Елена Борисова
Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры, как средство развития экологического образования детей дошкольного возраста
Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Публикация «Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Игра для ребёнка- это серьёзное занятие.
В настоящее время, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Так, дидактическая игра способствует :
1. Художественно-эстетическому воспитанию – совершая действие, ребёнок думает, насколько вообще уместно и правильно оно ли оно в данной ситуации, насколько оно элегантно, красиво, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.
2. Социально-нравственному развитию ребёнка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между объектами неживой и живой природы, взрослыми, детьми, в ней ребёнок учится сочувствовать, помогать в беде, уступать в случае необходимости, учится быть справедливым, проявлять чуткое отношение к товарищам.
3. Развитию речи ребё нка: развивается связная речь, активизируется и пополняется словарь; некоторые игры с успехом используются для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает ребёнка к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет ребёнка, потому что он заинтересован самой игрой, то он выполняет роль движущего автомобиля, то роль птицы, и чем больше увлечён ребёнок, тем полнее педагогический эффект и тем активнее он воспроизводит нужные звуки.
4. Обогащению чувственного опыта ребёнка, вызывает определённое эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения обогащать, сравнивать, вычленять отдельные признаки явлений, предметов, сравнивать их, классифицировать группировать явления и предметы окружающего мира по определённым общим чертам, признакам, делать умозаключения, высказывать свои суждения).
5. Развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их закреплению и обобщению, в процессе игры усваивает общественно выработанные способы и средства умственной деятельности; в процессе дидактических игр большинство сложных явлений (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется синтетическая и аналитическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знание ребёнка, однако они привносят большую пользу тем, что учат ребёнка использовать имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр ребёнок уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у него представление о животных и растениях, явлениях и предметах природы. При этом игры дают возможность ребёнку оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков; способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти.
При использовании дидактических игр, как метода экологического образования, решаются следующие задачи:
• Формирование экологических представлений о животном мире
• Формирование экологических представлений о растениях
• Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы
• Формирование экологически бережного отношения к объектам природы
Разрабатывая проекты по экологическому образованию детей, а именно по теме «Птицы Якутии зимой», мною были разработано дидактическое пособие «Птицы Якутии» для ознакомления и закрепления названий птиц, их классификацию. Включает в себя:
1. Картотека «Птицы Якутии». Пособие состоит из 43 карточек. На каждой карточк е птица Якутии. Название птицы на русском и якутском языках. На обратной стороне карточки описание, повадки, среда обитания и т. п. Также птицы разделены на перелетных, зимующих и водоплавающих.
Пособие могут использовать педагоги дошкольных организаций для ознакомления детей с птицами Якутии, а также учителя начальных классов.
2. Напольная игра «Живое домино» на тему «Зимующие и перелетные птицы Якутии».
Домино в картинках способствует развитию у детей внимания, зрительного восприятия, комбинаторных и логических способностей, учит определять одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Игра для закрепления темы «Зимующие птицы».
Комплектность: фишки домино - 24 штуки (картинки с изображением зимующих птиц Якутии – воробей, синица, свиристель, снегирь)
Материал - картон.
Для детей 5-7 лет.
3. Дидактическая игра с прищепками «Птицы Якутии». Игры с прищепками не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи. А происходит это потому, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга располагаются рядышком и влияют друг на друга. Кроме этого, в играх с прищепками развиваются творческие способности и логическое мышление.
Цель игры : закрепить знание детей о зимующих и перелетных птицах; развивать умение классифицировать птиц.
Игровые действия: дети пользуются прищепками, прикрепляют их на игровое поле, соотносят картинки на самих прищепках с изображением на игровом поле (зима – зимующие птицы, лето – перелетные птицы).
Игровые правила: выбрать прищепку с изображением птицы, на игровом поле подобрать подходящее изображение времени года. Прикрепить прищепку с птицей вокруг соответствующей картинки. При этом воспитатель интересуется, как называется птица, уточняет среду обитания птицы, у зимующих – как можно помочь им пережить холодное время года
4. Настольная игра «Угадай птиц».
Цель: закрепить знание детей о зимующих и перелетных птицах; развивать умение классифицировать птиц.
Игровые действия: дети пользуются карточками на магнитах, прикрепляют их на игровое поле, соотносят картинки на магнитах с изображением на игровом поле (зима – зимующие птицы, лето – перелетные птицы).
Игровые правила: выбрать карточку с изображением птицы, подобрать подходящее изображение времени года, прикрепить карточку. При этом воспитатель интересуется, как называется птица, уточняет среду обитания птицы, у зимующих – как можно помочь им пережить холодное время года
5. Настольные игры «Лото» на тему: животные. Эти лото также делятся на домашние животные, животные тайги, животные Севера, животные жарких стран. Возможно два варианта игры :
1. Дети находят изображения животных, соответствующих изображению на карточках.
2. Ведущий называет детенышей животных, игроки находят их «мам».
6. Настольная игра «Лото» на тему: растения (деревья, цветы, ягоды, фрукты, овощи).
Также продолжая тему «Птицы Якутии», в этом году начала разрабатывать электронное пособие и игры :
1. Дидактическая игра «Найди пары зимующих птиц». Эта классическая игра «Меморина» или «Найди пару!» — направлена на закрепление названий зимующих птиц Якутии. Эффективно развивает способности к запоминанию и концентрации внимания. Игра также поможет ребенку научиться общению и совместной игре со взрослыми и другими детьми.
2. Дидактическая игра «Угадай птиц» - игра аналогичная настольной игре «Угадай птиц».
Цель: закрепить знание детей о зимующих и перелетных птицах; развивать умение классифицировать птиц.
Игровые действия: дети пользуются карточками на экране, перетаскивают их на соответствующее игровое поле (зима – зимующие птицы, лето – перелетные птицы).
3. Электронная книга «Зимующие птицы Якутии». Составлена на основе программы Flip PDF Professional. Представляет собой альбом с изображениями зимующих птиц, видеороликом о повадках, пении этих птиц, также обобщающую игру для закрепления темы.