Гузель Гареева
Деловая игра в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра, как форма деятельности, в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта. Она позволяет осваивать социально-значимые способности личности.
Деловую игру можно проводить перед учебными занятиями, после прочтения тематического цикла, или же, осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.
Публикация «Деловая игра в детском саду» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В первом случае, деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе обучения, по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.
Во втором случае, деловая игра опирается на знания, полученные в процессе образовательной деятельности. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму «существования», поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.
Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам:
Деловая игра как источник экономии учебного времени.
Деловая игра как форма контроля.
Деловая игра как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями [ 2].
Структура деловой игры
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели, имитационная модель формирует проблемное содержание игры.
Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.
Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры[3].
Деловая игра должна иметь основные атрибуты:
1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
3. Игровые действия регламентируются системой правил.
4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
5. Игра носит условный характер.
6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией[ ].
Деловая игра для педагогов «Знатоки проектного метода»
Проектный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Для того чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще «включать родителей» в деятельность дошкольного учреждения.
- Сегодня, уважаемые коллеги, наше общение пройдет в форме деловой игры «Знатоки проектного метода».
Но, прежде нам хотелось бы, рассказать вам притчу: Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
Философское определение этой притчи «Практика - критерий истины».
На сегодняшний момент мы с вами практикуемся в разных видах инновационной проектной деятельности.
Перед игрой мы предлагаем Вам снять психологическое напряжение, настроиться на игру с помощью упражнения «Ассоциации». Я начну фразу, а вы, продолжите эту фразу. устно
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
Соревноваться будут две команды педагогов. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Успешной команде, набравшей больше всех жетонов, присваивается звание «Знатоки проектного метода». Уважаемые коллеги поприветствуем команду «Дружба». И участников команды «Радуга».
Первое задание командам, на каждую букву названия Вашей команды в течение 3 минут необходимо подобрать слова, которые имеют отношение к проектной деятельности.
Задание 1: на карточках
Д – дети
Р – реализация, риск
У – успех
Ж – желание
Б – будущее
А – алгоритм
Р – результативность, разработка
А – актуальность
Д – достижения
У – умения
Г – группа
А – активность
Задание 2: кот в мешке
Вы «тяните» из мешка карточку, зачитываете вопрос с вариантами ответов.
1. Что такое педагогическое проектирование?
1. дань моде;
2. догма профессиональной деятельности педагога;
3. вид педагогической деятельности.
2. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
1. коллективный;
2. исследовательский;
3. долгосрочный.
3. Что такое гипотеза?
1. короткая аннотация проекта;
2. опасение педагога о неудачной реализации проекта;
3. предположение, требующее объяснения и подтверждения.
4. Кто является основоположником проектного метода?
1. американский педагог демократ Джон Дьюи;
2. великий русский педагог К. Д. Ушинский;
3. французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".
6. Презентуя проект, педагог должен:
1. показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
2. проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
3. привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике своей работы.
7. Когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблему, это вид проекта…
1. исследовательско-творческий
2. ролево-игровой
3. информационно-практико-ориентированный
4. игровой
8. Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п; - это
1. ролево-игровой
2. исследовательско-творческий
3. игровой
4. информационно-практико-ориентированный
9. По срокам реализации проект может быть?
1. Краткосрочный
2. Срочный
3. Долговременный
4. Длительный
10. Краткосрочный проект это…
1. одно или несколько занятий
2. один месяц
3. один год
4. один час
Задание 3:
Следующее задание «Проблемная ситуация»
Мы предлагаем вам проблемные ситуации:
Воспитатель предложил родителям принять участие в проектной деятельности, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло один человек. Воспитатель недоволен. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
Перечислите все возможные формы и методы работы с родителями в проектной деятельности.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ОУ ведётся по следующим направлениям.
• Информационно – аналитическое – это сотрудничество детского сада и семьи;
• Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.
• Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки;
- фотомонтажи, фотовыставки
• Консультации - при выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант.
• Досуговое направление - это совместные досуги, праздники, выставки
• дни открытых дверей.
Семье Ивановых предложили принять участие в проекте. На все предложения воспитателя родители не реагировали. При выступлении других детей, Саша Иванов был расстроен. Почему ребенок был расстроен?
Перечислите формы участия родителей в проектной деятельности.
Формы участия родителей в проектной деятельности:
• мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта;
• информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации;
• организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д. ;
• техническая поддержка, фото и видео съёмка, монтаж материалов, составление презентаций, изготовление пособий.
- Как Вы знаете уважаемые педагоги, работа над проектом происходит в несколько этапов.
Следующее 4 задание: Предлагаю Вам расположить этапы в правильной последовательности (они прописаны на божьих коровках). На цветках прописаны действия, Вам необходимо соотнести этапы с действиями, т. е. посадить божью коровку на цветок
I этап – организационно-подготовительный:
• подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
• изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
• пополнение предметно-развивающей среды;
• подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
• анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
• выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
• формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
III этап - практический:
• коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
• определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
• реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
• обобщение и распространение опыта работы;
• защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
• участие в городском конкурсе педагогических проектов.
IV этап - заключительный:
• анализ достижения целей и полученных результатов;
• определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
А закончить деловую игру хотелось бы притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь
оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, все в наших руках. Вот на такой позитивной ноте хотелось бы закончить нашу деловую игру. Удачи Вам, во всех ваших делах, лепите свое счастье сами.
Список литературы
1. Игра деловая // Российская социологическая энциклопедия. М. : Норма-Инфра – М., 1998. – 220 с.
2. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М. : НИИ школьных технологий, 2006.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).