Ольга Романова
Консультация «Дошкольник или как трудно быть ребенком»
▼ Скачать
Дошкольник или как трудно быть ребёнком
«Учить или не учить? – вот в чём вопр
Лекция для родителей. Часть 1
Я педагог и психолог. У меня нет научных степеней, зато, смею надеяться, достаточный практический опыт в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, которым и хочу с вами поделиться. Постараюсь, по возможности, не загружать вас обилием чисто научных терминов. Возможно, что некоторые факты покажутся вам крамольными, но, тем не менее, всё, что вы сейчас услышите, основано на реальных научных исследованиях и является как бы их «выжимкой».
Публикация «Консультация „Дошкольник или как трудно быть ребенком“» размещена в разделах
Сегодня мы разберём «животрепещущий» для родителей в последние годы вопрос: готовить или не готовить (т. е. «учить или не учить») ребёнка к школе, как это делать и когда лучше начинать?
- Оговорюсь сразу, что каждый ребёнок – индивидуальность. Но существуют общие законы развития для каждого человека, которые мы сегодня и рассмотрим.
- И в этом вопросе нет мелочей. Начнём с истории рождения. И даже ещё раньше – с истории ожидания малыша. Ребёнок может быть рождён в полной или не полной семье; «благополучной» (как мы это привыкли называть) семье или совсем наоборот; он может быть долгожданным, «выстраданным» (когда родители сознательно планировали ребёнка и, возможно, проходили нешуточный курс лечения для осуществления этой цели) или «обузой». А, если его родители поженились, так сказать, «по залёту» и, в принципе терпеть друг друга не могут?. От всех этих обстоятельств зависит начало будущего «сценария жизни ребёнка», который отразится во всех сторонах его жизни, в том числе – и на учёбе.
- Вообще специалисты выявили 4 жизнеполагающих «матрицы», которые на бессознательном уровне закладываются в «программу человека», причём 3 из них – до рождения ребёнка. Об одной мы уже сказали – это стадия ожидания и, конкретнее, «благая весть». То есть, когда женщина по первым признакам токсикоза узнала о своей беременности, как она это восприняла: радостно, сдержанно, расстроилась и глубоко задумалась об аборте.
Соответственно ребё нок получает разные сигналы:
• - Я тебя очень жду.
• - Не вовремя, но ничего не поделаешь.
• - Я ещё подумаю – стоит ли тебе появляться на свет. Сейчас ты мне не нужен….
Возможны варианты. Соответственно в ребёнка закладывается либо программа спокойствия и уверенности, либо он сжимается от страха, тревоги.
- Вторая матрица закладывается во время осознанной беременности. Что на этом этапе чётко закладывается – так это будущая тревожность малыша. Её провоцирует мама, особенно, если её убедительно пугают врачи и она часто лежит «на сохранении». Либо, при хорошем раскладе, – спокойствие.
- Третья матрица – «рождения». Долгие роды, быстрые, сложные или кесарево сечение. Из долго и упорно и физиологически правильно родившихся малышей обычно получаются спокойные, уверенные и настойчивые взрослые. При слишком быстрых родах, а особенно при кесареве сечении, скорее всего получится «халявщик». За ним родители долго будут бегать с ложечкой, чтобы поел; ругаться, чтобы убрал игрушки, а позже – сделал уроки. К тому же большинство роддомов работает по-старинке и врачи не прикладывают ребёнка к груди при рождении. А после сложных родов – это и не возможно из-за лекарств и антибиотиков. Так что ещё с первых часов жизни ребёнок привыкает пить сладкую смесь из широкого отверстия соски. Заставить его после этого «потрудиться» над маминой грудью требует определённого усилия от мамы.
Конечно, это не правило, но тенденция.
- И, наконец, четвёртая матрица закладывается в первый год жизни ребёнка. Это, как называют психологи, - «базовое доверие к миру». Близкое окружение, и в первую очередь мама, должно быть «уютным», без психологических (в первую очередь) стрессов и всегда «под рукой». Тогда у ребёнка формируется спокойное и стабильное это самое «базовое доверие к миру». Не будем брать крайности, которые описаны специалистами по наблюдениям детей в домах малютки – госпитализм. Когда дети становятся похожими на «овощи» из-за недостатка близкого, в том числе тактильного общения. Но случаи аутизма, к сожалению, в последнее время стали встречаться всё чаще в обычных и, на первый взгляд, благополучных семьях. Причём родители спохватываются как раз перед школой, когда что-то изменить кардинально в короткие сроки трудно.
