Лучший педагог года

Консультация для родителей «Дышим правильно — говорим легко»

Елизавета Аношина
Консультация для родителей «Дышим правильно — говорим легко»

«Дышим правильно — говорим легко".

Речевое дыхание (ученые его называют фонационным) отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Оно появляется в момент говорения, когда на выдохе возникает звук, а звуки соединяются в речевой поток. Понять это можно, проделав маленький эксперимент: приблизьте ко рту ладонь и произнесите звук «б» или «п». Вы почувствуете, как воздушная струя коснулась вашей ладони. На выдохе рождается звук. Из нескольких звуков – фонетическое (звучащее) слово («бык», «полк» - произнесите, продолжите наблюдение за речевым дыханием, а далее – фраза (из нескольких слов) и т. д.

Публикация «Консультация для родителей „Дышим правильно — говорим легко“» размещена в разделах

И все это может быть произнесено отчетливо или неясно, тихо или громко, «с выражением» или «бесцветно».

Речевой выдох – необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя - в ротовую или носовую полость, звуки будут звучать по разному, а недостаточная подвижность верхнего и среднего отделов грудной клетки ухудшает качество звучания речи.

У детей дошкольного возраста ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха, не остается постоянным; то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у детей с ослабленным здоровьем или малоподвижных, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

Как вы поняли, от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи.

А, поэтому, необходимо научиться управлять речевым дыханием.

В этом вам помогут упражнения по дыхательной гимнастике. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий, выдох – длительный, плавный.

Как воспитывать у детей речевое дыхание? Прежде чем ответить на этот вопрос, попытаемся определить, в чем выражается правильное функционирование речевого дыхания. Перед началом говорения ребенок должен сделать достаточно глубокий вдох, а затем в процессе речевого высказывания рационально расходовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках. Своевременный вдох и последующий плавный рациональный выдох обеспечивает неразрывность и плавность звучания речи.

Красивый, звучный голос, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение — свидетельство интеллекта, психического и физического здоровья ребенка.

Здоровый голос — это, прежде всего, верно построенное дыхание.

А вот умеем ли мы дышать? И как дышат наши дети? Как правило — безграмотно. Отсюда и заболевания верхних дыхательных путей (ангины, бронхиты, тихие глухие голоса, «каша во рту», неуверенность в себе, робость — одним словом, целый комплекс проблем, которые мешают становлению, развитию личности. Итак, учитесь правильно дышать для того, чтобы правильно говорить. Учите этому своих детей.

Мы предлагаем азбуку дыхания — уроки специализированной лечебной гимнастики основных элементов голосового аппарата.

Не забывайте проветривать помещение перед уроками дыхания и мыть руки перед массажем.

Учите детей дышать носом

Овладевая азбукой дыхания, всегда следует начинать с воспитания навыков носового дыхания.

Hoc — своеобразный защитный фильтр, который препятствует попаданию в легкие микробов. Дети, не умеющие дышать носом, чаще болеют ангиной, гриппом, бронхиальной астмой.

Такие дети отстают в речевом и умственном развитии от своих сверстников, а их голос становится глухим и гнусавым. Для нормализации носового дыхания следует заниматься специализированной дыхательной гимнастикой и массажем. Такие «уроки» дыхания следует проводить с детьми после консультации врача-ларинголога.

1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице и сделать вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. Повторить пять раз.

2. На вдохе оказывать сопротивление воздуху, легко постукивая по крыльям носа, выдох носом свободный. Повторить пять раз.

3. Поглаживать нос и его придаточные пазухи — вдох, выдох носом свободный. Повторить пять раз.

4. Сделать «курносый нос», потряхивая кончик носа указательным пальцем — вдох. Выдох носом свободный. Повторить пять раз.

5. Закрыть левую ноздрю указательным пальцем и вдохнуть через правую и наоборот. Повторить пять раз.

Учите детей смешанному дыханию

Задачи упражнений: выявить лучшие качества голоса, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

1. «Трубач» И. п. (исходное положение) стоя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх — вдох, на медленном выдохе произносить П-Ф-Ф-Ф-Ф, по окончании вдох. Повторить три раза.

2. «Каланча» И. п. стоя, руки разведены — вдох, опуская руки, произносить звуки С-С-С-С. Повторить три раза.

3. «Рубка дров» И. п. стоя, руки над головой сложены в замок — вдох. На выдохе наклон вперед со звуком У-Х-Х-Х, как бы имитируя удар топором. Повторить три раза.

4. «Свисток» И. п. сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка, сделать вдох, выдыхать в воду через трубочку со звуком У-У-У. Повторить три раза.

Учите детей фонационной (звуковой) гимнастике

1. Произносить протяжно звук М-М-М, одновременно легко постукивая кончиками пальцев по ноздрям. Повторить три раза.

2. Протяжно произносить МАММ, МЭММ, МОММ, делая наклон вперед (голова, шея, плечи без напряжения). Вернувшись в исходное положение, прочтите текст, проверив звучание голоса: «У Верки вертушки во рту две ватрушки».

3. Произносить НАНН, НЭНН, НОНН, одновременно поворачивая голову влево - вправо, вверх-вниз. Вернувшись в исходное положение, прочтите текст, проверив звучание голоса:

Дали Алику рогалик,

Алик дал рогалик Алле.

Алла Алика ругала,

И рогалик ела Алла.

4. «Звуковая муфта» Вращать пальцы одной руки в кулаке другой руки и при этом произносить звуки М, Н, В, 3, Ж. Повторить пять раз.

Если вы проявите терпение, будете внимательны к нашим рекомендациям, то добьетесь хороших результатов.

Успехов вам и вашим детям!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.

Консультация для родителей «Чтобы правильно дышать» В далеком прошлом, люди говорили: «Пока дышу – надеюсь». Дыхание – это одно из самых основных проявлений жизни организма. Особое место занимает.

Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка»Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка» Хвалить детей надо обязательно для того, чтобы вселять в них уверенность, поощрять за хорошие поступки, заслуги, например, в освоении знаний,.

Консультация для родителей «Как правильно одеть ребёнка летом?»Консультация для родителей «Как правильно одеть ребёнка летом?» Лето - благоприятная пора для закаливания, прогулок, подвижных игр на свежем воздухе, наблюдений за окружающей природой. Очень важно продумать.

Консультация для родителей «Как правильно подобрать одежду ребёнку?»Консультация для родителей «Как правильно подобрать одежду ребёнку?» Очень важно подобрать ребёнку одежду хорошего качества, чтобы ребёнку было комфортно и удобно. Этот вопрос актуален особенно, когда ребёнок.

Консультация для родителей «Как правильно вести себя с ребёнком»Консультация для родителей «Как правильно вести себя с ребёнком» Хотелось бы напомнить родителям основные правила, которые нельзя нарушать при общении с ребёнком, если для них важнее не собственные.

Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка»Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка» Все родители без исключения хотят, чтобы их дети росли крепкими и здоровыми, а для этого детей надо закаливать. Что же даёт закаливание?.

Консультация для родителей «Ножницы — это легко!»Консультация для родителей «Ножницы — это легко!» Как научить ребенка пользоваться ножницами?Дети с рождения знают, что такое ножницы. Ведь они постоянно видят, как взрослые подрезают им.

Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки»Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки» В возрасте 3-4 лет у детей должен сформироваться речевой слух,тогда в дальнейшем у него не будет проблем ни с дикцией,ни с правописанием.

Образовательная деятельность «Дышим правильно» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по здоровьезбережению.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Дышим правильно — говорим легко»
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 21:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД