и декоративных композиций из цветов и природных материалов. Флористика, как вид декоративно-прикладного искусства, использует и живые и засушенные цветы и растения. Многообразие природных даров даёт флористике огромные возможности. Вот уж есть, где разгуляться фантазии. Иначе говоря, флористику называют художественным полотном “написанным” травами, листьями, цветами.
Флора в древнегреческой мифологии – богиня цветов и весны. Флористы – художники, использующие для своих картин вместо красок листья и лепестки цветов, мох, солому, кору деревьев, пух растений и любой другой отживший растительный материал.
Флористика «Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей».
В. Бианки
Много лет работая с дошкольниками, я видела, с каким интересом они занимаются изготовлением поделок из природного материала, я понимала, что это благодатный материал для развития творчества, самостоятельности, для проявления инициативы. Особенно интересно было наблюдать за работой детей с природным материалом. И хотелось дать им больше возможности для полета фантазии, творчества. Я замечала, что к старшей группе дети, уже имея опыт работы с природным материалом, легко соглашаются пофантазировать, проявить инициативу и самостоятельность в выборе материалов. Потому, мне не трудно было вовлечь своих воспитанников в новую для них самостоятельную творческую деятельность, применить в работе с детьми нетрадиционную для дошкольного учреждения технику – флористика.
На мой взгляд, занятия флористикой, помогают детям восполнить некоторый прямой контакт общения с природой, кроме того, данная технология дает возможность для проявления инициативы и самостоятельности. Дети приобретают новый опыт творческой, поисковой деятельности, учатся выдвижению новых идей при актуализации прежних знаний для решения новых задач.
Новизна.
Необходимо развести понятия «работа с природным материалом» и «флористика».
Изготовление поделок из природного материала - разные техники и приёмы, позволяющие создавать необычные поделки из природного материала.
Флористика - разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д., которые могут быть живыми, сухими или консервированными.
В дошкольном возрасте с детьми занимаются конструированием из природного и бросового материала, флористикой в детском саду не занимаются.
Практическая значимость.
Занимаясь с детьми флористикой, применяю личностно - развивающую модель взаимодействия. Флористика помогает раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться.
Флористика органично вписывается в решение образовательных задач :
- «познавательное развитие» – дети получают знания об окружающем мире природы, вещей, решают проблемные ситуации;
- «художественно-эстетическое» - делая креативные красивые поделки, развивают навыки изобразительной деятельности, идет становление эстетического отношения к окружающему миру;
- «речевое развитие»– речь, как известно, «на кончике пальцев»;
- «физическое развитие» – развивается крупная и мелкая моторика руки;
- «социально-коммуникативное» - идет формирование позитивных установок к различным видам труда, творчества, усвоение моральных и нравственных ценностей.
Цель: ознакомить детей с нетрадиционной для дошкольников техникой - флористика.
Задачи:
- научить детей работать с природным материалом, как лично заготовленным, так и приобретенным, в технике флористика;
- развивать творческую инициативу детей, стремление к самостоятельному самовыражению в поделках; – способствовать развитию глазомера, художественного воображения, эстетического вкуса;
- пробуждать в детях интерес и любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.
Деятельность по реализации педагогического опыта.
Моя задача – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои навыки работы с природным материалом, нацеливать на поиск новых творческих решений в технике флористика.
Освоение с детьми нетрадиционной техники - изготовление предметов из природного и искусственного материалов, начинается со старшей группы.
Активно привлекаю родителей в плане совместных дел с детьми: сбор природного материала, изготовление поделок. Вместе осваиваем техники и создаем оригинальные изделия красивые и полезные: игровые атрибуты, композиции.
В группе в центре природы выделила место для демонстрации флористических поделок моих воспитанников. Дети смотрят, восхищаются, анализируют поделки друг друга и во время этого процесса, часто, рождается новая идея, новый вариант изготовления той или иной поделки. И есть возможность сразу же его реализовать, так как в непосредственной доступности имеется разнообразный флористический материал : кусок кружева, ранетки, перышки, цветы искусственные либо живые, легкие веточки, листья разных деревьев, жгут двух-трех сторонний декоративный и т. д.
Результаты внедрения опыта.
Этот вид творчества не требует никакой специальной подготовки или художественных навыков. Самостоятельно, на протяжении всего лета и осени, мои ребятишки собирают природный материал, а родители, зная увлечения своих детей, приносят в детский сад, уже отстоявшие свое в вазах, розы, привезенные с моря ракушки и пр.
Детям интересно из всего собранного разнообразия самостоятельно отобрать самые красивые листики, веточки, травинки, цветочки, разнообразные семена, а затем самостоятельно засушить их.
Изготавливая креативные, индивидуальные вещи с элементами живой природы, дети глубже познают природу родного края, видят ее красоту и великолепие.
Большинство моих воспитанников могут проявить инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, умеют сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по флористике
Работу с детьми дошкольного возраста по флористике можно разделить на два этапа.
На первом этапе обучения детей этому виду художественного творчества большое внимание уделяется накоплению общего запаса знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
I Этап обучения флористике (Накопление общего запаса знаний и впечатлений).
1. Экскурсии проводимые весной, летом, осенью и зимой помогут детям отметить сезонные изменения, происходящие в природе. Дети рассматривают деревья, их внешний вид, строение, отличительные особенности; отличительные признаки лесного покрова (мох, ветки, пни, муравейники, кусты). Так же на экскурсиях в лесу можно не только рассматривать окружающие объекты, но и слушать звуки природы (пение птиц, шелест листвы, тишину, скрип деревьев).
2. Подвижные игры учат детей ориентироваться в пространстве, различать деревья по внешнему виду. Подвижные игры, проводимые во время прогулок в лесу: «Найди такое же дерево», «Кто быстрей добежит до березки», «От какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Найди такой же листочек».
3. На экскурсиях использую художественное слово: стихи о природе, о лесе, о сезонах; загадывать загадки о деревьях, о лесе и их жителях, рассказы, пословицы, поговорки. Художественные произведения помогают формированию эстетического отношения к действительности. Дети учатся понимать и любить природу.
4. Полученные впечатления от прогулок хорошо запечатляем на занятиях по рисованию и других видах художественной деятельности: «Осень в лесу», «Кто в лесу живет», «Разноцветные листочки».
5. После прогулок оформляем гербарий из листьев.
6. Полученные знания об особенностях жизни лесного сообщества хорошо закрепляем в дидактических играх: «Осенние листочки», «Когда это бывает», «Грибы», «С какого дерева листок», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Растения леса», «Кто в лесу живет», «Лиственные и хвойные деревья», лото «Деревья».
7. Эмоциональному восприятию явлений природы способствуют музыкальные произведения (А. Вивальди «Весна», Г. Свиридова «Дождь», С. Прокофьева «Радуга и дождь», которые дети прослушивали на музыкальных занятиях.
8. Так же необходимо для накопления багажа знаний использовать народные приметы («Если листопад быстро пройдет – будет крутая зима», «Когда цветет черемуха – начинается похолодание», «Если во время листопада листья ложатся лицом вниз, зима будет холодной, лицом вверх – теплой»).
9. В свободное от занятий время читаю детям рассказы о деревьях, животных, птицах, насекомых («таежный хоровод» Л. Катаевой, «Ель» М. Капсаргиной, «Съедобные грибы», «Поганки» Н. Павловой).
10. Проведя экскурсию продолжаем углублять полученные знания, в других видах деятельности:
- Составление гербария растений луга.
- Беседа о луге (о растениях луга, о насекомых, об их взаимосвязях).
- Рассматривание картинок о растениях луга.
- Рисование («Собери букет для мамы» (карандашом, «Бабочки летят» (монотопия, «Кто там спрятался в траве», «Натюрморт луговых цветов»).
11. Рассматриваем картины художников и мастеров прикладного творчества так же обогащает знания детей и эстетические чувства.
12. Дидактическое игры «Что растет на лугу», «Собери букет», «Цветы в саду», «Насекомые», «Отгадай загадку», «Цветочные часы» нужны для закрепления и уточнения знаний.
13. Для обобщения накопленных знаний о внешнем виде растений и насекомых, организовываю интегрированные занятия. Например, досуг на тему «Праздник цветов», на котором дети танцуют, поют песни о цветах, отгадывают загадки, играют в игры с цветами и в заключение, мастерят картины для украшения детского сада с изображением букетов цветов из сухих цветов, трав и листьев.
14. Обогащая знания детей не надо забывать и об активной деятельности: труд, игры, опыты с природными материалами.
а) Так даю детям задания на прогулке: «Собери букет для группы» (летом – цветы, осенью – листья, весной – веточки).
б) В процессе трудовой деятельности на огороде, в саду, на участке обращаю внимание на сезонные изменения в природе.
