Лариса Иванова
«День Матери» — педагогический проект
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» п. Новосёлки
Мелекесский район Ульяновская область
Педагогический краткосрочный проект
тема: «Модель образовательного процесса в старшей группе по теме «День матери» в условиях введения ФГОС ДО»
Выполнил:
Иванова Лариса Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …. 3-5
Механизм преобразования образовательного процесса в старшей группе по теме «День Матери»… 6-8
Публикация «„День Матери“ — педагогический проект» размещена в разделах
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов по теме «День Матери»… 9 -10
Приложение 1. Беседа «Мама самый близкий человек» … 11
Приложение 2. Конструирование из бумаги «Букет для мамы» 12
Приложение 3 «Стенгазеты», «Папки - передвижки», Дидактические игры … 13 -14
Приложение 4. Презентация «Мама мир подарила» 15 -19
Приложение 5 Конкурс чтецов. 20
Приложение 6 Спортивное развлечение: «Вместе с мамой» 21
Приложение 7 Конкурс рисунков 22
Приложение 8 Концерт для матерей 23
Введение
Актуальность
«Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери. Тем радостнее и светлее жизнь»
З. Воскресенская
Из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Мама - это основа продления человеческого рода. Мама - это самое дорогое в нашей жизни. Мама играет важную роль в жизни каждого человека.
Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Относительно новый праздник - постепенно приживается в России и становится традиционным. Впервые его стали отмечать на территории нашей страны согласно Указу Президента РФ с 1998 года. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. В этот день говорят слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
День матери – один из самых трогательных праздников, потому что все мы с детства и до последних дней несём в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы, которая всё поймет, простит, всегда пожалеет и будет беззаветно любить несмотря ни на что.
Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, иногда любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.
Праздник «День матери» служит, напоминаем необходимости уважительного отношения не только в обществе, но и в семье. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.
Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме.
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Социолог Е. И. Пронина отмечает: «Патриотизм сегодня неотъемлемая составляющая любого современного государства, заботящегося о своей целостности, устойчивости, благополучии». Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, любовь к самым близким людям, забота о них чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Развитие и формирование нравственных качеств осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как на специально организованных занятиях, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в библиотеку, музей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, викторины и др.). Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги нашего учреждения, приняли решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых.
В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Профессиональная проблема: Как организовать образовательный процесс с детьми старшей группы по теме «День Матери», ориентированный на формирование представлений о празднике?
Цель:
• Разработать механизм моделирования образовательного процесса в старшей группе по теме «День Матери».
• Сформировать эмоционально – положительное отношение у детей к самому дорогому человеку в жизни к матери; стремление поздравлять мам с праздником «День Матери».
• Сформировать у детей представление: о празднике «День Матери»; о его значении и важности.
• Воспитывать патриотические чувства и любовь к Матери.
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Механизм (модель) образовательного процесса в старшей группе по теме «День матери» в условиях ФГОС ДО
Компоненты моделей Модели организации воспитательно - образовательного процесса
Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие
с родителями
Режимные моменты
Целевой компонент 1. Сформировать эмоционально – положительное отношение у детей к самому близкому и дорогому человеку матери; стремление поздравлять своих мам с праздником «День Матери».
2. Сформировать у детей представление:
- о празднике «День Матери»;
-о матерях и бабушках разных профессий,
- о значении, какое имеет для каждого ребенка мама;
3. Сформировать у детей умения:
- изготавливать подарки мамам;
- исполнять песни о матерях и для них;
- выразительно читать стихи о маме.
4. Воспитывать патриотические чувства и любовь к Матери.
Содержательный компонент Утро
Темы:
1.«День Матери».
2.«Профессии наших мам»
3. «Какими бывают слова».
