Солодкина Галина Анатольевна
Консультация для родителей «Если Вам не нравятся черты характера вашего ребенка»
▼ Скачать
Тема: «Если Вам не нравятся черты характера вашего ребенка»
Для начала вспомните своё детство. Вашим родителям всё нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей? Всё-таки не нравятся?
Как быть?
- Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребёнка, пока сами не разберётесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
Публикация «Консультация для родителей „Если Вам не нравятся черты характера вашего ребенка“» размещена в разделах
- Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся. Понаблюдайте за ребёнком - как, в каких ситуациях они проявляются. Вполне возможно, что вы какими-то своими действиями провоцируете ребёнка на негативные проявления.
- Попробуйте взглянуть на эти «не устраивающие» вас черты иначе. Например, ребёнок «упрямый, настырный». Если не вы причина упрямства, то посмотрите, как эти черты проявляются в самостоятельной деятельности ребё нка: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; возможно, начав дело, он доводит его до конца, не смотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шёл обедать). Нет ли здесь, напротив, очень даже положительных черт?
- «Оборотной стороной медали» могут оказаться такие черты, которые очень даже желательны или компенсируются другими особенностями ребёнка. Например, ребёнок, на взгляд родителей, очень не собран, неаккуратен в своих вещах. Более внимательный взгляд на поведение ребёнка открыл возможную причину этих явлений - у ребёнка буйная фантазия, он всё время что-то придумывает и беспорядок - следствие развитого воображения, в большей степени, чем прямая неаккуратность.
- Самое главное. Постарайтесь увидеть лучшие черты личности вашего ребёнка. Осознайте сами их значимость и ценность. Дайте возможность знать и чувствовать это ребёнку. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст ребёнку уверенность, желание измениться в лучшую сторону.
Как общаться с ребёнком, не лишая егоинициативы.
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решение за ребёнка - мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.
Дети тысячи раз в день, в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: «Во что мне играть», «Какую рубашку мне надеть», «Каким цветом рисовать небо» и т. д.
Как быть?
Использовать ответы, возвращающие ребёнку ответственность, тем самым, помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.
Например, ребё нок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: «Что это?».
Невероятное удовольствие слышать вопросы детей. Вот уж где простор для педагогической самореализации - понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребёнка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомлённость и мало ли чего ещё. Случается - вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный.
Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку - значит подавить креативность ребёнка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: «Это может быть всем, чем ты захочешь».
В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать выбрать, придумать сам».
Если ребёнку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно я должна сделать?», «Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе?».
Личностно-ориентированный подход.
Процесс индивидуализации облегчается, когда воспитатель знает, что одному ребёнку, чтобы лучше учиться, надо разговаривать и взаимодействовать, а другому -спокойно работать в одиночестве: Учитывая это, воспитатель может убедиться, что ребёнок ведёт себя согласно складу своего характера, учится, как подсказывает ему его природа.
Самой заметной особенностью каждой личности, возможно, является её семейная культура: семья Лены очень общительна и гостеприимна; семья Леры любит проводить свободное время в походах; семья Димы предпочитает уединение и щепетильно относится к домашнему быту. Понятно, что от этих детей следует ожидать разного поведения в детском саду.
Возраст. Очевидно, что 3 - 4-летний ребёнок думает и действует не так, как 5-6-летний. Следует помнить о типичных проявлениях каждого возраста, вровень развития. Между детьми каждой группы есть существенные различия.
Характер и темперамент. Существует много свойств и возможных вариантов, например, серьёзный / беззаботный, энергичный / спокойный, любопытный / безразличный, лёгкий / напряжённый, разборчивый / безалаберный и т. д.
Пол. Различия между полами настолько очевидны, что воспитатели их даже не принимают во внимание при анализе личности.
Стиль обучения. Одни дети учатся медленно, другие быстро, что вовсе не связано с уровнем интеллекта. Один ребёнок полагается при получении информации на зрительные ощущения, другой для этих целей использует слух и осязание.
Интересы (избирательность). У большинства детей есть хотя бы один проявленный интерес.
Сильные и слабые стороны. Они есть у всех детей. Сильные стороны помогают быть успешными во всём, часто компенсируют слабые. Самооценка. Некоторые относятся к себе как к неспособным, другие - как к очень способным, а самооценка большинства детей составляет нечто среднее.
Как быть?
- Знать - это одно. Учитывать при планировании и, особенно, при организации педагогического процесса и взаимодействии с детьми и родителями - несколько иное.
- Самое оптимальное: создать в группе развивающие условия и предоставить детям право самостоятельного участия в планировании и реализации собственных планов деятельности.
Что стоит за «плохим» поведением.
Случается, что ребё нок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями. Следует одновременно сделать три вещи:
Определить возможные факторы, обуславливающие поведение ребёнка, и приступить к их изменению;
Создать в группе атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение;
Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважения.
Как быть.
У любого плохого поведения есть причина, хотя порой её трудно обнаружить.
Плохое поведение «срабатывает», и ребёнок получает то, что он хочет (игрушку, внимание).
Плохое поведение может быть «нормальным» - типичным для того, что ребёнок видит дома.
Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребёнок просто не знает способа правильного выражения. Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.
Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.
Дети не знают другого способа получить то, что они хотят. Понимание может быть главным способом оказания помощи ребёнку.
- Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьёз и поручали сложные задания.
- Ещё один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.
- Наименее эффективный способ реагирования - наказание. Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребёнком и взрослым, вместо доверия и уважения.
Для начала вспомните своё детство. Вашим родителям всё нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей? Всё-таки не нравятся?
Как быть?
- Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребёнка, пока сами не разберётесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
- Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся. Понаблюдайте за ребёнком - как, в каких ситуациях они проявляются. Вполне возможно, что вы какими-то своими действиями провоцируете ребёнка на негативные проявления.
- Попробуйте взглянуть на эти «не устраивающие» вас черты иначе. Например, ребёнок «упрямый, настырный». Если не вы причина упрямства, то посмотрите, как эти черты проявляются в самостоятельной деятельности ребё нка: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; возможно, начав дело, он доводит его до конца, не смотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шёл обедать). Нет ли здесь, напротив, очень даже положительных черт?
- «Оборотной стороной медали» могут оказаться такие черты, которые очень даже желательны или компенсируются другими особенностями ребёнка. Например, ребёнок, на взгляд родителей, очень не собран, неаккуратен в своих вещах. Более внимательный взгляд на поведение ребёнка открыл возможную причину этих явлений - у ребёнка буйная фантазия, он всё время что-то придумывает и беспорядок - следствие развитого воображения, в большей степени, чем прямая неаккуратность.
- Самое главное. Постарайтесь увидеть лучшие черты личности вашего ребёнка. Осознайте сами их значимость и ценность. Дайте возможность знать и чувствовать это ребёнку. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст ребёнку уверенность, желание измениться в лучшую сторону.
Как общаться с ребёнком, не лишая егоинициативы.
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решение за ребёнка - мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.
Дети тысячи раз в день, в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: «Во что мне играть», «Какую рубашку мне надеть», «Каким цветом рисовать небо» и т. д.
Как быть?
Использовать ответы, возвращающие ребёнку ответственность, тем самым, помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.
Например, ребё нок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: «Что это?».
Невероятное удовольствие слышать вопросы детей. Вот уж где простор для педагогической самореализации - понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребёнка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомлённость и мало ли чего ещё. Случается - вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный.
Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку - значит подавить креативность ребёнка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: «Это может быть всем, чем ты захочешь».
В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать выбрать, придумать сам».
Если ребёнку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно я должна сделать?», «Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе?».
Личностно-ориентированный подход.
Процесс индивидуализации облегчается, когда воспитатель знает, что одному ребёнку, чтобы лучше учиться, надо разговаривать и взаимодействовать, а другому -спокойно работать в одиночестве: Учитывая это, воспитатель может убедиться, что ребёнок ведёт себя согласно складу своего характера, учится, как подсказывает ему его природа.
Самой заметной особенностью каждой личности, возможно, является её семейная культура: семья Лены очень общительна и гостеприимна; семья Леры любит проводить свободное время в походах; семья Димы предпочитает уединение и щепетильно относится к домашнему быту. Понятно, что от этих детей следует ожидать разного поведения в детском саду.
Возраст. Очевидно, что 3 - 4-летний ребёнок думает и действует не так, как 5-6-летний. Следует помнить о типичных проявлениях каждого возраста, вровень развития. Между детьми каждой группы есть существенные различия.
Характер и темперамент. Существует много свойств и возможных вариантов, например, серьёзный / беззаботный, энергичный / спокойный, любопытный / безразличный, лёгкий / напряжённый, разборчивый / безалаберный и т. д.
Пол. Различия между полами настолько очевидны, что воспитатели их даже не принимают во внимание при анализе личности.
Стиль обучения. Одни дети учатся медленно, другие быстро, что вовсе не связано с уровнем интеллекта. Один ребёнок полагается при получении информации на зрительные ощущения, другой для этих целей использует слух и осязание.
Интересы (избирательность). У большинства детей есть хотя бы один проявленный интерес.
Сильные и слабые стороны. Они есть у всех детей. Сильные стороны помогают быть успешными во всём, часто компенсируют слабые. Самооценка. Некоторые относятся к себе как к неспособным, другие - как к очень способным, а самооценка большинства детей составляет нечто среднее.
Как быть?
- Знать - это одно. Учитывать при планировании и, особенно, при организации педагогического процесса и взаимодействии с детьми и родителями - несколько иное.
- Самое оптимальное: создать в группе развивающие условия и предоставить детям право самостоятельного участия в планировании и реализации собственных планов деятельности.
Что стоит за «плохим» поведением.
Случается, что ребё нок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями. Следует одновременно сделать три вещи:
Определить возможные факторы, обуславливающие поведение ребёнка, и приступить к их изменению;
Создать в группе атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение;
Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважения.
Как быть.
У любого плохого поведения есть причина, хотя порой её трудно обнаружить.
Плохое поведение «срабатывает», и ребёнок получает то, что он хочет (игрушку, внимание).
Плохое поведение может быть «нормальным» - типичным для того, что ребёнок видит дома.
Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребёнок просто не знает способа правильного выражения. Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.
Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.
Дети не знают другого способа получить то, что они хотят. Понимание может быть главным способом оказания помощи ребёнку.
- Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьёз и поручали сложные задания.
- Ещё один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.
- Наименее эффективный способ реагирования - наказание. Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребёнком и взрослым, вместо доверия и уважения.