в) Трудовые поручения «Сгребание листьев», «Прополка цветников», «Посев семян», «посадка деревьев и кустов» помогают детям накопить знания и о внешнем виде предметов и объектов природы, и о взаимосвязи между ними и сезонными изменениями. («Подул ветер – усилился листопад, после заморозков – пожелтела трава, не стало насекомых, улетают птицы…»)
15. Привлекаю детей к наблюдению за трудом взрослых всеми видами сезонных работ (посадка деревьев, обрезка кустов, посев семян на рассаду, укрывание снегом стволов деревьев).
16. Художественный труд вне занятий старшими дошкольниками так же способствует накоплению знаний, умений и навыков для обучения детей искусству флористики. Это и поделки из природного материала, и аппликация на ткани, и коллаж из природного материала, и аппликация из соломки по сказкам, и составление осенних букетов из сухоцветов.
17. Работа с родителями так же имеет большое значение в освоении навыков флористики. С ними провожу:
- консультации о том, «Что такое флористика в детском саду», «Как украсить открытку сухими листьями и цветами в подарок близким», «Что можно сложить из сухих листьев», «Как правильно построить букет».
- оформила информационные папки с советами: «Особенности флористики с детьми дошкольниками», «Что и как можно сделать из сухих листьев», «Как хранить материал по флористике».
- организовываю совместные выставки детей и родителей: «Что подарила нам природа», «Листопад, листопад, литья желтые летят», «Волшебное превращение листочка», «Дары осени».
- организовала мастер -классы родителей с детьми на тему: «Аппликация из сухих листьев, цветов и трав» с проведением занятия «Курочка с цыплятами», «Уточка с утятами». Занятие с детьми с участием родителей на тему: «Флористика для детей».
18. Для успешного обучения детей искусству флористики создаю специальные условия.
- оборудованы уголки и центры для самостоятельной художественно-изобразительной деятельности и ручному труду и экозоны.
II Этап – практическая деятельность детей на занятиях по флористике.
Начиная со II младшей группы, рекомендуется проводить занятия 1 раз в месяц, в сочетании со свободными видами деятельности в вечернее время.
Перед каждым опорным занятием провожу работу с детьми по обогащению их представлений о данном виде художественно - изобразительной деятельности (наблюдения, дидактические игры, слушание художественных произведений, просмотр готовых работ-образцов).
Положительного результата можно добиться лишь тогда, когда работа с детьми будет проводиться систематически, последовательно, с постепенным усложнением.
1В начале года детям предлагается несложная тема, например, «Дары осени», где они должны передать простые предметные образы : корзина или ваза, наполненная фруктами и ягодами. Анализируя, строение и форму плодов, дети подбирают, соответствующие этим признакам сухие листики: для изображения груш - удлиненные листики яблони, для круглых яблок – округлые листья липы, для ягод – красноватые листья черной рябины.
Далее задание можно усложнить. Чтобы изобразить чайный сервиз, ребенку надо проанализировать форму чайника, чашек, сравнить с формой листа и путем модернизации листика (разрезав лист на части ножницами, создать образ чайного сервиза.
2Для овладения техникой аппликации из сухих листьев, особое внимание уделяю анализу формы, цвета, величины сухих листьев, умению сравнивать их с формами предметов и их частями. Особенность аппликации из сухих листьев состоит в том, что необходимо подбирать нужные по цвету и форме листья для изображения предметов близкие к оригиналу, т. е. изображаемому предмету. Пользоваться ножницами для исправления формы можно только в редких случаях, т. к. нарушается оригинальность и художественная ценность работы.
3. Обучая детей флористике, особое внимание уделяется декоративной аппликации, умению ритмично располагать узор на заданном формате, соблюдая колорит и цветовые решения. Для решения этих задач в план включаются занятия на тему: «Венок из цветов и листьев», «Коврик для осени», «Закружил ветерок, и листву и цветы и траву уволок»
4. При помощи аппликации из сухих растений создаём более сложные сюжетные композиции по сказкам, стихам, рассказам или на обобщенные темы: «Заюшкина избушка», «Подводное царство», «Насекомые проснулись», «Где обедал воробей?». В сюжетных композициях дети уже учатся не только предметному изображению, но и пространственному расположению предметов между собой (вдали, вблизи, взрослые – большие, детеныши – маленькие).
Так, на занятиях: «В саду щебечут птицы», «Утка с утятами», от детей потребуются умения изображать с помощью аппликации из сухих листьев взрослых птиц и их детенышей.
