Самойленко Виктория
«Дидактические игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста». Рекомендации педагогам и родителям
«Дидактические игры
по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста».
(рекомендации педагогам и родителям)
подготовила:
В. В. Самойленко
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 64
г. Таганрог
Развитие речи детей дошкольного возраста – одна из основных задач познавательно-речевого развития. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи:
формирование словаря (лексика,
работа над звуковой культурой речи (звукопроизношение,
формирование грамматического строя речи, развитие связной речи,
подготовка к обучению грамоте.
Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение. Основные задачи многих речевых игр составлены так, чтобы научить детей:
составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни,
подбирать антонимы, синонимы, слова, сходные по звучанию,
активизировать речь детей при общении в игре,
развивать способность аргументировать свои утверждения.
При подборе игр для старших дошкольников необходимо учитывать их возросшие возможности. Предлагаю игры, которые направлены на развитие устной речи дошкольника.
Игры, направленные на формирование грамматического строя речи.
Игра «Семейка слов».
Цель: упражнять детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.
Материал: предметная или сюжетная картинка по лексической теме, фишки.
Ход игры.
- Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик и т. д.) За каждый ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Игра «Один — много».
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа.
Материал: мячик
Ход игры.
- Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть предмет, когда он один, и бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет звучать, когда этих предметов много (во множественном числе). Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом», а вы должны ответить «дома». Игра может усложняться. Педагог говорит предложение, где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение уже во множественном числе. Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На деревьях сидят черные вороны». Эта игра может проводиться по любой лексической теме.
Игра «От каждого по словечку» или «Дополни предложение».
Цель: развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций; упражнять в употреблении предлогов.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры.
Педагог показывает картинку, произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова.
Например: Мы играем. - Мы играем в футбол. - Мы играем в футбол на стадионе. - Мы играем в футбол на школьном стадионе.
Выигрывает тот, кто придумал самое длинное предложение.
Игры, направленные на развитие словаря.
Игра «Скажи наоборот» (игра может проводиться по любой теме).
Цель: упражнять детей в употреблении антонимов.
Материал: мяч или предметные картинки.
Ход игры.
- Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне должны ответить глубокая речка и бросить мячик обратно. Игра может проводиться с картинками. Педагог показывает картинку, например, длинный карандаш, а дети должны сказать короткий карандаш. Кто отвечает правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.
Игра «Что делает».
Цель: закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями; воспитывать умение быстро думать; активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).
Ход игры.
- Дети, я работаю в детском саду воспитателем/логопедом. Это моя профессия. Мама Артёма лечит больных, она врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия.
Что делает повар? Дети – варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы.
За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.
Игра «Что в чем».
Цель: закрепить название частей предмета.
Материал: на первых этапах игры – предметные картинки, далее - словесные варианты, мяч.
Ход игры.
Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ вернуть мяч и назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба, стенка, окно и т. д.
Игры - на развитие звуковой культуры речи.
Игра «Придумай слова, в которых звук – будет в начале (в середине, в конце)».
Цель: упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком в начале слова, в середине слова и в конце слова.
Материал: игра проводится в словесном варианте.
Ход игры.
Эта игра может проводиться по любой лексической теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т. д.
Педагог предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т. д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т. д.). Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).
Аналогично игра проводится по другим темам.
Игра «Два дома».
Цель: упражнять детей выделять и называть слова с заданным звуком.
Материал: предметные картинки, в названии которых есть заданный звук, два плоскостных домика.
Ход игры.
- Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в названии которых есть звук [с], а в зеленом живут слова, в названии которых есть звук [с’]. Давайте, посмотрим, что нарисовано на картинках, назовем этот предмет словом и поселим его в нужный дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» - в зеленый дом.
[С] - роса, сова, нос, сом. [С’] - поросенок, сирень и т. д.
Игра «Цепочка слов».
Цель: закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове.
Материал: предметные картинки, мяч. Игра может проводиться в словесном варианте.
Ход игры.
- Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку слов». Я начну первая. Мое слово – кот. Какой последний звук в слове кот? (Ответ детей: звук [т]). Педагог бросает мяч по кругу следующему ребёнку и говорит: значит, теперь ты должен придумать слово, которое начинается со звука [т]. Так продолжается игра другими детьми по очереди. Если игра проводится с картинками, то картинки выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т. д.
Игры – на развитие связной речи.
Игра «Кто откуда?»
Цель: научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами, отражать свои наблюдения в речи.
Ход игры.
Детям показывают два рисунка (на одном, из которых изображен лес, а на другом – море) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, синица, тюлень и т. д.) Их необходимо отнести к какому либо рисунку, аргументировав свой ответ.
Игра «Что лишнее?»
Цель: совершенствовать доказательную форму речи.
Материал: предметные картинки.
Ход игры.
Педагог выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь). - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя и почему? Дети: лишняя картинка с изображением воробья. Кошка, собака, корова и лошадь – это домашние животные, а воробей – это птица.
Подобная игра может проводиться по многим лексическим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т. д.
Игра «Если бы…»
Цель: развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.
Ход игры.
Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником…» (каким, зачем? Что делал бы? И т. п.) «Если бы вдруг исчезло время…» (Что в этом хорошего и плохого)
При систематическом использовании различных дидактических игр, направленных на развитие речи, дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им в дальнейшем успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.