Надежда Червякова
Двигательная активность — средство физического и психического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
средство физического и психического развития детей»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагога на физическое развитие, которое включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей : в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным не наносящем ущерба организму выполнением основных видов движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Публикация «Двигательная активность — средство физического и психического развития детей» размещена в разделах
Видеть красивого, здорового ребенка - желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его будущее. Мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Специалисты утверждают – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.
Только здоровый ребенок способен развиваться гармонично. Мы, взрослые должны использовать любую возможность, чтобы помочь детям укрепить здоровье и формировать привычки к здоровому образу жизни.
Известно, что дети в большей степени, чем взрослые, испытывают естественную потребность в движениях, которую обязательно, нужно удовлетворять. Кроме того, во время игр, физических упражнений ребенок познает и активно воспринимает окружающий мир. Все это способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств. Поэтому, дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью и высокой работоспособностью.
Образовательная программа детского сада рекомендует создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Реализовать принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников.
Для того чтобы не возникал дефицит движения, мы используем следующие режимные моменты:
утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
физкультурные и музыкальные занятия;
прогулки на свежем воздухе;
подвижные игры различной степени активности;
физкультминутки и динамические паузы;
пальчиковые игры;
самостоятельная двигательная деятельность.
Эти виды двигательной активности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в детском саду.
При обучении детей движениям, опираемся на следующие принципы:
доступность;
систематичность
последовательность;
повторность
Особо следует отметить игры на свежем воздухе. Во время прогулок (утром/вечером) необходимо проводить с детьми подвижные игры различной интенсивности продолжительностью по 10-20 минут, включать элементы спортивных с детьми старшего дошкольного возраста: футбол, волейбол, баскетбол, городки. При выборе упражнений и игр необходимо учитывать их сложность, а также соотносить их с возможностями (возрастными, физиологическими) детей; важно учитывать время года, погоду. Подвижная деятельности на воздухе должна проводиться в любое время года, но при t не ниже -15С.
Подвижные игры и элементы спортивных игр основное средство комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости. Они создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, скоростно-силовые качества, ловкость, выносливость, а так же глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.
Большое значение имеет самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, которые ведут к достижению увлекающей его цели. Добиваясь её осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна и во время прогулок (утром и вечером). Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность служит источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
В работе используем такие приёмы как показ, объяснение, указание, совместное выполнение движения воспитателя и ребёнка, показ движения с помощью игрушки, показ упражнения ребенком (в старшем дошкольном возрасте) при этом поощряем детей при правильном выполнении движений, поддерживая положительное эмоциональное состояние.
Проводится работа с родителями по различным вопросам физического развития детей. Обращаем внимание родителей на одежду детей, на то, что слишком тепло одетым детям трудно двигаться во время прогулки, как вредно отражается на детях чрезмерное кутание. Проводим беседы о необходимости формировать у ребёнка привычку к ежедневным занятиям физкультурой, объясняя, что личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Что лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями.
В информационном уголке для родителей систематически выставляем материал о подвижных играх и упражнениях, различные консультации на темы: «Спорт или физкультура», «Как правильно организовать режим дня», «Здоровье – всему голова», «Оздоровление ребенка летом» и многое другое. Родители с удовольствием оказывают помощь в оформлении спортивного уголка.
Правильная организация двигательной активности, как в семье, так и в детском саду является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.