Елена Челищева
Досуговая деятельность как социально-педагогическое явление
Досуговая деятельность как социально-педагогическое явление
Проблема организации свободного времени человека представлена в отечественной социологической и педагогической литературе широким кру-гом исследований, среди которых особенно значительными являются труды И. В. Бестужева-Лады, Г. Е. Зборовского. Труды ученых позволили заложить основу современного подхода к исследованию досуга человека с точки зрения осуществления специфических социальных процессов.
Публикация «Досуговая деятельность как социально-педагогическое явление» размещена в разделах
Анализ энциклопедических источников, показывает, что досуг является составляющей временного пространства, распределяющей время человека на рабочее и нерабочее. Досуг определяется как деятельность, целью которой является регенерация физических и моральных сил, проведение свободного времени вне трудовой деятельности. Свободное время позволяет человеку восстановить свою способность к труду и способствует развитию специфических умений и навыков, которые невозможно усовершенствовать в ходе трудовой деятельности. Исследователи А. Воловик и В. Воловик трактуют досуг, как «свободное время человека, когда он по своему выбору занимается разнообразной деятельностью» .
В. Пича рассматривает досуг в качестве совокупности занятий в свободное время, когда происходит удовлетворение непосредственных физических, пси-хических и духовных потребностей личности. «В отличие от природной основы восстановления сил человека, – подчеркивает ученый, – это специфическое средство регенерации этих сил».
Для досуга характерен ряд признаков, к которым можно отнести свободу выбора деятельности для досуга, добровольное участие в этой деятельности, желание получить радость и удовольствие от досуговой деятельности. Главным в свободе выбора является ощущение самоценности проведения свободного времени, возможность делать то, что хочется. Именно это ощущение является основной ценностью свободного времени.
Вместе с тем досуг не означает пустое времяпрепровождение или бездействие. Главный мотив досуговой деятельности – потребность личности в самом про-цессе этой деятельности, а следствием является её осуществление. Исследова-тели досуговой деятельности выделяют различные досуговые потребности. Например, С. Панова и В. Розин классифицируют досуговые потребности сле-дующим образом: потребность в художественной культуре (чтение, просмотр кинофильмов, посещение культурных объектов, спектаклей и т. д., потребность в физическом развитии (физические занятия, спорт, потребность в общении (встречи с друзьями, близкими, потребность в совершенствовании уровня своего мастерства (самообразование, овладение деятельностью, составляющей личный или профессиональный интерес). Л. Устюжанина отмечает роль досуговой деятельности в удовлетворении тех потребностей личности, «содержание которых входит в круг интересов личности и составляет спектр эмоционально-значимых переживаний» .
Итак, функция досуга заключается в восстановлении психических и физиче-ских сил человека, профессионального мастерства, личностного развития. Особенностью досуга является то, что в свободное время осуществляются лишь те занятия, которые соответствуют истинным потребностям и интересам человека и приносят ему удовольствие от процесса самой деятельности.
Однако излишек свободного времени может стать серьезной проблемой, если у человека отсутствуют развитые досуговые потребности и культура их удовлетворения. Это приводит к поиску легких путей в организации своего досуга, результатом чего часто становится нерациональное и даже асоциальное использование свободного времени. Как указывает криминальная статистика, большая часть преступлений (более 40%, а по отдельным видам преступного поведения – около 90%) совершается именно в сфере досуга.
Из почти 28 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, 700 тысяч составляют беспризорные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты. Именно для них проведение свободного времени может превратиться в проблему, что проявляется в систематическом употреблении спиртных напитков, наркотиков, в проституции и преступной деятельности и других формах асоциального поведения. Связано это тем, что у детей недостаточно социального опыта, возможностей для организации интересного и социально приемлемого досуга, а родители не осуществляют должного руководства над детьми.
В исследованиях отечественных психологов и педагогов, изучавших в психическое развитие воспитанников детских домов и школ-интернатов, содержатся данные о неразвитости произвольных форм поведения, повышенной конфликтности, агрессивности детей данной категории по сравнению со сверстниками, воспитывающимися в семьях. У детей-сирот отмечаются глубокие внутриличностные конфликты, незрелость эмоционально-волевой сферой, агрессивность, неуверенность в себе, неадекватность реакций в процессе межличностного общения, пассивность или импульсивность, зависимость и многое другое.
Социальная депривация, в которой находятся такие дети, часто ведет к дефор-мации личности воспитанника. В этой связи для успешной социальной адапта-ции в дальнейшей жизни детям важно усвоить ряд социальных ролей и нравственных норм, необходимых для полноценной и счастливой жизни, получения профессии, создания семьи, реализации себя в жизни. Поэтому правильно организованная целенаправленная социализация детей, оставшихся без попечения родителей, должна пронизывать весь процесс учебно-воспитательной работы в школе-интернате, в том числе, сферу досуговой деятельности.