Приложение МААМ

«Дружу с эмоциями». Многоэтапный долгосрочный проект применения сказкотерапии с целью развития эмоционального интеллекта

Семина Марина
«Дружу с эмоциями». Многоэтапный долгосрочный проект применения сказкотерапии с целью развития эмоционального интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательный проект направленный на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста

«Дружу с Эмоциями»

Многоэтапный долгосрочный проект применения сказкотерапии с целью развития эмоционального интеллекта.

(2023-2024гг. охватывает среднюю и старшую группу)

Аннотация

Современный окружающий нас мир характеризуется: повышением уровня эмоциональности современных жизненных условий, ускоряющимися темпами жизни, факторами стресса, нестабильностью, возрастающей конкуренцией и ответственностью при отсутствии возможности к релаксации. Все перечисленное зачастую приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии: у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка, часто стали встречается негативные аффективные проявления. Современное общество же заинтересовано в личностях гибких и мобильных в общении, умеющих анализировать как свои переживания и чувства, так и чужие, способных высказывать и аргументировать свою точку зрения, умеющих обсуждать с людьми взаимные ожидания друг от друга, ответственных за свои поступки, способных создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе, умеющих сопереживать, способных к разрешению конфликтных ситуаций без применения физической силы, осознано относящихся к своему психологическому здоровью.

Темочки:

Перечисленные характеристики находятся в неразрывной связи с уровнем эмоционального интеллекта человека, развитие которого начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь. Особо важное значение имеет развитие эмоционального интеллекта у детей.

Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению о необходимости в ДОУ расширить работу, направленную на развитие эмоциональной сферы детей и их эмоционального интеллекта с помощью сказкотерапии.

Актуальность:

В современных условиях развития дошкольного образования все больший исследовательский и практикоориентированный интерес вызывают вопросы взаимосвязи эмоционального и рационального, чувств и разума. В связи с этим в настоящее время актуальным объектом научных исследований является явление эмоционального интеллекта, объединяющего в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Уровень эмоционального интеллекта современного человека зачастую определяет успех его самореализации в обществе. Уделять время на его развитие следует уже с ранних лет.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится о необходимости развития у детей сопереживания, формировании позитивного отношения к людям, содействии формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития ребенка, именно поэтому эмоциональный интеллект необходимо начинать формировать как можно раньше. Немаловажным остается тот факт, что эмоции не заложены генетически и играют большую роль в процессе дошкольного воспитания и социализации. Как следствие, формирование эмоционального интеллекта способствует преодолению проблем в дошкольном возрасте и помогает ребенку лучше понять себя и свое «Я», свои эмоции и эмоции других людей, а также позволяет дошкольнику познакомиться со способами управления эмоциями. О необходимости развития эмоционального интеллекта на этапе дошкольного детства свидетельствует и основополагающие идеи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в пункте 2.6 которого отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Среди эффективных методов развития эмоционального интеллекта особое место можно отвести сказке. Поскольку это естественная составляющая повседневной жизни детей и традиционное средство, позволяющее в доступной для ребенка форме познать себя, окружающий мир, приобщиться к реалиям общества, в котором происходит его развитие.

Сказкотерапия – это метод, который использует сказочную форму для формирования личности, развития ее творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Метод имеет многовековую историю, но свое название получил относительно недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

С помощью сказкотерапии формируется эмоциональный интерес ребенка, который помогает ребенку проводить параллели между собой и героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребенку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях.

С погружением в мир сказки, эмоциональный интеллект ребенка развивается весьма продуктивно. Ребенок активно сопереживает главным героям, ставит себя на их место, благодаря чему у детей происходит развитие чувства эмпатии. А в процессе сказочных монологов и диалогов дети учатся вербализировать эмоции естественным образом. Помимо этого, активно развивается способность к эмоциональному воображению: ребенок вместе с героем проживает все происходящее, опирается на свой прошлый эмоциональный опыт. Благодаря сказочным волшебным перевоплощениям, когда неодушевленные объекты отождествляются с живыми людьми, дети имеют прекрасную возможность абстрагироваться от реальности. Эта особенность является очень важной составляющей в процессе выражения ребенком собственных эмоций, позволяя скованному малообщительному малышу, раскрыться, поскольку в этой ситуации он говорит не за себя, а за определенный предмет. Сказка является действенным средством в развитии нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирования у них навыков коммуникации, становления образа-Я, а также развития эмоциональной сферы личности.

