Жанна Яковлева
Дошкольник и игра
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольник и игра
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский.
Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Игра является наиболее свободной, непринужденной деятельностью ребенка-дошкольника. В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом, обучением на занятиях.
Публикация «Дошкольник и игра» размещена в разделах
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
В педагогической практике существует множество видов игр: логопедические, развивающие, игры по обучению грамоте, на развитие логического мышления, дидактические, музыкальные.
Музыкальная игра положительно влияет на развитие и личностное становление дошкольника :
Так как подобного рода игровая деятельность требует предварительного выучивания текста песни, ребенок тренирует речь и память.
Музыкальные игры в большинстве своем подразумевают наличие правил, которые дисциплинируют дошкольника.
В процессе игры развивается образное мышление ребенка, так как приходится «вживаться» в ту или иную роль: быть паучком, зайчиком, ветками пальмы, морской волной, прочее.
Малыш учится слушать и слышать музыку, становится более внимательным и сконцентрированным.
У двигающегося в такт музыке ребенка развиваются ладовое и музыкально-ритмическое чувство, а также взаимосвязь между ними.
Дети часто воспринимают веселые музыкальные игры как некое вознаграждение, поэтому педагоги могут использовать их в качестве дисциплинирующего фактора.
Музыкальные игры и пляски в детском саду составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Музыкальные игры - основной путь раскрытия музыкального образа через движение: внимание детей направляется на содержание произведения, на его характер и на средства музыкальной выразительности. Музыкальные игры тоже имеют свою классификацию.
К первой группе относятся игры под инструментальную музыку: сюжетные, несюжетные, инсценировки.
Сюжетные игры – несложный сюжет игры дети передают, согласуя свои движения с услышанной музыкой, используя характерные имитационные движения заданного персонажа. Примеры игр: «Медведи». Муз. Е. Тиличеевой, «Волчок», обр. В. Бухвостова, «Веселый щенок». Муз. Б. Берлина. «Зайцы и лиса», муз. Т. Ломовой, «Бабочки», муз. К. Майера.
Несюжетные игры – построены на фиксировании последовательности движений и дальнейшем соревновании в быстроте, ловкости и т. д. Дети учатся точно реагировать на смену частей музыки, ее характера, начало и окончание, особенности ритма. Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т. д., в которых он соревнуется. Игры с элементами соревнования используются, преимущественно, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Примеры: игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т. п.); игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).
Инсценировки под инструментальную музыку – ребенок знакомится с сюжетом, музыкальными характеристиками персонажей и, затем, без пения, используя пластику, характерные движения передает действия и развитие сюжета. Другими словами, ребенок должен сочинить композицию движений и исполнить ее в индивидуальном стиле. Танцевальное импровизирование, придумывание и исполнение танца происходит одновременно. Дошкольник еще не готов самостоятельно подойти к осознанию языка движений и освоить его как систему выразительных средств. Требуется целенаправленно обучать детей этому языку, строить свое обучение на сочетании таких выразительно-композиционных средств, как музыка, движение и слово. В этом обучении педагогам может помочь:
- высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способная активизировать фантазию ребенка, направить ее на выполнение тех или иных выразительных движений.
- выразительный показ педагогом движений с объяснением его значения.
- исполнение ребенком движений в образе какого – либо персонажа.
- использование в практике игр-этюдов, представляющих собой законченные двигательные композиции.
Примеры: «Игра в лесу» Т. Ломовой, «Игра с куклой» Т. Ломовой, «Танец гномов» на одноименную музыку Ф. Листа, «Шаги на снегу» К. Дебюсси.
Ко второй группе относятся игры с пением. К этим играм относятся хороводы, считалки, потешки, попевки. Если ребенок знаком с жанрами фольклора, их особенностями, если он умеет исполнять хоровод и играть в хороводную игру, дошкольник станет активным участником и творцом хороводных игр. Игры, передаваемые из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни. Как правило, они не изменяются с годами. Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и прогулках. Примеры: «Земелюшка-чернозем», «Я на камушке сижу», «На зеленом лугу», «Как у нашего кота», «На горе-то калина», «Бежит зайка», «Катился горох», «Пес Полкан».
