Семина Марина
«Дружу с эмоциями». Многоэтапный долгосрочный проект применения сказкотерапии с целью развития эмоционального интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект направленный на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста
«Дружу с Эмоциями»
Многоэтапный долгосрочный проект применения сказкотерапии с целью развития эмоционального интеллекта.
(2023-2024гг. охватывает среднюю и старшую группу)
Аннотация
Современный окружающий нас мир характеризуется: повышением уровня эмоциональности современных жизненных условий, ускоряющимися темпами жизни, факторами стресса, нестабильностью, возрастающей конкуренцией и ответственностью при отсутствии возможности к релаксации. Все перечисленное зачастую приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии: у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка, часто стали встречается негативные аффективные проявления. Современное общество же заинтересовано в личностях гибких и мобильных в общении, умеющих анализировать как свои переживания и чувства, так и чужие, способных высказывать и аргументировать свою точку зрения, умеющих обсуждать с людьми взаимные ожидания друг от друга, ответственных за свои поступки, способных создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе, умеющих сопереживать, способных к разрешению конфликтных ситуаций без применения физической силы, осознано относящихся к своему психологическому здоровью.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Сказки. Проекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Перечисленные характеристики находятся в неразрывной связи с уровнем эмоционального интеллекта человека, развитие которого начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь. Особо важное значение имеет развитие эмоционального интеллекта у детей.
Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению о необходимости в ДОУ расширить работу, направленную на развитие эмоциональной сферы детей и их эмоционального интеллекта с помощью сказкотерапии.
Актуальность:
В современных условиях развития дошкольного образования все больший исследовательский и практикоориентированный интерес вызывают вопросы взаимосвязи эмоционального и рационального, чувств и разума. В связи с этим в настоящее время актуальным объектом научных исследований является явление эмоционального интеллекта, объединяющего в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Уровень эмоционального интеллекта современного человека зачастую определяет успех его самореализации в обществе. Уделять время на его развитие следует уже с ранних лет.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится о необходимости развития у детей сопереживания, формировании позитивного отношения к людям, содействии формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития ребенка, именно поэтому эмоциональный интеллект необходимо начинать формировать как можно раньше. Немаловажным остается тот факт, что эмоции не заложены генетически и играют большую роль в процессе дошкольного воспитания и социализации. Как следствие, формирование эмоционального интеллекта способствует преодолению проблем в дошкольном возрасте и помогает ребенку лучше понять себя и свое «Я», свои эмоции и эмоции других людей, а также позволяет дошкольнику познакомиться со способами управления эмоциями. О необходимости развития эмоционального интеллекта на этапе дошкольного детства свидетельствует и основополагающие идеи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в пункте 2.6 которого отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Среди эффективных методов развития эмоционального интеллекта особое место можно отвести сказке. Поскольку это естественная составляющая повседневной жизни детей и традиционное средство, позволяющее в доступной для ребенка форме познать себя, окружающий мир, приобщиться к реалиям общества, в котором происходит его развитие.
Сказкотерапия – это метод, который использует сказочную форму для формирования личности, развития ее творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Метод имеет многовековую историю, но свое название получил относительно недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
С помощью сказкотерапии формируется эмоциональный интерес ребенка, который помогает ребенку проводить параллели между собой и героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребенку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях.
С погружением в мир сказки, эмоциональный интеллект ребенка развивается весьма продуктивно. Ребенок активно сопереживает главным героям, ставит себя на их место, благодаря чему у детей происходит развитие чувства эмпатии. А в процессе сказочных монологов и диалогов дети учатся вербализировать эмоции естественным образом. Помимо этого, активно развивается способность к эмоциональному воображению: ребенок вместе с героем проживает все происходящее, опирается на свой прошлый эмоциональный опыт. Благодаря сказочным волшебным перевоплощениям, когда неодушевленные объекты отождествляются с живыми людьми, дети имеют прекрасную возможность абстрагироваться от реальности. Эта особенность является очень важной составляющей в процессе выражения ребенком собственных эмоций, позволяя скованному малообщительному малышу, раскрыться, поскольку в этой ситуации он говорит не за себя, а за определенный предмет. Сказка является действенным средством в развитии нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирования у них навыков коммуникации, становления образа-Я, а также развития эмоциональной сферы личности.
Если рассматривать сказку с различных сторон, можно увидеть, что в сказках заложена информация о протекании жизненных процессов. В них отображены практически все проблемы, с которыми может столкнуться человек, а также и способы их разрешения. Поэтому, ребенок, слушая те или иные сказки, накапливает багаж знаний, различных ситуаций и их решений. И те дети, которые с дошкольного возраста были приучены к чтению сказок, умению понимать, анализировать уроки, которые преподносит сказка, могут в будущем с легкостью преодолеть жизненные трудности и проблемы.
Итак, в процессе формирования у дошкольников эмоционального интеллекта средствами сказки у детей происходит расширение и обогащение их эмоционального опыта, изменение прежних ценностных установок. Роль педагога в данном случае заключается в обучении детей умению переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации: видеть эмоциональное состояние другого человека, помогать, защищать, сопереживать, подражать в жизненных ситуациях выбранному персонажу, обнаруживать в жизни ситуации аналогичные сказочным по своей сути и т. п. Использование сказки в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста будет эффективно и результативно при соблюдении целостности, непрерывности, системности педагогического процесса.
Цель проекта: развитие эмоционального интеллекта посредством сказкотрепии.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
• формировать интерес к сказкам;
• познакомить детей с эмоциями и чувствами посредством сказкотрепии;
• формировать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь;
• учить регулировать свое поведение,
• повысить родительскую компетентность по теме проекта.