Если рассматривать сказку с различных сторон, можно увидеть, что в сказках заложена информация о протекании жизненных процессов. В них отображены практически все проблемы, с которыми может столкнуться человек, а также и способы их разрешения. Поэтому, ребенок, слушая те или иные сказки, накапливает багаж знаний, различных ситуаций и их решений. И те дети, которые с дошкольного возраста были приучены к чтению сказок, умению понимать, анализировать уроки, которые преподносит сказка, могут в будущем с легкостью преодолеть жизненные трудности и проблемы.

Итак, в процессе формирования у дошкольников эмоционального интеллекта средствами сказки у детей происходит расширение и обогащение их эмоционального опыта, изменение прежних ценностных установок. Роль педагога в данном случае заключается в обучении детей умению переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации: видеть эмоциональное состояние другого человека, помогать, защищать, сопереживать, подражать в жизненных ситуациях выбранному персонажу, обнаруживать в жизни ситуации аналогичные сказочным по своей сути и т. п. Использование сказки в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста будет эффективно и результативно при соблюдении целостности, непрерывности, системности педагогического процесса.

Цель проекта: развитие эмоционального интеллекта посредством сказкотрепии.

Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:

• формировать интерес к сказкам;

• познакомить детей с эмоциями и чувствами посредством сказкотрепии;

• формировать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь;

• учить регулировать свое поведение,

• повысить родительскую компетентность по теме проекта.

Планируемый результат:

Предполагается, что в ходе реализации проекта: у дошкольников будет формироваться интерес к сказкам; появиться знания о эмоциях и чувствах; будет формироваться отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь; дошкольники обучаться регулировать свое поведение; со стороны родителей – будет наблюдаться мотивация на совместное чтение различных тематических психокоррекционных, психотерапевтических и дидактических сказок дома, а у педагогов в профессиональной деятельности повысится компетентность в использовании приемов сказкотерапии.

Деятельность в рамках проекта

В рамках данного проекта был разработан план деятельности, который включал в себя следующие методы и приемы:

1. Форма проведения: НОД, интегрированные творческие занятия (сказкотворчество, синтез с арттерапией, песочной терапией, театрализацией).

2. Методы:

• словесные: чтение сказок, беседы, описания, составление рассказов;

• наглядные: рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, сюжетных дидактических карточек «Эмоции»;

• игровые: театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические и развивающие игры, сторителлинг-игры;

• практические: продуктивная деятельность, упражнения.

• метод активного привлечения родителей к совместной деятельности.

3. Приемы: поощрение, вопросы к детям, загадки, инсценировки, создание игровой ситуации, сюрпризный момент.

Для родителей и коллег: подборка тематических, психотерапевтических и дидактических сказок для всех возрастных групп, игр, направленных на развитие эмоционального интеллекта, консультации «Место сказки в образовательном процессе», «Сказкотерапия – как средство воспитания дошкольника», «Эмоциональный интеллект — что это?»; папка-передвижка: «Возьми сказку с собой».

План работы по проекту:

Этапы проекта Сроки Содержание

Организационно-подготовительный:

Январь-август 2023г.

октябрь-декабрь 2023г.

Август-ноябрь 2023г.

Ноябрь2023г. -январь 2024г.

1. Сбор и анализ литературы

2. Разработка содержания проекта и плана деятельности

3. Приобретение материала (книг, игр, дидактических пособий)

4. Подбор сказок про эмоции

5. Подбор терапевтических сказок от капризов, страхов и агрессии.

6. Подбор игр на развитие эмоционального интеллекта

7. Консультации для родителей

7. Написание развивающей программы для средней группы «Дружу с Эмоциями»

8. Написание развивающей программы для старшей группы «Азбука чувств и эмоций»

Содержательный :

Ноябрь 2023г. - май 2024г.

Ноябрь 2023г. - май 2024г.

Ноябрь – декабрь 2023г.

Январь - апрель 2024г.

1. Реализация плана деятельности проекта

2. Внедрение и апробация подборки сказок про эмоции.

3. Внедрение терапевтических сказок от капризов, страхов и агрессии.

4. Внедрение и апробация подборки игр на развитие эмоционального интеллекта.

5. Внедрение и апробация развивающей программ для средней группы «Дружу с Эмоциями»

6. Внедрение и апробация развивающей программ для старшей группы «Азбука чувств и эмоций»

Мониторинг и анализ проделанной работы

Май 2024г.

Сентябрь-ноябрь2024г.

1. Подведение итогов и результатов использования

2. Презентация проекта коллегам

Участники проекта: дети средней и старшей групп, педагоги и родители воспитанников.

Оценка результатов проекта

Для того, чтобы отследить результативность работы по проекту мной планируется использовать анкеты «Приобщение ребенка к художественной литературе», и разработаны анкеты «О необходимости папки-передвижки «Возьми сказку с собой», Ваше отношение к проекту «Дружу с эмоциями»; провести диагностику (до внедрения развивающих программ и после) тревожности методиками: «Лесенка» О. Хухлаевой, Рисунок семьи, КРС, Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена); агрессивности методикой «Кактус» М. А. Панфиловой, и диагностика настроения ребенка в группе с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера. На данном начальном этапе могу говорить только о множестве положительных отзывов о подборке «эмоциональных сказок» и «терапевтических сказок от капризов, страхов и агрессии» от родителей и воспитателей средней и старшей групп, отмечался рост интереса к сказкам даже у не сильно интересовавшихся ими детей.

Распространение результатов проекта

Презентация проекта и его итогов родителям, коллегам в ДОУ, коллегам в Районе, участие с проектом в ежегодной конференции, проводимой в «Красноярском государственном педагогический университет им. В. П. Астафьева», публикация на международном образовательном портале «Маам»

Устойчивость проекта

Проект устойчив для реализации в средней старшей группах ДОУ, поскольку сказка является естественной составляющей повседневной жизни детей.

Бюджет проекта

Для реализации проекта приобретались дополнительно книжные и методические пособия общей стоимостью 3094р.

Список литературы:

1. Голобородова В. А. Сказкотерапия для больших и маленьких. – Саратов: Издательство КУБиК, 2018.-232с.

2. Гурина Ирина, Шкурина Мария, Холкина Татьяна Сказки от капризов - Речь, 2013г. – 80с.

3. Кутовая М. С. Сказки от слез. - Речь, 2014г. - 97с.

4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем – Спб. :Речь; М. :Сфера, 2008-118с.

5. Ульянова Е. Почему мне грустно? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.

6. Ульянова Е. Почему я завидую? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.

7. Ульянова Е. Почему я злюсь? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.

8. Ульянова Е. Почему обиделся? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.

9. Ульянова Е. Почему мне стыдно? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.

10. Ульянова Е. Почему я страшно? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.

11. Кокшарова Ю. 50 терапевтических сказок и игр от капризов, страхов и агрессии, - Челябинск: Умница, 2023.- 288с.

12. Ульянова Е. Дружу с эмоциями – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2023г – 24с.

13. Екатерина Кес Азбука чувств и эмоций – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 63с.

Публикации по теме:

«Мы сегодня вот такие». Пособие-игра для развития эмоционального интеллекта у дошкольников«Мы сегодня вот такие». Пособие-игра для развития эмоционального интеллекта у дошкольников Развитие эмоционального интеллекта является важным аспектом в развитии дошкольников. Знать и понимать,уметь различать эмоции, очень важно.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

«Какая эмоция?» Игра для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста«Какая эмоция?» Игра для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста Игра на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Какая эмоция?». [i]Эмоциональным интеллектом [/i]современная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дружу с эмоциями». Многоэтапный долгосрочный проект применения сказкотерапии с целью развития эмоционального интеллекта
Опубликовано: 18 февраля 2025 в 07:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дружу с эмоциями». Многоэтапный долгосрочный проект применения сказкотерапии с целью развития эмоционального интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Семина Марина (УИ 1365425) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД