Гульзат Утегенова
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством приобщения детей к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. [2] С появлением ФГОС дошкольного образования, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников, прослеживается один из основных принципов-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. [2]
Публикация «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством приобщения детей к русской народной культуре» размещена в разделах
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает ведущая идея: пробудить в ребенке те нравственные чувства и качества, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью. [2]
Цель работы: приобщение дошкольников к русской народной культуре, жизни русского народа, к истокам народной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создать условия для приобщения старших дошкольников к русской народной культуре;
- знакомить с традициями жизни русского народа, с истоками народной культуры, привлечь родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским традициям;
- воспитывать интерес к истокам народной культуры семейных традиций, народным символам, желание и умение рассказывать о традициях своей семьи.
Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:
- знакомство детей с устным народным творчеством и фольклором;
- знакомство детей с бытом русского народа;
- знакомство с декоративно – прикладным искусством;
- знакомить с игровым, музыкальным творчеством русского народа;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Определили формы работы с детьми:
- тематические занятия, беседы;
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные);
-чтение и обсуждение произведений разных жанров;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;
-тематические досуги, праздники.
Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. [2] Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию : знакомству с русской народной культурой в группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, которая включает:
- иллюстрированный материал;
- подборка фольклорного материала;
- фотоэкспозиции предметов русского быта;
- подборка дидактических игр;
- атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;
- макеты русской избы, русской деревни.
Проводя работу по знакомству детей с народным искусством, в группе был создан мини-музей «Матрёшки»- символ русского народа; дети с большим интересом применяют в своих играх матрёшек, тем самым развивая мелкую моторику, знакомясь с элементами росписи. Жили ли во дворце или соломенной хижине,везде ребенок играл, только игрушки были эти разными. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. Произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ куклы. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.
Знакомство детей с бытом русского народа мы продолжили,проводя экскурсию «Русская изба».[3] В ходе экскурсии дети познакомились с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, с устройством крестьянского дома, получили представление о том, что дом - это не просто строение, а живой организм со своей внешностью и характером. Через просмотр презентаций и видеофильмов о русском быте, как жили люди на Руси, дети узнали об истории русского костюма.
В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. [2] Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Чтобы дети осознали смысл пословиц, мы использую наглядность, т. е. содержание выражаем в рисунке[2]. Для этого мы ведём работу по созданию «Книги народной мудрости». В своей работе очень часто мы использую русские народные сказки по программе «Мир открытий» // науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой: «По щучьему велению», «Финист- ясный сокол», «Марья Моревна» [1]. Русская народная сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка — творение народа. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которую ребенок познает сердцем свой народ.
Большое значение мы уделяем народным подвижным играм, в которых сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка. Использование в работе с детьми русских народных игр (Филин и пташки, платок, гуси-лебеди и т. д)[1], потешек, прибауток, сказок, считалок позволяет решать сразу несколько задач: развитие памяти, внимания, смекалки, речи.
Мы продолжаем знакомство с музыкальным творчеством нашего русского народа. Слушаем русскую народную музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов, познакомимся с русской народной песней. Принимаем участие в исполнении элементов русских народных танцев, играем в русские народные игры, а также создавали свой оркестр русских народных инструментов.
Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью и с историей народных промыслов. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Знакомя детей с историей народных промыслов декоративно — прикладного искусства, мы тем самым знакомим детей умению использовать разные виды росписей в повседневной жизни. [4]
Знакомя детей с народными праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям ознакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа.
Мы реализовали мини проект традиции семьи. Составной частью этого проекта были беседы-задания с родителями. Родители должны были рассказать о традициях праздников в их семьях, дети в свою очередь рассказывали о традициях в группе другим детям. Анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?». Консультации для родителей на темы: «Что вы знаете о фольклоре?», «Сказки, рассказанные на ночь». Родительское собрание: «В каждой семье свои традиции». Рисование детьми на тему: «Маму свою очень люблю», «Неразлучные друзья – взрослые и дети».
Наша работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей воспитанников. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений.
Знакомство детей с русской народной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, воспитанию дошкольников.
В будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми будут восхищаться в нашей стране и в других странах мира.
Список использованной литературы
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -5-е изд., перераб. и доп. -М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.-
2. https://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
3. https://www.youtube.com/watch?v=rroF1EIJ8ZU
4. А. В. Бородина Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Культура и творчество в детском