Екатерина Крыловская
Конспект занятия «Дети блокады» «Дети блокады»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа- интернат № 5»
Конспект занятия «Дети блокады»
Разработала воспитатель Крыловская Е. Ю.
Барнаул 2021г.
ДЕТИ БЛОКАДЫ
Цель: Формирование у детей патриотических чувств.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Дети блокады“ „Дети блокады“» размещена в разделах
1Воспитывать ужение к людям пережившие все тяготы военного времени.
2. Ппознакомить обучающихся с событиями блокады.
3. Развивать внимание, чувство сопереживания.
Ход занятия:
«Звучит запись обращения к советскому народу о начале войны и захвате страны Германскими захватчиками.»
Воспитатель: После войны мир узнал немало историй о судьбах военного времени. Сегодня я вам расскажу о девочке, которая жила в блокадном Ленинграде– Тане Савичевой.
1слайд
- Давным-давно, рано утром,22 июня 1941 года на нашу страну напали враги. Они хотели её завоевать, и поэтому внезапно напали, вооружившись танками, самолетами и пулеметами. Так началась Великая Отечественная война.
2слайд
- Осенью 1941 года, немцы окружили город, раньше он назывался Ленинград. Враги хотели взять и уничтожить город. Гитлер, так звали предводителя армии, хотел «задушить» город голодом, поэтому он организовал блокаду города.
3слайд
- Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как нельзя было выйти из города или войти в него. А еще город постоянно обстреливали и бомбили. В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда были установлены громкоговорители. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Услышав звук сирены люди, бежали прятаться в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.
Воспитатель начинает свой рассказ:
4 слайд
Дети блокады
Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
5 слайд
- На Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит, жила девочка Таня Савичева. У нее была большая и дружная семья-мама, бабушка, братья, сестры и два дяди, Таня была самая младшая. В мирное время семья часто собиралась вместе и весело проводила время. Бабушка часто пекла пирожки, мама ходила в магазин за продуктами, дяди работали на заводе, а дети играли. Но с началом войны все изменилось. Продукты в магазинах постепенно закончились, а так как город был окружен врагами, поступление продовольствия стало не возможным
Вовремя блокады город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. В городе оставались в основном женщины и дети. Таня, выходя на улицу, не узнавала свой город. (Воспитатель показывает детям фотографии блокадного Ленинграда).
- Немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. В городе были введены продовольственные карточки, по ним выдавали норму хлеба. Вот такой небольшой кусок клейкой массы, всего 125 г на человека (воспитатель показывает детям кусок хлеба, в которой было намного больше отрубей, опилок и прочих наполнителей, чем самой муки. И это была еда на весь день. Как вы думаете можно насытиться таким кусочком хлеба на весь день? (ответы детей)
- Людям не хватало еды, от голода, холода и болезней умирало все больше и больше человек с каждым днем. И тогда по тонкому льду Ладожского озера начала действовать «Дорога Жизни», так ее называли ленинградцы. Дорога спасала от голодной смерти многих жителей города. Шоферы вели свои машины по тонкому льду, а враги бомбили «Дорогу Жизни», и тогда машины проваливались под лёд.
Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва билась в ней. Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла. Она смогла пережить блокаду, но не смогла выжить.
А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров
От коптилки не согреться
карандаш дрожит в руке,
но выводит кровь сердце
в сокровенном дневнике…
- После смерти девочки была найдена аленькая записная книжка с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой. дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния, только скупые факты:
Блокада длилась 900 дней и ночей. 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя».
В классе организована выставка детских рисунков, которая получила название «Дорога жизни»
В заключении звучит песня «Блокадный Ленинград» в исполнении детского хора. Память погибшим почтили минутой молчания.