Приложение МААМ

Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»

Нина Марковская
Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для родителей

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»

Цель: Развитие у родителей представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у дошкольников.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для родителей „Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах

1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования дидактических игр и игровых приемов с детьми.

2. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.

3. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.

ХОД:

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

Бедность речи;

Нарушение звукопроизношений;

Бедная диалогическая речь;

Трудности в построении монологов;

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи;

Плохая дикция.

Поэтому перед нами стоит задача научить наших детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из средств развития речи детей являются дидактические игры.

Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.

Дидактическая игра может выступать как средство развития речи, так как:

1. В дидактической игре создаются такие условия, в которых ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

2. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:

1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр :

1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д).

2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото).

3. Словесные игры (без наглядного материала).

Дидактическая игра – сложный процесс : она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.

Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей, так и для родителей. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически мыслить, делать выводы. Удовлетворяет потребность в самовыражении и в свободном общении со сверстниками.

Остановимся на словесных играх. А также поиграем в некоторые из них.

Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игра «Цепочка слов»

Цель: Обогащение словаря прилагательными, существительными

Суть этой игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:

Кошка бывает какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная

Что еще бывает пушистым?

- Шапка, снежинка, волосы…

Какими еще могут быть волосы?

- Рыжими, длинными, короткими…

Что еще может быть рыжим? и т. д.

Игра «Что с чем делают?

Цель: Обогащение словаря глаголами.

Песок сыплют, а воду…

Котлеты жарят, а суп…

Стол накрывают, а постель…

Стол можно сломать, а стакан…

Воду можно разлить, а горох…

Платье шьют, а шарф…

Игра «Назови три предмета»

Цель: Упражнять в классификации предметов

Вы называете слово, например мебель. Ребенок называет три слова, которые можно назвать одним словом мебель.

Игра «Подбери слово»

Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Вы спрашиваете: «Вспомните, что можно шить?» (платье, пальто, сарафан, рубашку)

Что можно завязывать?

Что можно чистить? И т. д.

Игра «Сочиним сказку»

На дереве жил зверек, в названии которого был звук «А». Отгадайте, кто это мог быть? У него в дереве был домик, в котором он делал запасы на зиму, в названии которых был звук «О». Как вы думаете, что это?

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи :

1. В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

Зимой холодно, а летом…

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Днем светло, а ночью.

2. В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:

дерево, цветок – что делают? (растут)

Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

3.«Когда это бывает?».

Цель: расширение словарного запаса.

Таким образом, использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра для проведения диагностики развития речи у дошкольников «Найди отличия»Дидактическая игра для проведения диагностики развития речи у дошкольников «Найди отличия» Данная игра была выполнена мной в графическом редакторе. Представляет собой набор из 20 карточке - 19 игровых карточек и карточка с инструкцией.

Дидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возраста Жизнь современного ребенка, члена современного, компьютеризированного общества, такова, что чуть ли не с рождения, он учится нажимать на.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
Опубликовано: 6 сентября 2024 в 12:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Марковская (УИ 214942) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД