Кадырова Диана
Дидактические игры для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Отечественными психологами и педагогами (Леонтьев А. Н., Усова А. П, Эльконин Д. Б.) доказано, что игра является деятельностью, в которой у ребёнка дошкольного возраста развиваются действия и представления, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Именно игра удовлетворяет основные потребности ребё нка дошкольного возраста:
• стремление к самостоятельности;
• потребность в познании окружающего мира;
• потребность в активных движениях;
• потребность в общении;
• стремление к активному участию в жизни взрослых.
Публикация «Дидактические игры для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2020
Среди игр наиболее результативной формой получения знаний, их закрепления является дидактическая игра. Поэтому в подготовительной группе большое внимание им уделяется. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, помогают ребёнку чему – то научится в лёгкой, непринуждённой форме. Они являются ступенью перехода от игровой к учебной деятельности. Образовательная цель здесь реализуется посредством игровых действий. Подготовка и проведение дидактической игры должны строиться на основании требований, установленных Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС). В игре развиваются практически все виды детской деятельности: коммуникативной, познавательно – исследовательской, продуктивной.
Основное значение дидактической игры в подготовительной группе определяется тем, что:
1- в игре формируются психические новообразования ребёнка, основным из которых является воображение;
2- в игре развивается личность ребёнка, и главное – формируется такое качество, как произвольность;
3- в игре зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная.
Дидактическая игра должна соответствовать возрасту и уровню развития детей. Игра должна иметь цель задачи и порядок выполнения игровых действий.
Дидактические игры делятся на : коллективные, групповые и индивидуальные.
Роль воспитателя в дидактических играх может быть :
• непосредственная (взрослый в игре водящий)
• воспитатель – наблюдатель. Решает споры, помогает советом и т. д.
Особенно это важно в самостоятельной игровой деятельности детей.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется только тогда, когда дети проявляют интерес к игре к её правилам и действиям, если эти правила детьми усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут быть народные игры, правила которых им хорошо известны. Это: «Краски», «Наоборот» и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям.
Самостоятельная игровая деятельность в подготовительной группе не исключает управление воспитателя. Но его участие, как правило, носит косвенный характер. Например, в игре «Лото» воспитатель является игроком, получает карточку или раздаёт их, то есть является участником игры.
Игра длится примерно 10 мин. Включает 4 части: мотивация, объяснение условий (игровых действий, задачи, сама игра (индивидуализация, усложнение игровых действий, рефлексия (конец игры, оценка игры». В оценке игры в подготовительной группе участвуют педагог и дети. Обращают внимание на точность выполнения правил, удовлетворённость детей участием, эмоциональный фон и степень сообразительности, внимания и памяти.
Примерная картотека дидактических игр для детей подготовительной группы
по образовательным областям ФГОС
Речевое развитие
«Какое слово заблудилось» цель: формировать умение точно подбирать по смыслу слова.
«Кто позвал?» цель: развитие слухового внимания.
«Испорченный телефон» цель: развитие слухового внимания.
«Большой – маленький» цель: закрепить слова противоположного значения.
«Раз – два» цель: закрепление словаря и развитие связной речи.
«Краски» цель: закрепить знания о цвете, воспитание выдержки, развитие мышления и произвольного внимания.
«Сколько раз в ладоши хлопну!» цель: развитие активного внимания.
«Буквенное лото» цель: развитие фонематического слуха, внимания и умения слушать.
Познавательное развитие
«Выиграй приз» цель: развивать умения соотносить цифру с количеством.
«Сосчитай – ка» цель: упражнять в счёте, развивать память.
«Геометрическое лото» цель: упражнять в группировке предметов по сходству их формы.
«Угощение кукол» цель: закрепить знания и умения делить предмет на 2 -4 части.
«Два бассейна» цель: закрепить понятия «широкий – узкий», ориентировка в пространстве.
«Разведчики» цель: классифицировать предметы по разным признакам.
«Маленькие айсберги» цель: формировать у детей представления о природных явлениях, интерес к исследовательской деятельности.
«Таинственные картинки» цель: формировать понятия о свойствах цветных стёкол и интерес к исследовательской деятельности.
«Когда это бывает» цель: закрепить представления детей о временах года.
Социально – коммуникативное развитие
«Поиски добрых слов» цель: воспитывать понимание связи слова и поступка.
«Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме!» цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять радость близким людям. Учить вежливой форме общения, умению считаться с интересами другого.
«Письма доброго сказочника» цель: воспитывать умение согласовывать свои поступки, поведение со словами нельзя и можно, надо.
«Позовём сказку» цель: закрепить представление у детей о том, что в сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, дружить.
Художественно – эстетическое развитие
«Кто и что делает из дерева!» цель: расширить представления детей о мастерах народных промыслов, их изделиях и цветовой гаммы.
«Из чего делается посуда!» цель: закрепить знания детей о Гжели и росписи изделий.
«Назови композитора!» цель: учить детей различать музыку и называть композиторов.
«Что звуки расскажут!» цель: учить различать звуки, называть их.
Физическое развитие
«Не ошибись» цель: развивать логическое мышление, внимание, умение ловить мяч, не прижимая к груди.
«Лошадки» цель: воспитывать выдержку, развивать внимание, во время движения (езды) не наталкиваться друг на друга, закрепить произношение звука р.
«Пройди в ворота» цель: упражнять в скорости бега, закрепить счёт, воспитывать внимание и сообразительность.
Литература
1 Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 2002.
2 Сорокина А. И. Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду; сборник дидактических и подвижных игр – М. Наука 2002.
3 Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр для педагогов и родителей (под ред. Л. А. Головчиц – М. ГРАФ ПРЕСС)
4 Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. Просвещение 1991.
5 Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников – Тбилиси Гора 2007.
6 Калинченко А. В., Михляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М. Высшее образование 2004.
7 Маленький исследователь (сборник из опыта работы педагогов ДОУ Василеостровского района) – Санкт – Петербург 2007.