Елена Владимирова
Инновационный процесс развития современного дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад XXI века: будущее начинается сегодня
Владимирова Елена Викторовна, старший воспитатель МКДОУ Частоозерский детский сад «Родничок».
XXI век - век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования. Тренды в образовании – это тенденции в его изменении.
Обратим внимание на веяния ФГОС ДО, чтобы соотнести их с возможностями трендов образования.
Публикация «Инновационный процесс развития современного дошкольного образования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
1. В основе ФГОС ДО лежит системно - деятельностный подход. Необходимо осуществить индивидуализацию каждого ребёнка, независимо от его особенностей.
2. Основная цель ФГОС ДО – полноценное развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, освоения и познания мира (в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности).
3. Инновационный характер стандартов - это требования к условиям осуществления образования.
4. ФГОС ДО ставит в приоритет образовательные технологии. На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.
В Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации предусмотрено, что в решении сложных, разноплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, исключительная роль принадлежит семье.
В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие детского сада с родителями, а родителей с детским садом с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства. А такое партнёрство подразумевает, в первую очередь, глубокое и осмысленное понимание современной концепции дошкольного образования обеими сторонами.
Инновационный процесс развития современного дошкольного образования в России является одним из социальных процессов. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса : смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления.
Так каким же должен быть современный детский сад?
В своей работе мы используем различные образовательные технологии и методики.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует развитию всех систем организма, усиление концентрации внимания, улучшение интеллектуальных возможностей. Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки.
Технология коммуникативного метода обучения – обучение на основе общения, это набор речевых приемов, взятых в определенной последовательности, которые позволяют говорящему добиться того, чего он хочет.
Реализация технологии проектирования — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Метод проектов – можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В рамках дополнительного образования, на базе детского сада проводится кружок по обучению детей игры в шахматы «Белая ладья», специалистами дома детства и юношества кружок «Lego-конструирование».
Согласно штатному расписанию детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, произошли качественные кадровые изменения: 86% педагогов имеют квалификационные категории, у 14 % педагогов нет категории, это молодые педагоги.
Анализ уровня творческого потенциала педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и их самостоятельности, стремления к инновациям и исследованиям.
Для повышения квалификации педагогов в учреждении систематически проводятся педагогические советы, консультации, обмен опытом, так же педагоги имеют возможность поучаствовать в вебинарах, повысить свои профессиональные знания, с получением сертификатов.
Среди нас работают педагоги с многолетней педагогической практикой, здесь же из молодых педагогов воспитывается на опыте старших молодая смена. Для молодых специалистов в МКДОУ разработана программа «Школа молодого педагога», где опытные педагоги дают советы, проводят мастер-классы и практически помогают овладеть профессией.
Педагог будущего – это:
- командная работа;
- самореализация;
- доступ к «базе знаний»;
- повышение квалификации;
- обмен опытом.
Работа в команде всегда предполагает высокий результат в любой деятельности, педагоги приняли участие в разных мероприятиях, таких как Фестиваль педагогического мастерства-2022, получили новые знания на Всероссийском форуме-конференции «Воспитатели России», с целью обмена опытом работы посетили ясли – сад «Сказка» - филиал МБДОУ «Макушинский детский сад «Солнечный», делились опытом работы на сайте института развития образования и социальных технологий (ИРОСТ) в разделе «Эффективный педагогический опыт Курганской области» в сборнике «Альманах педагогических идей», приняли участие в областном творческом конкурсе женского творчества «Славим край родной - Зауралье». Прошли курсы повышение квалификации, прослушали вебинары.
Социальная активность - это не только понимание и принятие интересов общества, но и готовность реализовать эти интересы, активная деятельность субъекта. В этом году мы с детьми и родителями активно участвовали в различных акциях добра и милосердия : «Варежка согреет», «Игрушка», «Окна России», «Голубь мира», «Георгиевская ленточка», «Собери школьника», «Бессмертный полк», «Вместе весело шагать» и др.
Происходящие инновационные изменения в ДОУ являются фактором успешного развития учреждения.
-Детский сад целенаправленно работает над реализацией ФГОС ДО.
-Педагоги активно участвуют в конкурсах различного уровня.
Детский сад повышает качество реализации основной общеобразовательной программы за счёт привлечение к взаимодействию социокультурных организаций села (ПЧ-39, Частоозерская средняя общеобразовательная школа, Частоозерская межпоселенческая центральная библиотека.
С момента открытия физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) дети подготовительной группы посещают занятия 2 раза в неделю. Детский сад «Родничок» активно участвует в общественной жизни села. Принимает участие в спортивных соревнованиях, выставках, ярмарках, конкурсах, праздничных мероприятиях Частоозерского округа.
В детском саду работает консультативный пункт по оказанию педагогической помощи семьям с детьми, не посещающими детский сад. Также организована работа в рамках проекта «Ответственное отцовство».
Детский сад будущего. Каким он будет? Это зависит от нас, педагогов, работающих в детском саду сегодня и сейчас.
Нам педагогам, очень важно помнить, что дети - это наше будущее. И мы должны создавать все условия для их развития сейчас. А будущее наступит очень скоро и «наши дети» станут будущими родителями будущего детского сада, его сотрудниками, воспитателями.