Старокожева Олеся Алексеевна
Диагностика, анализ и координация деятельности воспитателей в организации воспитательного процесса в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностирование уровня воспитанности воспитанников и воспитательной работы в целом является одной из актуальных в системе образования. В настоящее время она приобрела еще большую значимость, в связи с развитием у детей таких качеств как равнодушие и бездуховностью, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу в современном обществе.
Публикация «Диагностика, анализ и координация деятельности воспитателей в организации воспитательного процесса в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Диагностика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ссылаясь на ФГОС воспитатели «. в ходе реализации образовательной программы допускается проведение педагогической диагностики. Подобная диагностика проводится исключительно для индивидуализации образования, обеспечения мотивации, развития личности ребенка и его способностей в различных видах деятельности».
Однако необходимо учитывать, что эффективность воспитательной деятельности невозможна без регулярного изучения процесса, анализа полученной информации и построения последующих действий.
Диагностическая деятельность - это определение сформированных качеств и навыков у ребенка по объективному мнению всего педагогического коллектива (воспитателя, детского психолога, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) осуществляющего образовательный и воспитательный процесс.
Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их развития и самореализации.
Исходя из данных определений, можно сказать, что диагностика воспитательного процесса является обязательной составляющей образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Программа диагностики исследования воспитанности включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный этап включал определение цели и задач, предмета и объекта. За это время был проведен анализ и обобщение данных научно-методической литературы по проблеме исследования. Также проводились исследования базы, отбор, разработка и адаптация диагностического материала.
2. Основной этап включает изучение организации воспитательной работы с педагогами и родителями методами анализа и анкетирования.
3. Заключительный этап включает обработку результатов исследования, заключения и оформление согласно требованиям.
Диагностика проводится во всех возрастных группах на протяжении всего учебного года, основная методика диагностирования в детском саду — это наблюдение, опираясь на внешние особенности поведения, сформированные умения воспитанников, их индивидуальные особенности. Так же педагог использует при диагностирование свободную беседу и анализ продуктов деятельности воспитанников (рисунки, написанные цифры и буквы, предметы ручного труда и прикладного искусства). Полученные в ходе диагностирования данные педагоги используют для корректировки воспитательно-образовательного процесса в детском саду и разработке индивидуального маршрута для каждого воспитанника, а так же по ним можно отследить динамику развития способностей ребенка, интересы, увлечения, свободу самовыражения и уровень владения воспитаности.
Без правильно разработанных диагностических инструментов невозможно провести исследование или процедуру контроля. При этом, однако, диагностика не должна включать в себя какие-либо меры, созданные специально для ее проведения, которые могут привести к нарушению режима, перегрузке детей и жестким срокам, поскольку это противоречит характеру мониторинга и содержанию Стандарт.
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, которые используются для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки.
В течение диагностического периода эти ситуации, вопросы и инструкции можно повторять для уточнения качества оцениваемого параметра. Это необходимо, если ребенок длительное время отсутствует в группе или есть расхождения в оценке того или иного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей.
Каждый параметр оценки воспитательного процесса может быть диагностирован несколькими методами с определенной точностью. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных областей образования. К диагностическим методам относятся : наблюдение, диагностическая ситуация, беседа. Конечно же, существуют различные виды диагностик.
Есть диагностики степени агрессивности воспитанников, общительности, наличия у них страхов и напряженности. Эти методики помогают понять состояние ребенка или детского коллектива, определить программу работы с ними или определить уровень эффективности воспитательной работы. А также выявить показатели проявления дезадаптации.
Существуют методики, определяющие критерии выявления образовательного уровня личности и соотнесения с ними поведения отдельных детей, что помогает воспитателю определить степень образованности воспитанника и составить план дополнительной воспитательной работы. Однако не всегда этот вид диагностики приемлем в повседневной педагогической деятельности дошкольной организации.
Практика показывает, что педагогам сложно определить уровень образованности дошкольников из-за недостаточной разработки конкретных критериев и методов диагностики, способствующих определению уровня нравственного воспитания. Поэтому отслеживание результатов работы и ее оценка происходит, прежде всего, через наблюдение, беседы.
Под педагогическим наблюдением понимают восприятие и познание уникальной картины развития ребенка, проявлений индивидуальных черт и характеристик, отражающих жизнь воспитанника. Наблюдение осуществляют в комфортных для ребенка условиях (на прогулке или в группе. Технология наблюдения включает в себя последовательную постановку целей и задач, отбор воспитанников, ситуацию наблюдения и метод записи результатов. Необходимо внимательно записывать все свои наблюдения, которые в будущем помогут выявить тенденции и динамику развития воспитанника, не только зафиксировать свершившийся факт, но и проанализировать его. Диагностика детей в дошкольных учреждениях по ФГОС, проводимая методом наблюдения, может быть связана с определенными трудностями: субъективностью наблюдателя, преждевременными выводами, некомпетентным анализом.
Получение ответов от детей. Педагоги получают необходимую для диагностику информацию в качестве ответов на свои вопросы. Особое значение имеют форма вопроса и ситуация, в которой он был поставлен. При этом нет необходимости настаивать на конкретной форме ответа: ребенок должен иметь свободу выбора формулировки. Чтобы получить ответ, нужно убедиться, что ребенок правильно понимает вопрос, и если малыш затрудняется с ответом, не нужно торопить его, лучше предоставить возможность разобраться самому.