- Таким образом, мы разобрали 4 основных матрицы…. Когда узнаёшь такую информацию, первое, что приходит в голову – это панические мысли, типа: – «Ну и всё. Уже ничего не исправишь. Что же делать!» На самом деле светилы психиатрии утверждают, что мозг ребёнка пластичен. И некоторые жизненные программы (выражаясь компьютерным языком) можно, если не изменить, так хотя бы «отредактировать», принять во внимание и научиться с этим жить. Главное - успеть это сделать до 10-12 лет, когда начинается гормональная перестройка организма. Так, что у нас ещё есть время!
- Теперь заглянем, что творится на физиологическом уровне развития ребёнка с момента его зачатия. Всем известно что такое ДНК человека – это «коктейль» из генов мамы и папы. Кстати, наследственная информация имеет обыкновение передаваться через поколение – от дедушек и бабушек. Все мы помним комедию «Не валяй дурака, Америка», где у героя Михаила Евдокимова рождается сын-негритёнок. Самое смешное, что каждый из родителей все положительные (на их взгляд) качества ребёнка обычно приписывают влиянию собственных генов, а негативные проявления предпочитают списывать на «вредное влияние» генов своего супруга или супруги. Как часто мы слышим в спорах по поводу воспитания: «Вот, полюбуйся! Всё твоя - Таковская порода!»
…- И здесь мне позвольте сделать некоторое «лирическое» отступление на тему.
- По роду своей деятельности, год назад мне приходилось проводить психологическое исследование на тему «Влияние стилей семейного воспитания на мироощущение ребёнка в семье». Исследование было встречное. То есть, с одной стороны исследовались родители (мама и папа) 28-40 лет, а с другой стороны – дети (5-10 лет, по специальным методикам. И вот что интересно: вне зависимости от социального положения, достатка и количества детей, большинство родителей делало одни и те же воспитательные ошибки. Самым большим откровением было то, что в многодетной верующей семье результаты обоих родителей показали неразвитость родительских чувств. (Поясню. Такое нередко встречается у родителей детей с отклонениями личностного развития. Однако это явление редко ими осознаётся. Причинами такого отклонения может быть то, что взрослый сам в своё время не получил достаточного родительского тепла, либо могут быть личностные особенности родителя, например выраженная интровертированность, по-другому – замкнутость, уход в себя).
Интересны также показатели по, так называемым, «среднестатистическим родителям» по результатам исследования. По основным параметрам стиль воспитания «среднестатистических родителей» достаточно согласован, т. е. «воспитательная линия» матери фактически не имеет кардинальных расхождений по исследуемым параметрам с «воспитательной линией» отца. Параметров было много, не буду вас ими затруднять. Нам важны результаты. Таким образом, сложилась картина «либерального» и, зачастую, «непоследовательного» типа воспитания, с элементами «воспитательной неуверенности родителя» и «приступами излишней строгости». Также выяснилось, что родители предпочитают присваивать ребёнку качества взрослого (ответственность, самоконтроль, когда им это выгодно. Т. е. убирать игрушки и правильно вести себя в гостях – «ты уже взрослый и обязан это делать», а смотреть фильм до 10 вечера – это «ты ещё маленький, ложись спать, и чтоб без разговоров».
Соответственно, тип личности ребё нка сформировывается такой:
Недостаточный уровень эмоциональных связей с родителями
Признание авторитета родителей
Несформированность чёткой половой идентификации (как ни странно, у большинства детей). Возможно из-за недостатка информации, боязни разговоров на «щекотливую» тему.
Внутренний диссонанс мотивов ( внутренний конфликт отношений к родителям: проще – ребёнок не может решить дилемму «люблю-ненавижу», чего больше).
При этом наблюдается:
Любознательность
Социальная адекватность поведения
При заниженной самооценке
Вот таков, к сожалению, «портрет» нашего современного ребёнка. «Художниками» в данном случае выступают сами родители. В первую очередь, конечно, мамы.
- В принципе, раз от раза убеждаюсь в истине, что «ребёнок таков, каким его сотворили родители» - в физиологическом, психологическом и педагогическом смыслах.
- Вот что говорят специалисты по этому поводу:
Наиболее распространенным механизмом формирования черт характера ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность является адекватность, разумность тех средств и навыков контроля, которые используют родители. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия, одобрения с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к детской (напр., школьной) среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны (т. е. – отзывчивы).
Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий; частными и более общими целями, к которым стоит стремиться; идеалами и эталонами, на которые стоит равняться; планами, которые необходимо реализовывать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалистичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же как впоследствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ»; если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т. е. то и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения. Так формируется «конфликт» в самооценке ребёнка.
Таким образом, наше отношение, обращение к ребёнку определяет сценарий его жизни.
«Сценарий неудачника» закладывается в детстве сценами: «Ну, что ты вертишься под ногами?», «Вечно тебе всего мало…», «Ты плохой!», «Паразит! Ведь назло всё делаешь? Ни стыда, ни совести», «Я от тебя уйду» и т. д.
«Сценарий удачника». В детстве ребё нок слышит: «Иди, поиграем», обращаясь к отцу, мать умилё нно говорит: «Какой он у нас милый, просто прелесть». А, обращаясь к ребёнку, родители не устают твердить: «Мы верим в тебя. Ты сильный, добрый. Ты всё сможешь». И даже, если ребёнка в его играх постигла неудача, вместо «у тебя всё равно не получится», характерного при общении с «неудачником», звучит «у тебя это получится потом».
Огромную роль в будущей жизни ребёнка будут играть навыки, приобретённые в детстве. Ведь они имеют огромное значение в жизни человека и составляют 90% всех его действий. При отсутствии навыков за человеком закрепляются нелестные эпитеты: «безрукий», «неуклюжий».
Навыки освобождают наш ум от необходимости обдумывать каждую деталь, и человек может творчески работать. Автоматизм же вырабатывается путём постоянных упражнений и повторений. Неправы бывают взрослые, когда из-за недостатка времени, терпения они не поддерживают стремления малыша «я сам». Непереоценима и роль таких слов, как: «надо», «хочу», «нельзя».
К сожалению, взрослые сами зачастую грешат «воспитательной неуверенностью» или «перегибанием палки», не умея гармонично воспитывать ребёнка…
- Но вернёмся к физиологии. Итак, от родителей генетически ребёнку достаётся тип реакций. Это ещё не высшая нервная деятельность, а её зачатки, которые в дальнейшем определят темперамент ребёнка, а, со временем, и характер. Они бывают слабые-сильные и быстрые-тормозящие, говоря обыденным языком. И это не плохо и не хорошо – просто данность. В каждом ребёнке своё индивидуальное сочетание. Я не беру сейчас отклонения от нормы, вызванные болезнями. (Например, энцефалопатия, зачастую выливающаяся в гиперактивность.)
Соответственно на внешние раздражители каждый ребёнок будет реагировать по разному. ( Грубый пример: на запрет идти гулять слабый – молча уступит, а сильный по природе своей будет конфликтовать. Один ребёнок быстро ест или решает задачу, другой медленно. Качество решения в расчет не идёт).
- В январе 2005 года в своём публичном выступлении ректор Гарвардского университета (США) Лоренс Саммерз заявил, что мужчины более успешны в науке, чем женщины. Это возобновило дискуссию, начавшуюся более века назад, когда учёные обнаружили, что размеры головного мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. (Эту тему в своё время проиграла в своём юмористическом монологе Елена Степаненко). Сегодня нет подтверждения тому, что наши интеллектуальные способности зависят исключительно от строения мозга. Но ясно другое: мозг мужчин и женщин развивается и функционирует по-разному. Причё м эти различия формируются задолго до нашего рождения: они заложены генетически. Между 18 и 26 неделями внутриутробного развития, яички ещё не родившегося мальчика начинают вырабатывать половой гормон тестостерон, который, взаимодействуя с мозговой тканью, преобразовывает её. Ультразвуковое обследование женщины на сроке беременности 26 недель позволяет отличить мозг мальчика от мозга девочки.
- В чём же эти различия? Назовём сильные стороны обоих полов.
Сильные стороны женщин:
• Более тонкое восприятие (женщины лучше слышат, воспринимают больший диапазон звуков)
• «Ловкость рук» (более точная координация движений, особенно мелкой моторики рук)
• Лучше память на слова (они более грамотны, легче запоминают слова из прочитанного списка, ориентируются в них)
• Коммуникативные способности (женщины явно превосходят в этом; среди них в несколько раз меньше страдающих различными дефектами речи; они лучше считывают выражение лица и пластику тела при общении).
Сильные стороны мужчин:
• Лучше ориентируются в направлениях движения, планах и картах
• Сильнее в геометрии и задачах на %
• Точнее попадают в цель
• Прагматичнее и жёстче, целеустремлённее; они легче принимают решение, делают выбор.
