Любовь Петровна Коробкова
«Детское конструирование как развивающий вид образовательной деятельности детей». Консультация для педагогов
▼ Скачать +Заказ
Из теории и практики дошкольной педагогики известны многие способы, пути формы, средства, методы умственного развития детей. Один из них – детское конструирование.
Термин «конструирование» обозначает построение, приведение в определенное взаимоположение предметов, частей и их элементов. Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Публикация «„Детское конструирование как развивающий вид образовательной деятельности детей“, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
В нашем детском саду на каждого ребенка имеется индивидуальный ящик с полным набором строительных деталей. Используется некрашеный и разноцветный материал. В набор входят кирпичики, пластины разного размера, кубики, цилиндры, полусферы, полукубы, конусы, призмы, арки. В каждой группе имеются наборы фотографий, рисунков, схем архитектурных сооружений.
Хочется отметить, что не всякое обучение, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего развития», влияет на созревающие функции умственной деятельности малыша. Обучение ребенка может происходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве с другим человеком, взрослым или сверстником.
Освоение деятельности предполагает развитие ребенка от узнавания постройки к уровню ее творческого исполнения:
1 уровень – проявляет интерес, просит взрослого повторить показ деятельности.
2 уровень – выполняет деятельность с помощью взрослого. Проводится утром через индивидуальную работу.
3 уровень – действует самостоятельно. На этом уровне ребенок включается в практико-поисковую деятельность и экспериментально-поисковую деятельность, формулирует открываемые им самим закономерности постройки. На этом этапе проводится занятие.
4-ый уровень – творчество. Усвояемый им опыт, начинает преобразовывать его, изменять с целью создания нового продукта. Достижение этого уровня позволяет ребенку быть успешным, влияет на формирование адекватной самооценки результата своего труда и себя как созидателя.
Индивидуальное обучение - это ведущая форма обучения в данной программе. Фронтальные занятия проводятся тогда, когда большинство детей уже усвоили материал на индивидуальных занятиях и овладели знаниями на уровне самостоятельности. Фронтальное занятие – форма, которая дает возможность ребенку самоутверждаться посредством демонстрации своей самостоятельности и творчества в конструктивной деятельности, а воспитателю – диагностировать уровень овладения каждым ребенком содержания обучения.
Такой подход к построению занятий характеризуется пятью признаками:
1. дети испытывают радость на занятии, т. к. успешны. У них есть возможность свободно общаться друг с другом, демонстрировать свои достижения. Полноправный участник занятия Мишка (младшая и средняя группы) или Незнайка (в старшей и подготовительной группах). Эти образы позволяют ребенку взять на себя роль учителя, взрослого и знающего человека: обучать может лишь тот, кто сам хорошо владеет содержанием и способами действий.
2. Все дети – участники занятия, потому что каждый в индивидуальной работе с воспитателем овладел его содержанием.
3. Каждый верит в свой успех, прогнозирует его.
4. Ребенок проявляет высокую познавательную, интеллектуальную активность.
5. Стремление к успеху дисциплинирует ребят. Они организованны.
Еще одной особенностью занятий по конструированию его тесная взаимосвязь с другими разделами учебной и игровой деятельности. На занятиях по конструированию есть возможность и для применения знаний по математике, ориентировке в пространстве, ознакомления с окружающим миром.
Занятия по обучению детей конструированию из мелкого строительного материала имеют определенную структуру:
1-ая часть занятия – мотивация деятельности (формулировка замысла). Она, как правило, начинается еще до завтрака. После него я уточняю и проверяю, как усвоил каждый ребенок программный материал.
2-ая часть занятия – осуществление компонентов деятельности. Непосредственная работа конструированием.
3-я часть занятия – самооценка ребенком полученного продукта. Происходит формулирование результата детской деятельности. Это проводится с каждым ребенком индивидуально, чаще от лица персонажа.
Начиная с младшей группы обучение конструированию из мелкого строительного материала идет на уровне «Чуда». Этот прием используется для того, чтобы вызвать у ребенка восхищение постройкой, ее созданием. Мотив педагога – вызвать мотив к строительству у ребенка.
Работа строится методом «лесенки».
А) выбирается персонаж, для которого будем строить. Я использую матрешек, мелкие игрушки-домашние животные, а также любимые детьми моей группы игрушки из киндер - сюрпризов.
Б) рассказываю о нашем доме, в котором живем – детском садике, магазине, жилом доме. Обращаю внимание, что дом потому теплый, что стены уложены прочно, без дырочек и щелей. Ветер не задувает, и в домике тепло.
В) показываю строитель. Рассказать надо детям, как укладываются детали в коробке, как они называются, где живет ящик со строительным материалом. Строитель укладываем с детьми не по счету (т. к. они еще не умеют считать, а на глаз. Но так, чтобы все детали нашли в ящике свое место.
Сначала всю работу веду индивидуально. После знакомства детей с настольным строителем, работаю подгрупповым способом. Обычно, это происходит в утренний промежуток времени. Это удобно, т. к. прием детей идет постепенно, и есть возможность заниматься малыми группами. Внесла новый вид работы со строительным материалом, как детское экспериментирование. Для того, чтобы дети усвоили правила прочности постройки, им необходимо осознать и понять, как зависит форма детали от ее устойчивости в постройке. Для этого даю возможность ребятам поставить кирпичик на узкую строну, сильно подуть, как ветер на улице. Что происходит? Почему? Как же надо поставить кирпичик в стенах дома, чтобы сильный ветер не разрушил постройку?
Особое внимание уделяю анализу постройки и самооценке своей работы ребенком. Ясно, что четырехлетний строитель еще не может объективно оценить результат своего труда. Однако, комментируя его деятельность и полученный результат, постепенно подвожу ребенка к анализу ошибок, если они есть и способам их устранения. Анализ строю только от лица персонажа. А почему это зайчик такой довольный? Улыбается, глазки у него веселые? Как вы думаете, ребята? Дети объясняют, что построили прочный теплый дом. Чтобы лапкам зайчика было тепло, ребята выстелили пол. Чтобы не задувал холодный ветер, построили стены прочные, ровные.
При этом показываю разные варианты построек: двухэтажные, с разным расположением дверей…Чтобы у детей не оставался в памяти и представлении шаблон строительства дома.
Немаловажное значение в работе со строительным материалом имеет его уборка. Как правило, ввиду непроизвольности поведения малышей, ребята забывают убирать на место то, чем недавно играли. Это исключаю сразу, и приучаю: во всем должен быть порядок. Кирпичики и кубики живут в своем домике, если они потеряются, будут плакать…Сначала сама показываю последовательность уборки материала, затем дети сами убирают, а я наблюдаю. Это происходит до тех пор, пока каждый ребенок не научится аккуратно складывать строитель и убирать его на место.
Постепенно задачи строительства во второй младшей группе усложняются. Ставлю другую задачу: построить дом, у которого окна смотрят на дорожку. Когда дети справляются и с этим заданием, подкладываю им фотографии домов. И ребята ищут среди них, которые сегодня строили. Объясняют свои суждения, доказывают персонажу, специально путающему их, какой же дом они построили.
Вводится строительство по элементарным схемам. Преподношу детям такую трудную задачу через игровые приемы. Какие-то непонятные письма прислал нам архитектор. Что бы это значило? На что похоже?
В средней группе сначала закрепляю знания и умения детей, полученные в прошедшем учебном году. Еще раз фиксирую их реальный уровень усвоения программы, вспоминаем, что усвоили и узнали раньше.
У детей данного возраста работу строю исходя из следующих задач:
- вызвать интерес к зданиям нашей местности
- обогатить впечатления детей через экскурсии и целевые прогулки.
-дать понятие, что улица – это ряд домов, зданий, соединенных между собой транспортной дорогой.
В начале года вывешиваю в «зону конструирования» 3 фотографии домов: две знакомые из второй младшей группы, а одну новую. Дети выбирают, что каждый будет строить. Продолжаю отрабатывать навыки анализа постройки. Посмотри, у тебя та же получилось, как на фотографии? Разнообразие зданий и домов тоже продолжается в средней группе. Если год назад мы строили преимущественно жилые дома, то теперь, знакомя детей со зданиями нашего поселка, в детском строительстве присутствуют почта, школа, детский сад, магазин. Вводится очень трудное для детей строительство по условию. Оно предполагает обучение планированию будущих построек. Вырабатываем совместно с детьми систему условных обозначений на чертежах и планах. Увеличивается количество и разнообразие строительных деталей в индивидуальных ящиках со строителем.
Работа в старшей группе расширяется. Появятся в группе карта России. Будем знакомить детей с разными городами и их архитектурой. Вместо системы «улица» в средней группе, дадим понятие системы «город» в старшей группе. Узнаем, что такое фасад здания, архитектурная стена. Работа по плану в старшей группе предполагает ориентировку по нему. Самое сложное в работе с детьми старшей группы – это научить их планировать будущую постройку. Будет введено понятие «чертеж», система условных обозначений.
Считаю необходимым вносить в работу со старшими дошкольниками элементы творческого воображения. Например, такие задания, как построить сказочный дом – терем, сказочный город…
В подготовительной группе строительство будет происходить обязательно на уровне творчества - никаких шаблонов, образцов. Будут использоваться условия, создаваться детьми своих планов и чертежей, творческое строительство. Фронтальная игра-строительство сначала будет разбиваться на малые подгруппы с созданием планов, а затем объединяться в коллективную постройку.
Для украшения построек использую самодельные дополнительные атрибуты: дороги, газоны, клумбы, тротуары…Опять же к творческой работе по обогащению предметной среды для обыгрывания построек подключились родители. А также в изготовлении мелких атрибутов к конструированию участвуют сами дети на занятиях по аппликации и в совместной работе с воспитателем.
Во время занятий и индивидуальной работы материала должно быть по количеству и разнообразию несколько больше, чем предусматривает содержание занятия. Таким образом, я учу детей отбирать для постройки по образу только нужные детали, и творчески применять остальные в украшении или усложнении постройки. Детям дается выбор материала.
«ПРАВИЛА ПРОЧНОСТИ ПОСТРОЙКИ»
1. Все детали укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу.
2. В основании постройки кладутся самые прочные и устойчивые детали. Каждый следующий ряд чуть короче предыдущего.
3. Все вертикально стоящие детали надо закрепить с двух сторон.
4. Каждый следующий ряд укладывается в противоположном направлении к предыдущему.
5. Стык деталей нужно закрепить.
6. Перекрытия должны быть чуть больше, чем расстояние между деталями.
7. Правило дискретности: все детали должны быть взаимосвязанными.