Кузнецова Галина
Конспект беседы «День заповедников и национальных парков в Ставропольском крае»
▼ Скачать + Заказать документы
«День заповедников и национальных парков»
Цель: формирование представления детей о заповедных местах и национальных парках.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «заповедник» и ролью человека в жизни его обитателей;
- познакомить детей с местоположением заповедников и национальных парков Ставропольского края
- развивать мышление, память;
Публикация «Конспект беседы „День заповедников и национальных парков в Ставропольском крае“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- День заповедников, 11 января
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
- развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;
- активизировать словарь детей введением новых слов: заповедник, национальный парк,
- воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы.
Ход беседы:
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам послушать одно очень красивое стихотворение:
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои! (С. Погорельский)
Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно.
А что именно, подскажут загадки. Слушаем внимательно и отвечаем.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (Солнце)
Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Ответ детей.
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой! (Воздух)
Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить?
Ответ детей.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)
Воспитатель: А без воды мы можем прожить?
Ответ детей.
Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (Ягода)
Стоял на крепкой ножке.
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
Есть в реке работники
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину. (Бобры)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)
Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, животные, рыба, все это — природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
Дети: Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.
Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу?
Дети: да
Воспитатель: А как?
Дети: Загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных, которых осталось мало на земле.
Воспитатель: Да, эти факты мы стали все чаще и чаще слышать по телевидению и из других источников информации. Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди задумались, что нужно сделать, чтобы сохранить нашу природу. И придумали заповедники и национальные парки.
Воспитатель: Что же такое заповедники национальные парки?
Если летом очень жарко,
То прохлада ждёт нас в парке,
Если в доме стало тесно,
Здесь гулять всем интересно.
В заповеднике дремучем
Никогда не будет скучно,
Здесь деревья – великаны
И прекрасные поляны…
В праздник парков этих чудных,
Заповедников не людных,
Всем напомним людям дружно,
Что беречь природу нужно!
Воспитатель: Заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Нельзя не сказать о роли заповедников в научных исследованиях – в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют эстетичную функцию – радуют глаз посетителей. Каждый заповедник – природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. Заповедники – это участки территории, характерные для какой – то определенной зоны или пояса, либо чем – то особо отличающиеся, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс или его отдельные компоненты. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы.
Физкультминутка «Лес»
Только в лес мы вошли, (Ходьба)
Появились комары. (Хлопают в ладоши)
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем (раскачиваются)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки к верху поднимаем,
Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)
Да, идти нам нелегко.
Дальше по лесу идем –
Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,
Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)
Впереди у нас вода.
К водоему подойдем
Воспитатель: Ребята, есть заповедные места и в нашем Ставропольском крае.
«Александровский»
Александровский заказник является самым масштабным заповедником Ставропольского края. Относится к биологическим (зоологическим). Его площадь 28419,48 га. В климатической зоне, в которой располагается заповедник, наблюдается преимущественно жаркое лето и мягкая зима. Максимальная температура воздуха в летний период может достигать +40 °С. Средняя температура зимнего периода -5 °С. Животные заповедника разнообразны. Здесь обитают: куница; лось; черная ондатра; белка.
Бештаугорский»
«Бештаугорский» заказник располагается на просторах Минераловодского городского округа, Предгорного района, городов Пятигорск, Железноводск и Лермонтов. В связи с расположением в пределах заповедника множества гор, он более мягкий, нежели на степных равнинах. Зима сравнительно теплая. Животные в Бештаугорском заказнике типичны для предгорной зоны. Здесь обитают такие млекопитающие, как: заяц-русак; кабан; барсук; косуля. Из птиц выделяют: крякву; фазана; серую куропатку. Всего в заповеднике выявлено более 30 разновидностей, внесенных в региональную и российскую книги редких животных и растений, средняя температура -4°С, а лето – относительно прохладное (+21 °С).
«Русский лес»
Заказник «Русский лес» представляет собой лесной фонд, располагающийся в окрестностях Шпаковского района и краевого центра. Определен биологическим заказником. Мир фауны характерен для лесов и богат редчайшими видами, включая зарегистрированных в краевой и федеральной Красных книгах. Крупнейший естественный лесной массив в Центральном Предкавказье с редкими и исчезающими растениями. В заказнике произрастают 14 типов древесно-кустарниковой растительности. Наиболее распространенными видами здесь являются: дуб черешчатый, дуб скальный, граб, клен остролистный, клен полевой, ясень обыкновенный, осина, липа, гледичия, груша кавказская, яблоня, черешня дикая, бересклет бородавчатый, бересклет европейский, три вида боярышника, кизил, шиповник, терн. Достаточно хорошо сохранился природный травостой с редкими видами: кандык кавказский, птицемлечник дугообразный, лук медвежий, морозник кавказский, шафран сетчатый, подснежник кавказский и др. Животный мир представлен : насекомые: дозорщик-император, жужелица кавказская, жужелица венгерская, жук-олень, ксилокопа фиолетовая (включенные в Красную книгу Ставропольского края); птицы: аист черный, змееяд, орел-карлик; млекопитающие – ночница остроухая, вечерница гигантская, нетопырь-карлик (Красная книга Ставропольского края, косуля, заяц-русак, куница, лисица, барсук, волк, шакал, крот кавказский.
Стрижамент»
Заказник Стрижамент» общей площадью располагается в Кочубеевском и Шпаковском районе. Является заповедником биологического профиля. Расположение заказника «Стрижамент» на одноименной горе абсолютной высотой 831 м во многом объясняет здешний климат, обусловленный постоянными ветрами. На территории заповедников бывает создана орнитологическая станция. Орнитология – наука, изучающая птиц и их миграцию (передвижение). Орнитологи на лапку птицы одевают специальное кольцо взвешивают ее, отпускают на волю и затем наблюдают за ее жизнью и передвижениями.
«Кисловодский» парк
«Кисловодский» парк располагается на склонах Джинальского хребта по обе стороны реки Ольховки, а начинается в центре города Кисловодск. Условно парк разделяют на 3 зоны : Нижний, Средний, Горный. На территории Кисловодского парка действует мягкий горный климат, который используют для лечения различных нарушений нервной и дыхательной систем, болезней сердца, сосудов. Климатотерапия способствует борьбе с повышенным артериальным давлением и атеросклерозом. Не менее благотворно влияет солнечное облучение. Заповедники Ставропольского края являются не только памятниками природы, но и несут лечебную нагрузку. Парк выполняет оздоровительные функции. В парке располагаются несколько памятников природы, архитектурных сооружений и рекреационных зон. Все они делают парк уникальным
Ставропольский ботанический сад
Ставропольский ботанический сад определяется самым крупным интродукционным учреждением Юга России. Его площадь 132 га. Климат территории сада, как и всех заповедников Ставропольского края, благоприятный. Тут выращивается почти полторы тысячи деревьев и кустарников, около тысячи разновидностей тропических и субтропических растений, больше сотни прибрежно-водных. Многие из них записаны в Красные книги региона и страны. Так, в пределах сада содержится и сохраняется примерно 140 травянистых и более 80 древесных редких растений.
Воспитатель: Время нашего путешествия подошло к концу. Ребята вам понравилось наше путешествие? Что интересного вы сегодня узнали? Скажите, как называется место, где растения и животные чувствуют себя под защитой? Для чего такие места создают люди?
Ответы детей.