Так, к примеру, для выяснения отношения воспитанников к моральным ценностям, можно задать ребенку такие вопросы – Если ты во дворе, увидишь плачущего малыша, как ты поступишь? Как ты думаешь, почему нужно помогать друг другу? Хотел бы ты подарить другу самую лучшую свою игрушку? Так же для выяснения ценностной ориентации ребенка можно провести методику «Подарок», в ходе которой ребенку предлагается ответить на вопрос: «У тебя скоро день рождения. Чтобы ты хотел получить в подарок?»
Сохранение продуктов детской деятельности. Созданные воспитанниками рисунки, написанные цифры и буквы, предметы физического труда и прикладного искусства демонстрируют прогресс в индивидуальном развитии детей. Собирая их в портфолио, педагог может отслеживать не только динамику развития ребенка, но и его интересы, увлечения, свободу самовыражения и уровень владения навыками. Центральное место в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки, которые дают информацию о внутреннем мире ребенка. его отношению к окружающей среде.
Остановимся подробнее на педагогическом наблюдении. Целью образовательного наблюдения в дошкольном учреждении является сбор информации об сенсорном, коммуникативном, интеллектуальном и творческом развитии дошкольников. [7, с. 11].
В процессе педагогического наблюдения воспитателями и специалистами детского сада не просто осуществляется сбор необходимой информации, но и отмечается общая динамика развития детей. Это необходимо для того, чтобы своевременно корректировать воспитательно-образовательный процесс, осуществлять подбор наиболее оптимальных методов и средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Метод педагогического наблюдения позволяет охватить исследованием достаточное количество воспитанников, провести его в любое удобное время и помогает исследователю «увидеть» ребенка в его естественной среде. В процессе наблюдения педагог отмечает особенности взаимодействия детей друг с другом, определяет наличие групп по интересам, выявляет склонности и творческие потребности детей и многое другое. Чаще всего используется метод включённого наблюдения, когда педагог включён в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.
Основными задачами наблюдения как метода диагностики являются определение
• степень развития ребенка, соответствие его развития с возрастом, анализ динамики;
• общего уровня сформированных знаний и динамика их изменений;
• взаимодействия между воспитанниками, установление наличия групп по интересам;
• успешности организуемого педагогического процесса, установление направлений по его корректировке и его совершенствованию;
• направленности интересов детей, с целью удовлетворения их творческих наклонностей, посредством наполнения групповой среды;
• эффективности предметно-развивающей среды группы, установление недостающих зон, материалов и инструментов.
Методика наблюдения позволяет описать поведенческий образ конкретного дошкольника, предоставляет множество ярких, интересных фактов, отражающих для педагога жизнь ребенка в естественных условиях.
Например, при определении соблюдения правил поведения в общественных местах, в общении со взрослыми можно организовать наблюдение в быту и в организованной деятельности, создав также проблемную ситуацию «Пригласи Муравья к Белочке в гости».
Как правило, воспитательная работа детей соответствует направлениям деятельности образовательного учреждения: гражданское воспитание; патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; духовно-нравственное воспитание; знакомство детей с культурным наследием; популяризация научных знаний среди детей; физическое воспитание и формирование культуры здоровья, то и качество воспитательного процесса дошкольной образовательной организации отождествляли с уровнем воспитанности детей по данным направлениям [1].
Так, например, направление «гражданское воспитание» можно связать с такими показателями как: «способность ребенка учитывать мнение сверстников при выборе ответа на вопрос»; «проявление ответственности за работу команды»; «проявление чувства взаимопомощи, дружбы»; «способность принимать собственное решение и нести ответственность за него»; «способность проявлять уважительное отношение к людям разных народностей».
Направление «патриотическое воспитание и формирование российской идентичности» – с показателями: «проявление чувства любви и привязанности к Родине, Отечеству, народу»; «проявление уважение к государственной символике (гербу, флагу, гимну)»; «осознание своей принадлежность к стране (гражданин России)».
Направление «духовно-нравственное воспитание» отождествили с показателями: «проявление у ребенка чувства справедливости, милосердия, толерантности»; «понимание ребенком добра и зла», «проявление ребенком позитивного отношения к людям, лицам с ограниченными возможностями здоровья». Направление «приобщение детей к культурному наследию» – с показателями: проявления у ребенка уважительного отношения к культурному наследию родины, к культуре, быту, традициям и обычаям народов, к культурным и семейным ценностям, книгам.
Показатели «проявление у ребенка гордости за научно-технические достижения своего города, региона, страны рождения», «. за положительные результаты его продуктивной деятельности» отнесены к направлению «приобщение детей» к научными знаниями.
Ввиду того, что педагогическая диагностика носит двойственный характер, ориентируясь не только на улучшение образовательного процесса и уровня развития дошкольников, но и на самосовершенствование воспитателя, развитие его педагогического мастерства, выделяют следующие критерии.
• количественные - оцениваются по интервальной шкале и позволяют применять экспертные методы для анализа педагогических процессов, а потому к ним относят коэффициент усвоения и прочности усвоения учебного материала, объемы усвоенных знаний и подобные;
• качественные - умение использовать знания на практике, уровень знания и понимания учебного материала, овладения интеллектуальными навыками и прочие.
В целом можно сказать, что по итогам диагностики воспитательной работы дошкольной образовательной организации можно :
• определить воспитательный потенциал педагогического коллектива;
• выявить положительное и отрицательное влияние образовательного учреждения на воспитанника и на этой основе принять меры по улучшению воспитательной работы;
• выработать единые педагогические позиции, повысить эффективность воспитательной работы и ее влияние на основе объективного представления о детях в исследуемой группе;
• выработать единые педагогические требования;
• разработать критерии эффективности работы.