- И развиваются мальчики и девочки, хоть и параллельно, но по-разному. Соответственно, не стоит спрашивать одинаково хорошей успеваемости с мальчиков и девочек в 1 классе. Девочки в это время – большие аккуратистки, их больше увлекает учебный процесс и оценка взрослых. Мальчиков, преимущественно, волнуют личные отношения, дружба. И, т. к. с развитостью мелкой моторики у них труднее, то требовать идеального почерка от них было бы не правильно. Зато в подростковом возрасте всё переворачивается: как только девочек начинают интересовать мальчики, учёба задвигается на второй план; мальчики-«троечники» же, в преддверие выбора профессии, способны в короткие сроки наверстать школьную программу, и даже обогнать отличников (естественно, при наличии интереса и способностей).
- Опять же, оговорюсь, - это общие законы развития. В каждом законе почти всегда есть место исключениям.
- Откуда же берутся другие, индивидуальные, способности?
- Опять же обратимся к физиологическим особенностям развития мозга. Всем вам знакома со школы карта зон коры больших полушарий мозга. Обычно в учебниках её рисуют разноцветную – для наглядности. (ПОКАЗАТЬ) На карте сразу видно какая зона КБП за что отвечает: за восприятие слуха, зрения, моторики и др. На самом деле не всё так примитивно.
- Возьмём, например, такой нужный в обучении психологический процесс, как память. Память бывает: кратковременная, долговременная, механическая, ассоциативная, слуховая, зрительная и т. д. и т. п., плюс ещё куча нюансов. И за каждый вид памяти, как в компьютере, отвечает особый «файл», т. е. особый участок мозга. Развиваются они неравномерно, что зависит от:
• генетических факторов (если кто-то из родителей, обычно это бывают папы, заговорил только в 3 года, то и сына может ждать та же участь)
• жизненных обстоятельств (в первую очередь – от болезней и правильной тренировки).
- Оказывается, что даже для сохранения счастливых воспоминаний и горестных есть особые «закутки» мозга. Почему-то моменты «горя» для нас более значимы, чем моменты «счастья». Именно поэтому так трудно вылечить настоящую депрессию.
- А какая область мозга "отвечает" за письмо?
Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга "заведует" предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев, лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).
Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более "древняя", автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям "объясняться" с помощью рисунка (как в древности - посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).
- Проблемы в обучении, например – дислексия, бывают связаны с врожденными особенностями строения мозга: к примеру, запоздалое разделение «обязанностей» между правым и левым полушариями (которая происходит физиологически как раз перед школой, в возрасте 6-7 лет). На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислектиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.
- Кстати, из-за особенностей распределения функций между полушариями мозга сложности с письмом и чтением случаются и у детей-левшей. У мальчиков подобные нарушения встречаются в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Связано это опять-таки с особенностями мозга. Например, у мальчишек в области мозга, передающей сигналы между правым и левым полушариями, находится на порядок меньше нервных окончаний. И ещё, именно по этому они не могут делать несколько дел одновременно (как, например, это любит делать большинство женской половины человечества). Поэтому ребёнок может запросто вас не слышать, когда чем-то сильно увлечён.
- Ребёнок приходит в жизнь с рефлексами, за которые отвечают более древние участки коры и подкорковые зоны. Всё осознанное, т. е. – условные рефлексы, формируется прижизненно. На месте так красиво нарисованных у взрослого человека полей восприятия, у новорождённого – только мелкие точки – зачатки полей. Всё остальное нарастает во время детства. ВСЁ В СВОЁ ВРЕМЯ. Выросли мозговые перемычки смысла и зрения – ребёнок сфокусировал взгляд; соединились зоны слуха, смысла и зрения – он понял, что обращаются к нему – повернул головку. Так же постепенно он учится осознанно двигать руками, хватать игрушку, осознавать расстояние до неё, ходить и говорить и, наконец, нащупывать «чувствительные струнки» маминой души, которыми, впоследствии, не применёт воспользоваться.
- Для развития каждой зоны, а, соответственно, и умения существует так называемый «сензитивный период». Наверное, слышали. Т. е. период наибыстрейшего и эффективного её развития. Согласитесь, бессмысленно учить ребёнка ходить на 2-м месяце жизни; так же бессмысленно учить здорового ребёнка ходить в 2 года, когда он уже сам вовсю бегает. Так же и во всём остальном.
- Чуть позже, в более практической части лекции, я назову наиболее оптимальные (по мнению специалистов) сроки развития основных, необходимых для обучения в школе, зон. Возрастные требования по каждому возрасту. А также дам некоторые рекомендации по их развитию. Расскажу о нормах готовности ребёнка к школе.
ла).