4. «Сравни звуки»
5. «Дорогие наши мамы» (слайды)
6. «Как мамы»
7. «Букет для мамочки» (Приложение 2)
Прогулка
Темы:
1. «Праздник наших мам» (букет осенних листьев)
2. «Чьи детки»
3. «Узнай по голосу»
4.«Мама, папа, я –спортивная семья» (Приложение 4)
Вечер
1. «Подбери пару»
2. «Подарок маме» .
3. «Концерт для мам»
4. «Каким нужно быть, чтобы маму не огорчить». Актуальная среда
1. Альбом «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
2. Иллюстрации «Профессии»
3. Слайды «Мамочка, любимая»
4. Сюжетно – ролевая игра «Семья»
5. Конструирование из бумаги «Букет для мамы»
6. Дидактические игры:
- «Найди лишний предмет»,
- «Подбери пару»,
- «Женские профессии».
(Приложение 3)
Темы
1.«Замечательные мамы» (Приложение 3)
2. «Цветочек, букет»
3. «Этот нежный праздник мам»
(Приложение 7)
4. «Воспитание уважения к женщине, любви к Матери».
5. «Самый главный человек» (Приложение 7)
6. «Спасибо мамочке моей».
Технологический (процессуальный) компонент Формы организации
Методы и приемы
Утро:
1. Беседа
2. Дидактическая игра
3. Художественное слово
4. Дидактическое упражнение
5. Дидактическая игра
6. Беседа
7. Подвижная игра
8. Конструирование из бумаги
Прогулка
1. Целевая прогулка
2. Игра-моделирование
3. Речевая игра
4. Спортивное развлечение
Вечер:
1. Дидактическая игра
2. Рисование (Приложение 6)
3. Театрализованная деятельность
4. Моделирование ситуаций Способы взаимодействия с материалами и атрибутами
Методы и приемы
1. Рассматривание альбома (Приложение 1)
2. Рассматривание иллюстраций (Приложение 3)
3. Просмотр слайдов.
4. Сюжетно-ролевая игра
5. Художественное творчество – конструирование из бумаги
6. Дидактические игры
Формы и способы взаимодействия
1. Оформление стенгазеты.
2. Участие родителей в изготовлении игрового модуля, создание рисунков ко «Дню Матери».
3. Концерт совместно с родителями.
4. Консультации
5. Папки - передвижки (Приложение 3)
6. Встреча с мамами и бабушками.
(Приложение 7)
Результативный компонент 1. Наличие эмоционально – положительного отношения у детей к самому близкому и дорогому человеку матери; стремление поздравлять своих мам с праздником «День Матери».
2. Наличие у детей представление о празднике «День Матери», о матерях и бабушках разных профессий, о значении, какое имеет для каждого ребенка мама;
3. Наличие у детей умения: изготавливать подарки мамам; исполнять песни о матерях и для них; выразительно читать стихи о маме.
4. Наличие у детей патриотических чувств и любови к Матери
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия: воспитатели старшей группы, специалист по физкультуре и музыкальный руководитель.
2. Научно-методические условия:
1. Веракса, Н. Е. «От рождения до школы»– 3-е изд., испр. и доп. / Н. Е. Веракса, ТС. Комарова, М. А. Васильева– М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-336с.
3. Материально-технические условия : фотоальбом «Профессии», сюжетные картинки «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», цветная бумага, клей, кисти, белая бумага, втулка от т/б, костюмы и атрибуты к игре.
4. Нормативно-правовые условия:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015гг.», утверждена постановлением Правительством РФ от 5.10.2010г. №795
4. «Указ Президента РФ от 1998 года».
5. Информационные условия:
1. Веракса, Н. Е. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа / авт. -сост. Н. В Лободина. Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева. – Волгоград: «Учитель», 2014.-399с.
2. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги / Е. Г. Лебедева. - М. : Айрис – пресс -2009.- 176с.
3. Потапова, А. И. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. / А. И. Потапова. – М. : Сфера, 2008.-64с
4. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Методическое пособие. / В. И. Петрова -М. : Мозайка – синтез,