Иванова Валентина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 89 «Ладушка»
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество».
Выполнила:
Воспитатель Иванова Валентина Геннадьевна
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество» размещена в разделах
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры времени свободного не остается. А кто же даст детям уроки нравственности? Кто научит их в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Используя в педагогической деятельности такое направление как «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры», определяется следующая важнейшая задача, стоящая перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное и нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа!
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги. Они рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. Это Сухомлинский,Усова, Князева, Комарова. Их опыт бесценен!
Воспитывая детей духовно - нравственно обращаясь к истокам русской народной культуры можно выделить несколько этапов это устное народное творчество, театрализованная деятельность, художественное творчество, прикладное искусство.
Говоря о театральной деятельности можно сказать следующее, активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.
В процессе подготовки и проведения забытых календарных праздников, таких как: Рождество (Святки, колядки, Покров и традиционные народные праздники мы ставим перед собой следующие задачи:
-изучить историю народных праздников;
- узнать о местных традициях в праздновании народных праздников;
- развивать интерес к активной творческой деятельности, к традициям и обычаям своего народа.
«Устное творчество» - говоря о приобщении к истокам русской народной культуры через устное народное творчество можно сказать, что у ребенка формируется потребность в художественном слове. И здесь ставится следующая цель: ознакомление детей с бытом и культурными особенностями людей на Руси, и следующие задачи: развивать речь средствами фольклора, расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси, осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.
В работе я использую все виды фольклора. При знакомстве детей с устным народным творчеством, я приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям.
Художественное творчество
Цель: - развивать творческую активность и эстетический вкус;
- знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием;
- показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.
Задачи:
- знакомство с историей народных промыслов декоративно - прикладного искусства;
- изучить характерные особенности каждого промысла;
- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства;
- воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни;
- формировать у детей и духовный патриотизм.
Ожидаемый результат:
- дети должны уметь различать изделия народных промыслов по росписи, изображать элементы, характерные для каждого вида росписи;
- у них должны быть сформированы представления о народных промыслах, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;
- гордость за свой народ, свою культуру.
«Предметно- развивающая среда»
В группе создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потёками, загадками. Отведено место для театральной деятельности. В процессе создания появился уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольный, настольный, теневой и пальчиковый театры, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры.
В развивающей среде группы появляются куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи.
Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.
Взаимодействие с родителями.
Работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей. С ними систематически проводятся беседы, консультации на темы: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Произведения народного творчества», «Драгоценное достояние», «Сказка ложь, да в ней намёк».
Заключение
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в нашей стране.
Если планировать воспитательный процесс обращаясь к духовно- нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум. Знания детей об истории, быте русского народа; формирование чувств национального достоинства; широкое использование всех видов фольклора (песен, потешек, закличек, пословиц, поговорок и т. п.); знакомство с русским народным искусством; повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов; повышение эффективности воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию детей.