Валентина Королева
«Любимое имя». НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования Администрации города Вологды Вологодской области Королёва Валентина Борисовна
Методист Истоковедения Абрамова Ольга Сергеевна
НОД проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть первая)
Тема осваиваемой социокультурной категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки»): СЛОВО
Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области): «Любимое имя», социально-коммуникативное развитие.
Публикация «„Любимое имя“, НОД с детьми второй младшей группы по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие
Цели:
- первоначальное прочувствованное восприятие социокультурной категории СЛОВО;
- развитие у детей способности слышать СЛОВО, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение;
- развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости.
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
- мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
- развитие самооценки у детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание добрых чувств и отношений со сверстниками и взрослыми;
-воспитание уважительного отношения к имени человека.
Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.
Формы организации: подгрупповая, 10-12 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).
Формы реализации детских видов деятельности: Беседа. Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение фольклорных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Музыкально-ритмические движения. Разговор в ресурсном круге. Рассматривание фотографий. Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома.
Оборудование: игрушка (кукла Даша, мяч, книга для развития детей 3-4 лет «Доброе слово»; Свидетельство о рождении и Свидетельство о крещении ребёнка; стенд с фотографиями, отображающий крещение детей.
Предварительная работа:
- организация и проведения занятия с родителями по программе «Моя семья» на тему «Отечественные традиции имянаречения»;
- знакомство детей с первой частью книги для развития «Доброе слово»;
-чтение детям песенок-потешек с именами людей из книги «Доброе слово» с последующим обсуждением;
- заучивание детьми потешек с именами людей;
- игровая деятельность. Проиграть с детьми в игры: «Назови имя», «Каравай», «Назови соседа ласково», «Какими ласковыми именами называет вас мама?», «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший?» и др. ;
- «имянаречение» кукол в дошкольном учреждении и семье;
-разговоры-беседы с детьми на темы:
«Как зовут твою любимую куклу?»;
«Как ласково звучит имя маме, папы, бабушки, дедушки?»;
«Как ты ласково называешь имя своих друзей, братьев и сестёр?»
- введение групповой традиции празднования именин детей через календарь именинника.
Место проведения: музыкальный зал.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационный момент
Педагог обращает внимание на то, что на занятие к детям пришли гости – родители, бабушки и дедушки. Они будут сегодня заниматься с детьми, играть, петь и рисовать.
(Предложить детям взять своих родных за руку и пройти в музыкальный зал).
Присоединение к теме.
(Пока дети и родители рассаживаются в зале, фоном звучит добрая песня о семье).
Воспитатель (В.):
- Как приятно видеть вас, дорогие наши дети, рядом с вашими родными и близкими людьми. Давайте улыбнемся нашим гостям, подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
- Сегодня мы с вами поговорим об имени человека. У всех вас - мам, пап, бабушек, дедушек и детей есть своё имя. Имя даётся каждому человеку при рождении. К имени нужно относиться с уважением. Очень важно знать имена всех наших детей и родителей и правильно их называть. Давайте познакомимся поближе друг с другом и назовём всем своё имя.
- Дружно за руки беритесь,
В круг, скорее, становитесь.
Будем мячик мы бросать,
Своё имя называть.
Указания педагога:
- Имя, уважаемые родители и дорогие наши дети, нужно произносить громко, чётко и ясно.
Игровое упражнение «Назови своё имя» (Педагог бросает присутствующим мяч, родители и дети называют своё имя).
Воспитатель:
- Спасибо. Вот мы с вами и познакомились. А сейчас мы отдохнём и опять играть начнём. (Педагог предлагает детям с родителями сесть в круг рядом друг с другом).
Разговор в круге
Воспитатель поясняет, что имена людей часто встречаются в сказках и рассказах, стихах, песенках и потешках. Текст потешки помогает научить маленького ребёнка понимать человеческую речь, выполнять различные движения, которыми руководит слово. Дети с родителями дома разучивали потешки, в которых встречаются имена всех наших девочек и мальчиков из книги для развития «Доброе слово».
(Педагог предлагает детям по желанию прочитать разученные наизусть потешки).
Чтение (по желанию) потешек детьми наизусть
Разговор в круге (продолжение)
Воспитатель:
- Когда ребёнок рождается, родители записывают дату рождения в первый документ человека – Свидетельство о рождении. (Показать Свидетельство о рождении собственного ребёнка. Родители по желанию показывают документы своих детей. Зачитать несколько записей в Свидетельствах).
- С давних времён на Руси была заведена добрая традиция – на сороковой день после рождения ребёнка родители несли ребёнка в храм и его крестили. День крещения человека является Днём его именин. Именины на Руси праздновались больше, чем День рождения. В день Крещения в храме ребёнку выдаётся тоже документ Свидетельство о крещении.
(Обратить внимание присутствующих на стенд с фотографиями обряда Крещения детей группы. Рассмотреть и зачитать содержание Свидетельства о крещении одного из воспитанников. Предложить установить в группе традицию празднования именин детей с ведением Календаря именинника).
- День именин – большой праздник для человека и его семьи. В этот день родные и близкие собираются вместе отведать праздничный пирог или каравай хлеба и пожелать имениннику здоровья и добра.
Хороводная игра «Именины».
Активное занятие
Ресурсный круг «Ласковое имя»
1. Подготовительный этап.
Воспитатель и дети вместе с родителями сидят в круге, дети у родителей на коленях.
Воспитатель:
- Первое слово, которое вы, уважаемые родители, подарили своему ребенку на всю жизнь – это его имя. В имени выражена ваша любовь и представление о судьбе ребенка. Оказывается, имя человека можно произносить по - разному – уважительно и строго, нежно и ласково. Для маленького ребёнка очень важно слышать из уст близких людей ласковое и нежное звучание его имени. Через нежное звучание имени передаётся родительская любовь и забота. Очень важно, чтобы наши дети не только слышали своё ласковое имя, но и сами умели его произносить. Ведь ласковое имя вызывает у детей самые добрые и нежные чувства, которые ребёнок со временем будет дарить всем окружающим.
2. Основной этап.
Воспитатель вносит куклу Дашу и предлагает познакомить её с ласковыми именами детей группы.
Дети отвечают на вопрос ресурсного круга «Каким ласковым именем называет вас мама?»
Общение в ресурсном круге осуществляется добросердечно, экологично, слева направо, по движению солнышка на небосводе.
Первый ребенок, сидящий слева от воспитателя, называет свое ласковое имя и передаёт куклу Дашу другому сверстнику, сидящему слева от него. Далее общение продолжается по кругу.
Воспитатель подводит итог, благодарит всех детей за интересный разговор и радостно резюмирует о том, что теперь он, педагог, знает ласковые имена всех детей группы, призывает всех присутствующих как можно чаще их употреблять в общении друг с другом.
3. Заключительный этап. Рефлексия.
Воспитатель задаёт вопрос:
- Дети, вам приятно, когда вас называют ласковым именем? (Ответы детей).
- Мне, как и всем вам, тоже бывает очень приятно на душе, когда меня называют ласково.
На сегодняшнем занятии мы познакомились с ласковыми именами детей нашей группы. Давайте как можно чаще будем обращаться друг к другу по-доброму, называя ласковое имя наших детей!
Оформление страницы Альбома «Любимое имя»
Родители оформляют страницу Альбома книги для развития «Доброе слово», на пологе колыбельки прописывают ласковое имя своего ребёнка и, встав в круг, ещё раз его проговаривают.
В конце занятия педагог благодарит всех за интересную совместную работу и предлагает родителям рассказать о своих чувствах.