5. Планируя занятия по флористике включаю и более сложные темы, которые предполагали бы создание картин. Это натюрморты и пейзажи «Русский лес», «Осенний натюрморт», «Весенняя мелодия» и другие.
6. Самостоятельная художественно-творческая деятельность вне занятий (ручной труд).
7. Продукты детской деятельности можно с успехом используем в оформлении групп, лестничных площадок, выставок для родителей.
Продукты ручного художественного труда, используемые для оформления детского сада, помогают поддерживать интерес детей к творческим занятиям художественно-прикладной деятельности.
Планируя занятия, придерживаяюсь принципов целесообразности, доступности, постепенного усложнения тем и задач обучения и воспитания в этом виде деятельности, а так же тесно связываясь с другими видами деятельности.
Что Вы должны знать, начиная работу над поделками из природного материала
Для работы можно использовать только сухие и чистые детали - все, что со временем не потеряет своей формы и цвета. Если Вы возьмёте для работы зелёную шишку, то очень скоро она станет темно-бурой и, возможно, усохнет. А чистая и сухая шишка останется такой же на долгие годы, в течение которых будет продолжать Вас радовать.
В природе все неповторимо. Даже шишки с одного дерева разные. Если у Вас есть несколько одинаковых по размеру и форме деталей, все равно, попробуйте для работы каждую из них. Приложите, оцените. Обязательно только одна будет самой подходящей.
Мелкие детали (глазки, носик, усы и другие) Вы можете делать, как Вам нравится. Но! Именно они придают работе неповторимое очарование, делают её живой. Будьте особенно аккуратны и терпеливы с мелкими деталями!
Для закрепления деталей можно использовать клей или пластилин. Для работ годится клей, который тянется (например, прозрачный "Момент"). Наносить его можно, используя деревянную зубочистку или спичку. Если Вы будете использовать пластилин, постарайтесь, чтобы пластилина было мало, и чтобы он был не очень заметен, по возможности был такого же цвета, как соединяемые детали.
Дуб подарит Вам шляпки жёлудя. Берите только сухие и целые. Пригодятся и большие, и маленькие, и с "хвостиками", и без них. Жёлуди созревают к осени, но шляпки можно найти и весной.
Природные материалы для творчества
Флорист без заготовленных материалов – что художник без красок. Растительный природный материал для творчества разнообразен : листья, цветы, ветки, мох, пух растений, корни, плоды, береста, соломка, лишайники, древесные грибы.
Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемого для различных поделок в детском саду.
Листья. Богатейшую палитру красок дадут сухие листья деревьев, кустарников и цветов. Сбор их можно вести круглый год, но особенно хорошо делать это осенью в яркий солнечный день. Цветы. Для объемных работ и плоскостных композиций подойдут самые разнообразные цветы : полевые, луговые, садовые. Они приобретут вторую жизнь в панно и картинах.
Орехи. При изготовлении поделок их орехов можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком - грецкие, лесные, земляные, кедровые, фисташки. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.
Желуди. Плоды дуба - желуди - бывают разной формы и величины. Желуди созревают осенью, в сентябре-октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки, на которых они держаться. Плюски - очень хороший материал в дополнении к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления поделок желательно использовать свежие жёлуди, т. к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Этот материал, в отличие от каштанов, широко распространен почти по всей территории нашей страны. Сбор и хранение его не представляет трудности. Соединение желудей не трудное. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.
Семена. Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких как зырянка, настурция, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза животным или человека, изготовить цветы. Корки. Корни можно использовать для создания коллажей, композиций. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у обучающихся.
Береста. Бересту срезают с упавших деревьев, лучше еще сырую, большими пластами. Небольшие пластинки тоже пойдут в работу. Собранную бересту укладывают между двумя плоскостями, перекладывая бумагой, и хранят под гнетом. Вся береста хороша и фактурная, и более гладкая.
Ветки. Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шей и т. д. Гуляя в парке или в лесу не поленитесь и поднимите кусочек коры или сухую веточку. Отличный материал для составления композиции. Не надо ломать ветки с кустов и деревьев — это совсем не то, что нужно
Шишки. Плоды хвойных деревьев - шишки – прекрасный материал для поделок композиций. Собирать шишки желательно на влажной почве (особенно сосновые, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму.
Д ополнительные материалы:
Ракушки Птичьи перья
Камушки