Следующая группа – музыкально-дидактические игры, спокойные, размеренные, требующие от ребенка внимания, сосредоточенности. Они способствуют узнаванию инструментов, знакомых песен, мелодий, свойств музыкальных звуков (высота, тембр, динамика, длительность). Основное их значение – привить детям любовь к музыке в доступной для них форме. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, стимулируют его самостоятельную музыкальную деятельность, развивают слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования, воспитывают у ребенка творческое отношение к игре. Разработана специальная методика включения постепенно усложняющихся музыкально-дидактических игр в детскую творческую деятельность. Музыкально-дидактические игры могут стать эффективным средством развития песенного творчества детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Примеры: развитие чувства ритма: «Что делают дети», «Прогулка», «Определи по ритму», «Барабанщики», «Музыкальный зонтик»; развитие диатонического слуха: «Громко - тихо», «Колобок», «Веселый поезд; развитие звуковысотного слуха: «Музыкальное лото», «Мама и птенчик», Курица и цыплята», «Спой сказку», «Ступеньки», «Веселый медвежонок»; развитие памяти и слуха: «Что делают в домике?», «Наши песни», «Продолжи песню».
Ритмические игры со словом – игры на ориентирование в пространстве, развитие чувства ритма. Такие игры часто включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, используются на прогулках и в качестве пятиминуток между занятиями. Примеры: «Имена и ритм», «Давайте познакомимся», «Найди друга», «Подскажи словечко», «Музыкальный ежик», «Дождик».
Игры – спектакли – это одно из средств формирования музыкальной и общей культуры детей. Так как сказка является одним из любимых детьми видов художественного творчества, культурно-ценностная музыкальная и художественная деятельность воспринимается ими легко и мотивированно. Данный вид игр относится к интегративному - в нем используется музыка, пластика, театр, литература. Эти игры решают как воспитательные, так и образовательные задачи. Предварительная работа педагогов предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки, разбор характеристики каждого персонажа, выбор средств выразительности для передачи образов. Эти игры опираются на разные виды деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.
Ритмопластические спектакли. В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни. Примеры: «Снеговик», «Пальма», «Ходим кругом», «Смелые мышки». «Животные во дворе», «Художница осень».
Спектакль на основе певческих импровизаций – это наиболее сложный тип игр, который требует от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты к этим играм выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах пропевают, используя простейшие танцевальные движения, основные движения для передвижения («Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»).
Игры-спектакли на обрядовой основе. Этим играм тоже присуща интегративность - в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (украшение берёзки лентами, плетение венков, изготовление оберегов и т. д.). Эти игры часто
используются в фольклорных праздниках. Примеры: «Со вьюном я хожу», «Ходила младешенька».
Музыкально – драматические спектакли синтетического характера являются интегративными, так как состоят из полноправных элементов: художественное слово, пение, танец, пантомима. Сюжеты к таким играм не должны быть сложными («Муха-цокотуха», «Заюшкина избушка». «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).
Музыкальные игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить пластически. Для эмоциональных перевоплощений детям могут быть предложены самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков, снежинок и т. д. Педагог может проявлять собственное творчество в поисках композиционных приемов для организации игр-импровизаций с детьми. В дальнейшем это могут быть более свободные пластические композиции или игры с сюжетами, придуманными самими детьми.
Методически значимым моментом в организации творческих музыкальных игр с детьми является выбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу этих игр. Вполне естественно, что произведение, призванное стать эмоциональным импульсом и одновременно эмоциональной канвой, основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии, не обязательно должно укладываться в рамки традиционного детского репертуара.
Педагог может проявить свой художественный вкус, реализовать собственный творческий потенциал, подбирая музыкальное произведение, эмоционально соотносящееся с избранной тематикой. Для этого педагогу необходимо расширять свой художественный кругозор, учиться ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, уметь соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами.
Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, – самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.
Список литературы:
1. Воронова В. Я. «Творческие игры старших дошкольников» - М., 1981.
2. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. «Игра в дошкольном возрасте» - М., 2002.
3. Новоселова С. Л. «Игра дошкольника» - М., 1989.
4. Скоролупова О. А., Тихонова Т. М. «Игра – как праздник» - М., 2006.