Светлана Чучунова
Конспект организованной образовательной деятельности по хакасскому языку «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по хакасскому языку «Домашние животные»
Тема: «Ибдегi маллар» Домашние животные
Ситуация «Поможем кукле Айсили»
Темочки:
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Хакасия
- Темочки
Цель: Создание социальной ситуации развития речевой активности на хакасском языке посредством игровой деятельности.
Задачи:
- создавать условия для обогащения словарного запаса детей на хакасском языке;
- создавать условия развивать артикуляционный аппарат, посредством выделения звуков из речи;
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
- воспитывать любовь к домашним животным.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.
Наа состер: істер, інек,ат, хуча.
Ниме- ноолар: следы, пазлы (домашние животные, раскраски домашние животные, цветные карандаши, аудиозапись голоса домашних животных.
.
Ход образовательной деятельности
- Изеннер, олганнар! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними на хакасском языке.
В группу приносят письмо.
Стук в дверь, почтальон приносит письмо.
- Ребята посмотрите нам пришло письмо! Олганнар куренер пiске пiчiк килген.
- А что нужно сделать, что б узнать от кого же оно? (открыть и прочитать)
-Чахсы. Молодцы!
Открываем и читаем письмо.
Воспитатель: «Изеннер,оланнар! Меня зовут Айсили. У меня случилась беда, потерялись мои домашние животные моей бабушки. Прошу вас мне помочь их найти. Идите по моим следам и найдете мой дом».
Воспитатель: Ребята, поможем Айсили?
Дети: Да
Воспитатель: А, как будет бабушка на хакасском языке?
Дети: Уу а!
Воспитатель: Кукла Айсили, нам сказала идти по следам, а следы на хакасском языке будет iстер. А теперь говорим слово и прохлопываем в ладоши! Проговариваем это слово тихо и громко. Спросить каждого ребенка.
Воспитатель: Чахсы. Хыйхаахтар. Че паралар істер соон а. (Тогда пойдемте по ее следам.)
I. дети идут по следам, приходят в игровой уголок, там встречает кукла Айсили.
Кукла Айсили: Изеннер, оланнар!
Дети: Изеннер!
Кукла Айсили: Ребята, давайте для начала мы с вами познакомимся на хакасском языке.
Кукла Айсили: Мині адым Айсили!
Дети: Мині адым Дима, и. т. д
Кукла Айсили: Мне нужна ваша помочь найти домашних животных моей бабушки! Вчера вечером она плохо закрыла калитку, и они убежали в лес.
Воспитатель: Дети поможем кукле Айсили?
Дети: Да.
Воспитатель: Айсили, посиди отдохни, дети помогут найти домашних животных.
Воспитатель: Ребята, но чтобы нам помочь найти животных, нам нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?
Дети: Да.
II . Воспитатель: для того чтобы узнать какие животные потерялись у бабушки Айсили, мы поиграем в игру «Собери картинку». Как зазвучит хакасская музыка, вы выбираете себе картинку и собираете ее, а также называете животных на хакасском языке.
Воспитатель: - Ребята, а вы всех животных мне назвали?
Дети: нет (не знают)
Воспитатель: Давайте я вам помогу. Корову, на хакасском языке называют Iнек. Повторите вместе со мной Iнек. А теперь говорим слово и прохлопываем в ладоши! Проговариваем это слово тихо и громко. Чахсы. Хыйхаахтар. Спросить каждого ребенка.
-Ребята, а это кто у нас? (лошадь) Правильно, чахсы.
Ребята, а лошадь, на хакасском языке называют Ат. Повторите вместе со мной Ат. А теперь говорим слова и прохлопываем в ладоши! Проговариваем это слова тихо и громко. Чахсы. Хыйаахтар.
-Ребята, а это кто у нас? (баран) Правильно, чахсы.
Ребята, а баран, на хакасском языке называют Хуча. Повторите вместе со мной Хуча. А теперь говорим слова и прохлопываем в ладоши! Проговариваем это слова тихо и громко. Чахсы. Хыйаахтар.
Воспитатель: А, теперь называем всех животных на хакасском языке.
Дети: Адай, хоосха, сосха, ат, хой, інек, скі, хуча.
Воспитатель: Хыйаахтар!
Воспитатель: Сейчас предлагаю немного отдохнуть и повторять за мной.
Физкультминутка с детьми на хакасском языке с движениями :
ске ек, аты а.
ске ек, аты а.
Пазы на хада чайха.
Пазы на хада чайха.
Азахтарна тохлада.
Азахтарна тохлада.
Холларна айа саба.
Холларна айа саба.
Воспитатель : Че, чахсы (Хорошо). Отдохнули. Пойдемте дальше к следующему заданию?
Дети: Да.
Воспитатель: Присаживаемся на стулья. Дети, а вы знаете, что у каждого животного есть свой уникальный язык, не похожий на других?
Дети: Да
Воспитатель: Чтобы узнать голоса пропавших животных, предлагаю поиграть в игру "Чей голос?". Сейчас вы услышите звуки домашних животных должны назвать, какое это животное.
Воспитатель: Хыйаахтар! (Молодцы) Звуки всех домашних животных угадали и назвали их на хакасском языке.
Воспитатель: Ребята, кто напомнит, кому мы помогаем? (кукле Айсили, найти домашних животных ее бабушки)
- Ребята, посмотрите, на столе лежат рисунки потерянных домашних животных. Обратите внимание, чего то у них не хватает.
- Нам нужно дорисовать домашних животных.
Воспитатель: Хыйаахтар! (Молодцы) Нашли всех домашних животных ууа Тарины. Теперь нам нужно вернутся к ууа Тарине и вернуть ее домашних животных.
Кукла Айсили (радуется) : Улу ал ыс оланнар! (Большое спасибо дети) Моя бабушка очень обрадуется. За вашу помощь, я приготовила подарки. Анымчохтар!
Дети: Анымчохтар!
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята кому мы сегодня помогали? (кукле Айсили).
- А, что за беда случилась у куклы Айсили? (потерялись домашние животные)
- Какие новые слова вы запомнили на хакасском языке? (істер, інек,ат, хуча.)
- Назовите домашних животных на хакасском языке которых мы помогали найти? (адай, хоосха, сосха, ат, хой, інек, скі, хуча)
Воспитатель: Чахсы. Хый а ахтар! (Молодцы).