МААМ-картинки

Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста

Елена Борисова
Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры, как средство развития экологического образования детей дошкольного возраста

Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Публикация «Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Игра для ребёнка- это серьёзное занятие.

В настоящее время, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Так, дидактическая игра способствует :

1. Художественно-эстетическому воспитанию – совершая действие, ребёнок думает, насколько вообще уместно и правильно оно ли оно в данной ситуации, насколько оно элегантно, красиво, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

2. Социально-нравственному развитию ребёнка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между объектами неживой и живой природы, взрослыми, детьми, в ней ребёнок учится сочувствовать, помогать в беде, уступать в случае необходимости, учится быть справедливым, проявлять чуткое отношение к товарищам.

3. Развитию речи ребё нка: развивается связная речь, активизируется и пополняется словарь; некоторые игры с успехом используются для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает ребёнка к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет ребёнка, потому что он заинтересован самой игрой, то он выполняет роль движущего автомобиля, то роль птицы, и чем больше увлечён ребёнок, тем полнее педагогический эффект и тем активнее он воспроизводит нужные звуки.

4. Обогащению чувственного опыта ребёнка, вызывает определённое эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения обогащать, сравнивать, вычленять отдельные признаки явлений, предметов, сравнивать их, классифицировать группировать явления и предметы окружающего мира по определённым общим чертам, признакам, делать умозаключения, высказывать свои суждения).

5. Развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их закреплению и обобщению, в процессе игры усваивает общественно выработанные способы и средства умственной деятельности; в процессе дидактических игр большинство сложных явлений (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется синтетическая и аналитическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знание ребёнка, однако они привносят большую пользу тем, что учат ребёнка использовать имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр ребёнок уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у него представление о животных и растениях, явлениях и предметах природы. При этом игры дают возможность ребёнку оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков; способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти.

При использовании дидактических игр, как метода экологического образования, решаются следующие задачи:

• Формирование экологических представлений о животном мире

• Формирование экологических представлений о растениях

• Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы

• Формирование экологически бережного отношения к объектам природы

Разрабатывая проекты по экологическому образованию детей, а именно по теме «Птицы Якутии зимой», мною были разработано дидактическое пособие «Птицы Якутии» для ознакомления и закрепления названий птиц, их классификацию. Включает в себя:

1. Картотека «Птицы Якутии». Пособие состоит из 43 карточек. На каждой карточк е птица Якутии. Название птицы на русском и якутском языках. На обратной стороне карточки описание, повадки, среда обитания и т. п. Также птицы разделены на перелетных, зимующих и водоплавающих.

Пособие могут использовать педагоги дошкольных организаций для ознакомления детей с птицами Якутии, а также учителя начальных классов.

2. Напольная игра «Живое домино» на тему «Зимующие и перелетные птицы Якутии».

Домино в картинках способствует развитию у детей внимания, зрительного восприятия, комбинаторных и логических способностей, учит определять одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Игра для закрепления темы «Зимующие птицы».

Комплектность: фишки домино - 24 штуки (картинки с изображением зимующих птиц Якутии – воробей, синица, свиристель, снегирь)

Материал - картон.

Для детей 5-7 лет.

3. Дидактическая игра с прищепками «Птицы Якутии». Игры с прищепками не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи. А происходит это потому, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга располагаются рядышком и влияют друг на друга. Кроме этого, в играх с прищепками развиваются творческие способности и логическое мышление.

Цель игры : закрепить знание детей о зимующих и перелетных птицах; развивать умение классифицировать птиц.

Игровые действия: дети пользуются прищепками, прикрепляют их на игровое поле, соотносят картинки на самих прищепках с изображением на игровом поле (зима – зимующие птицы, лето – перелетные птицы).

Игровые правила: выбрать прищепку с изображением птицы, на игровом поле подобрать подходящее изображение времени года. Прикрепить прищепку с птицей вокруг соответствующей картинки. При этом воспитатель интересуется, как называется птица, уточняет среду обитания птицы, у зимующих – как можно помочь им пережить холодное время года

4. Настольная игра «Угадай птиц».

Цель: закрепить знание детей о зимующих и перелетных птицах; развивать умение классифицировать птиц.

Игровые действия: дети пользуются карточками на магнитах, прикрепляют их на игровое поле, соотносят картинки на магнитах с изображением на игровом поле (зима – зимующие птицы, лето – перелетные птицы).

Игровые правила: выбрать карточку с изображением птицы, подобрать подходящее изображение времени года, прикрепить карточку. При этом воспитатель интересуется, как называется птица, уточняет среду обитания птицы, у зимующих – как можно помочь им пережить холодное время года

5. Настольные игры «Лото» на тему: животные. Эти лото также делятся на домашние животные, животные тайги, животные Севера, животные жарких стран. Возможно два варианта игры :

1. Дети находят изображения животных, соответствующих изображению на карточках.

2. Ведущий называет детенышей животных, игроки находят их «мам».

6. Настольная игра «Лото» на тему: растения (деревья, цветы, ягоды, фрукты, овощи).

Также продолжая тему «Птицы Якутии», в этом году начала разрабатывать электронное пособие и игры :

1. Дидактическая игра «Найди пары зимующих птиц». Эта классическая игра «Меморина» или «Найди пару!» — направлена на закрепление названий зимующих птиц Якутии. Эффективно развивает способности к запоминанию и концентрации внимания. Игра также поможет ребенку научиться общению и совместной игре со взрослыми и другими детьми.

2. Дидактическая игра «Угадай птиц» - игра аналогичная настольной игре «Угадай птиц».

Цель: закрепить знание детей о зимующих и перелетных птицах; развивать умение классифицировать птиц.

Игровые действия: дети пользуются карточками на экране, перетаскивают их на соответствующее игровое поле (зима – зимующие птицы, лето – перелетные птицы).

3. Электронная книга «Зимующие птицы Якутии». Составлена на основе программы Flip PDF Professional. Представляет собой альбом с изображениями зимующих птиц, видеороликом о повадках, пении этих птиц, также обобщающую игру для закрепления темы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Чья тень?»(овощи и фрукты) Цель: формировать у детей умение находить силуэты овощей и фруктов; учить правильно называть.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для детей 5-7 лет. 1. Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве» Цель: учить классифицировать растения по определенному.

Дидактические игры по ПДД для детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Чем раньше.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возрастаЗимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 октября 2023 в 15:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Борисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД