Наталья Кочкина
«Федоровна и Егоровна». Музыкально-театрализованная композиция на основе потешек-сказок народов коми
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 г. Емвы»
«Федоровна и Егоровна»
Музыкально – театрализованная композиция на основе
потешек – сказок народов коми
Составитель: Наталья Николаевна Кочкина
2017 г.
Емва
«Федоровна и Егоровна»
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к коми народной культуре.
Задачи:
Публикация «„Федоровна и Егоровна“, Музыкально-театрализованная композиция на основе потешек-сказок народов коми» размещена в разделах
- Потешки для детей
- Работа музыкального руководителя
- Республика Коми
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2018
1. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, традициям родного края.
2. Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений коми фольклора, развивать творческое мышление.
3. Формировать у детей интерес к детскому коми фольклору, обогащение словарного запаса детей.
Предварительная работа:
1. Подбор литературного и музыкального материала для составления сценария музыкально – театрализованной композиции.
2. Изготовление кукол на основе деревянных ложек.
3. Чтение и разучивание коми считалок, потешек – сказок, и игр.
4. Посещение районного историко – краеведческого музея.
Словарная работа: видза оланныд, челядь, считалка: Tipс – торс, куим сткан морс, он к вдит, он и ворс! Черинянь, атть, адздзыслытдз.
Оборудование: берестяной туесок, деревянные ложки в костюмах героев сказок - потешек: (сорока, воробей, лошадь, заяц, лавка, домотканое полотенце с коми орнаментом, панно с изображением леса.
Костюмы: персонажи одеты в коми народные костюмы.
Действующие лица: Бабушки: Федоровна и Егоровна (девочки подготовительной группы).
Звучит фонограмма «Коми плясовой». Выходят две бабушки.
Выполняют характерные танцевальные движения.
Обе бабушки: Видза оланныд, челядь!
1 Бабушка: День добрый, ребятишки. Поудобнее располагайтесь.
2 Бабушка: Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Федоровна: Вы догадались, кто мы? Я бабушка Федоровна! (с поклоном)
Егоровна: А я бабушка Егоровна! (с поклоном)
Обе: Мы рассказываем сказки.
Приготовьте ушки, глазки.
Федоровна: Твой черёд сказку сказывать! Начинай Егоровна!
Егоровна: Нет, ты Федоровна!
Федоровна: Нет, ты Егоровна! А давай посчитаемся!
Егоровна: Tipс – торс,
Куим сткан морс,
Он к вдит,
Он и ворс!
Егоровна: (обращаясь к Федоровне) Ну, значит, тебе водить, тебе и сказку говорить!
Федоровна: Что верно, то верно! Расскажу я вам ребята, да не сказку, а стих, и даже не стих, а песню, а вовсе не я, а домовой – сказочник, и не сейчас, а за столом, да за чайком. Вот и потешке моей конец, а кто слушал – молодец!
Егоровна: Ну и, хитра ты Федоровна! Ну, что ж, раз не можешь одна сказку рассказать, тогда может мы вдвоём, расскажем и покажем? У меня для тебя даже подарочек есть. Вот, гляди – ка! (показывает на туесок)
Федоровна: Егоровна, да ведь это же обыкновенный туесок.
Егоровна: Мой туесок – чистое волшебство, в нём песни, да пляски, да разные сказки.
Федоровна: А какая там сказка? (заглядывает в туесок и достаёт оттуда деревянную ложку). Да это же ложка деревянная! И что это значит, Егоровна?
Егоровна: А вот что. Туесок, туесок свит из берёзы поясок. Свито – свито, снегами умыто! Хочу, чтоб сказка к нам явилась!
Звучит минусовая фонограмма П. Шучалина «Еджыд Райда». Федоровна вынимает из туеска деревянную ложку – лошадку выполняя образные движения (лошадка скачет)./i]
Федоровна:
Топ-топ! – На конях.
Скрип-скрип! – на санях.
Едем к бабушке
Да на шанежки.
Будет, будет черинянь,
Блин с подмазочкой!
Будет, будет вечерок
С доброй сказочкой!
Прыг-скок! Прыг-скок!
Среди улицы сугроб.
Вправо съехали –
Не проехали!
Влево кинулись –
Опрокинулись!
Ладно, бабушка пришла,
До крылечка довела
По дорожке не кривой,
По прямой,
По столбовой!
Федоровна: Твой черёд, Егоровна, сказку сказывать
Звучит фонограмма коми народной песни «Катша – катша, китш – котш» (Сорока). Егоровна вынимает из туеска деревянную ложку – сороку
Егоровна: (рассказывает, как диалог с сорокой)
Ты, сорока - белобока,
Зря не прыгай, не летай,
Строить домик помогай!
Волк брёвна кладёт,
Мышка мох подаёт,
Заяц печку слепил,
Дятел дров нарубил,
Белка спичку нашла,
Огонёк зажгла.
А тетеря-то с лукошком
Побежала за морошкой,
Как вернётся, будет пир,
На весь бор
И на весь мир!
Вот так-то, сорока!
Звучит фонограмма коми народной песни «Кч йкте, йкте»(Заяц скачет, скачет).
Федоровна вынимает из туеска деревянную ложку – зайца.
Федоровна: (диалог с зайчиком)[/i
Зайка, зайка, белый хвост!
Где ты был?- Косил овёс.
- Где овёс?
- Журавль склевал.
Где журавль?
- Медведь прогнал.
- Где медведь?
- Сидит в ловушке.
- Где ловушка?
- На горушке.
- Где горушка?
- Вечерком
Смыло в Ижму
Ручейком!
Звучит фонограмма инструментальной пьесы «Воробышек». Егоровна вынимает из туеска деревянную ложку – воробья.
Егоровна:
Чив-чив, воробей,
Сбегай, грядки, полей!
- Нет папенька!
Нет, маменька!
- Чив-чив, воробей,
В крыше дырку забей!
- Нет папенька!
Нет, маменька!
- Чив-чив, воробей,
Самовар подогрей!
- Нет папенька!
Нет, маменька!
- Чив-чив, воробей,
Сядь за стол поскорей!
- Мигом, папенька!
Сел я, маменька!
Звучит фонограмма «Коми плясовая». Бабушки пританцовывают. На фоне приглушённой музыки говорят слова.
Обе: Мы старались не напрасно,
Сказки кончились прекрасно
Тут и сказочкам конец, а кто слушал молодец!
Атть, челядь! Адздзыслытдз!
Уходят под музыку