Нина Марковская
Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
Цель: Развитие у родителей представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у дошкольников.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования дидактических игр и игровых приемов с детьми.
2. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.
3. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.
ХОД:
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Бедность речи;
Нарушение звукопроизношений;
Бедная диалогическая речь;
Трудности в построении монологов;
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
Отсутствие навыков культуры речи;
Плохая дикция.
Поэтому перед нами стоит задача научить наших детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из средств развития речи детей являются дидактические игры.
Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи, так как:
1. В дидактической игре создаются такие условия, в которых ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
2. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:
1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр :
1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д).
2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото).
3. Словесные игры (без наглядного материала).
Дидактическая игра – сложный процесс : она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.
Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей, так и для родителей. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически мыслить, делать выводы. Удовлетворяет потребность в самовыражении и в свободном общении со сверстниками.
Остановимся на словесных играх. А также поиграем в некоторые из них.
Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Обогащение словаря прилагательными, существительными
Суть этой игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:
Кошка бывает какая?
- Пушистая, ласковая, разноцветная
Что еще бывает пушистым?
- Шапка, снежинка, волосы…
Какими еще могут быть волосы?
- Рыжими, длинными, короткими…
Что еще может быть рыжим? и т. д.
Игра «Что с чем делают?
Цель: Обогащение словаря глаголами.
Песок сыплют, а воду…
Котлеты жарят, а суп…
Стол накрывают, а постель…
Стол можно сломать, а стакан…
Воду можно разлить, а горох…
Платье шьют, а шарф…
Игра «Назови три предмета»
Цель: Упражнять в классификации предметов
Вы называете слово, например мебель. Ребенок называет три слова, которые можно назвать одним словом мебель.
Игра «Подбери слово»
Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Вы спрашиваете: «Вспомните, что можно шить?» (платье, пальто, сарафан, рубашку)
Что можно завязывать?
Что можно чистить? И т. д.
Игра «Сочиним сказку»
На дереве жил зверек, в названии которого был звук «А». Отгадайте, кто это мог быть? У него в дереве был домик, в котором он делал запасы на зиму, в названии которых был звук «О». Как вы думаете, что это?
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи :
1. В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.
Зимой холодно, а летом…
Слон большой, а комар.
Камень тяжелый, а пушинка.
Днем светло, а ночью.
2. В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:
дерево, цветок – что делают? (растут)
Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.
3.«Когда это бывает?».
Цель: расширение словарного запаса.
Таким образом, использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.