Планируемый результат:
Предполагается, что в ходе реализации проекта: у дошкольников будет формироваться интерес к сказкам; появиться знания о эмоциях и чувствах; будет формироваться отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь; дошкольники обучаться регулировать свое поведение; со стороны родителей – будет наблюдаться мотивация на совместное чтение различных тематических психокоррекционных, психотерапевтических и дидактических сказок дома, а у педагогов в профессиональной деятельности повысится компетентность в использовании приемов сказкотерапии.
Деятельность в рамках проекта
В рамках данного проекта был разработан план деятельности, который включал в себя следующие методы и приемы:
1. Форма проведения: НОД, интегрированные творческие занятия (сказкотворчество, синтез с арттерапией, песочной терапией, театрализацией).
2. Методы:
• словесные: чтение сказок, беседы, описания, составление рассказов;
• наглядные: рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, сюжетных дидактических карточек «Эмоции»;
• игровые: театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические и развивающие игры, сторителлинг-игры;
• практические: продуктивная деятельность, упражнения.
• метод активного привлечения родителей к совместной деятельности.
3. Приемы: поощрение, вопросы к детям, загадки, инсценировки, создание игровой ситуации, сюрпризный момент.
Для родителей и коллег: подборка тематических, психотерапевтических и дидактических сказок для всех возрастных групп, игр, направленных на развитие эмоционального интеллекта, консультации «Место сказки в образовательном процессе», «Сказкотерапия – как средство воспитания дошкольника», «Эмоциональный интеллект — что это?»; папка-передвижка: «Возьми сказку с собой».
План работы по проекту:
Этапы проекта Сроки Содержание
Организационно-подготовительный:
Январь-август 2023г.
октябрь-декабрь 2023г.
Август-ноябрь 2023г.
Ноябрь2023г. -январь 2024г.
1. Сбор и анализ литературы
2. Разработка содержания проекта и плана деятельности
3. Приобретение материала (книг, игр, дидактических пособий)
4. Подбор сказок про эмоции
5. Подбор терапевтических сказок от капризов, страхов и агрессии.
6. Подбор игр на развитие эмоционального интеллекта
7. Консультации для родителей
7. Написание развивающей программы для средней группы «Дружу с Эмоциями»
8. Написание развивающей программы для старшей группы «Азбука чувств и эмоций»
Содержательный :
Ноябрь 2023г. - май 2024г.
Ноябрь 2023г. - май 2024г.
Ноябрь – декабрь 2023г.
Январь - апрель 2024г.
1. Реализация плана деятельности проекта
2. Внедрение и апробация подборки сказок про эмоции.
3. Внедрение терапевтических сказок от капризов, страхов и агрессии.
4. Внедрение и апробация подборки игр на развитие эмоционального интеллекта.
5. Внедрение и апробация развивающей программ для средней группы «Дружу с Эмоциями»
6. Внедрение и апробация развивающей программ для старшей группы «Азбука чувств и эмоций»
Мониторинг и анализ проделанной работы
Май 2024г.
Сентябрь-ноябрь2024г.
1. Подведение итогов и результатов использования
2. Презентация проекта коллегам
Участники проекта: дети средней и старшей групп, педагоги и родители воспитанников.
Оценка результатов проекта
Для того, чтобы отследить результативность работы по проекту мной планируется использовать анкеты «Приобщение ребенка к художественной литературе», и разработаны анкеты «О необходимости папки-передвижки «Возьми сказку с собой», Ваше отношение к проекту «Дружу с эмоциями»; провести диагностику (до внедрения развивающих программ и после) тревожности методиками: «Лесенка» О. Хухлаевой, Рисунок семьи, КРС, Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена); агрессивности методикой «Кактус» М. А. Панфиловой, и диагностика настроения ребенка в группе с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера. На данном начальном этапе могу говорить только о множестве положительных отзывов о подборке «эмоциональных сказок» и «терапевтических сказок от капризов, страхов и агрессии» от родителей и воспитателей средней и старшей групп, отмечался рост интереса к сказкам даже у не сильно интересовавшихся ими детей.
Распространение результатов проекта
Презентация проекта и его итогов родителям, коллегам в ДОУ, коллегам в Районе, участие с проектом в ежегодной конференции, проводимой в «Красноярском государственном педагогический университет им. В. П. Астафьева», публикация на международном образовательном портале «Маам»
Устойчивость проекта
Проект устойчив для реализации в средней старшей группах ДОУ, поскольку сказка является естественной составляющей повседневной жизни детей.
Бюджет проекта
Для реализации проекта приобретались дополнительно книжные и методические пособия общей стоимостью 3094р.
Список литературы:
1. Голобородова В. А. Сказкотерапия для больших и маленьких. – Саратов: Издательство КУБиК, 2018.-232с.
2. Гурина Ирина, Шкурина Мария, Холкина Татьяна Сказки от капризов - Речь, 2013г. – 80с.
3. Кутовая М. С. Сказки от слез. - Речь, 2014г. - 97с.
4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем – Спб. :Речь; М. :Сфера, 2008-118с.
5. Ульянова Е. Почему мне грустно? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.
6. Ульянова Е. Почему я завидую? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.
7. Ульянова Е. Почему я злюсь? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.
8. Ульянова Е. Почему обиделся? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.
9. Ульянова Е. Почему мне стыдно? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.
10. Ульянова Е. Почему я страшно? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.
11. Кокшарова Ю. 50 терапевтических сказок и игр от капризов, страхов и агрессии, - Челябинск: Умница, 2023.- 288с.
12. Ульянова Е. Дружу с эмоциями – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2023г – 24с.
13. Екатерина Кес Азбука чувств и эмоций – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 63с.