Соломина Юлия Николаевна
Конспект занятия «Декорирование фоторамки природным материалом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Декорирование фоторамки природным материалом".
Цель: знакомство воспитанников с технологией изготовления рамки для фотографии.
Задачи:
В области обучения:
- познакомить с технологией изготовления рамки для фотографии;
- учить выполнять мозаику из природного материала;
- познакомить с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации из природного материала.
В области развития:
Публикация «Конспект занятия „Декорирование фоторамки природным материалом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из природного материала
- Фоторамки и рамочки своими руками
- Темочки
- развивать и совершенствовать ручную умелость, мелкую моторику рук;
- способствовать развитию творчества, творческой самостоятельности;
-расширять сенсорный опыт (сравнение деталей по размеру, цвету, расположению по отношению друг к другу и к основе изделия);
-развивать познавательные способности: восприятие, творческое воображение, произвольное внимание;
- развивать интерес к искусству аппликации.
В области воспитания:
- воспитывать бережное отношение и экономное использование материала;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Материалы, инструменты и оборудование:
• наглядный материал (панно, сувениры, поделки)
• карандаши цветные
• карандаш простой
• цветная бумага
• ножницы
• клей
• линейка
• природный материал
• салфетки
Методы и приемы:
• словесные – беседа, рассказ, диалог, объяснение;
• наглядные – показ образцов изделий, рассматривание иллюстраций;
• практические - аппликация по собственному замыслу.
Ход занятия:
№ Деятельность педагога Деятельность
воспитанника Время
1 Организационный этап
- Здравствуйте, ребята. Дети отвечают на приветствие педагога. 1мин.
2 Основной этап:
Ребята, отгадайте загадку:
Столяр Джузеппе – сизый нос –
Полено как-то в дом принёс.
Он начал что-то мастерить.
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил?
Правильно, Буратино. Буратино очень хочет у вас поучиться трудолюбию. Вы согласны принять его на занятие?
Ребята, Буратино предлагает нам отправиться в волшебный город под названием. Название волшебного города спрятано в кроссворде. Отгадав загадки, мы с вами выясним, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы и как называется волшебный город.
См. Приложение №1.
Молодцы, ребята. Правильно разгадали кроссворд. Волшебный город называется «Умейкин». Но Буратино предупредил нас, что попасть в город мы сможем только после того, как возьмё м волшебный цветок и скажем волшебные слова:
Лети, лети, цветок
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы перенеслись в город «Умейкин».
(На доске появляется рисунок).
Вот мы и в волшебном городе, здесь живут дети, которые умеют мастерить красивые игрушки из различного материала. Я думаю, что здесь вы тоже сможете многому научиться. Дети, обратите внимание в городе «Умейкин» стоит сундучок, а на сундучке лежит записка.
(Педагог читает записку) :
«Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в сундучке».
(Педагог загадывает загадку) :
Этот глаз – особый глаз быстро взглянет он на нас и появится на свет самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат).
А зачем нам нужен фотоаппарат?
А для чего нам нужны фотографии?
Да, очень приятно полистать фотоальбом и вспомнить приятные моменты отдыха, праздника или поездки в лес, на речку.
Дети, а сейчас я приглашаю вас посетить фотовыставку.
(Педагог приглашает пройти к выставке фотографий, оформленных в разные фоторамки).
Фотография даёт нам возможность запечатлеть самые бесценные моменты нашей жизни. Говорят, что у фотографии есть душа и она живая. Так это или нет, но в каждом доме вы найдете семейный фотоальбом, перелистывая который, вас посетят самые тёплые чувства и приятные воспоминания. Это может быть фото ваших родителей в молодости, бабушек, дедушек, ваши детские фотографии, фото ваших друзей. Самые ценные фотографии люди часто обрамляют в красивую рамку и ставят на видном месте.
Изначально фоторамки изготавливались в виде строгой классической прямоугольной оправы из дерева. Со временем их стали изготавливать из металла, стекла, пластика и т. д. В настоящее время в магазинах вы можете найти фоторамки, изготовленные из любого материала, любого дизайна и с всевозможными украшениями.
Дети, а для чего нужна рамка для фотографии?
• чтобы поставить любимую фотографию на полку;
• в фоторамке красиво смотрится фотография;
• можно по сюжету фотографии подобрать и фоторамку.
Фоторамка – это отличный подарок, в котором можно разместить фото любимого человека, родных, друзей. А фоторамка, сделанная своими руками будет ценится намного больше, чем магазинный вариант.
Дети, я предлагаю вам сегодня на занятии смастерить фоторамки. Главное наличие желания и полёт вашей творческой фантазии. Нам просто необходимо отправиться в мастерскую «Умелых ручек». Но попасть туда мы «сможем» опять с помощью волшебного цветочка. Берем цветочек и говорим волшебные слова:
Лети, лети, цветок
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы перенеслись в мастерскую «Умелых ручек».
Ну вот, мы и в мастерской. Ребята, обратите внимание, Буратино принёс вам красивую коробочку. Как вы думаете, что в ней находится?
В коробочку чудесную Буратино положил
то, что с ребятами он смастерил:
В ней не баночки, и не саночки,
А удивительные фоторамочки.
Ребята, перед вами образцы фоторамок. Из каких основных частей они состоят?
Рама, основа, подставка.
Дети, посмотрите на эти фоторамки и скажите, что у них общего?
А чем эти фоторамки отличаются друг от друга.
Цветом и украшением.
Рассматривание образцов, просмотр иллюстраций
7мин.
3 А как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?
Коробочный картон, цветная бумага, природный материал, крупа, клей, ножницы, линейка.
Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит правила обращения с ножницами:
1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
3. Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа.
Дети отвечают на вопросы. 2 мин.
4 Практическая работа. Ребята, изготовить фоторамку нам поможет технологическая карта.
(Педагог показывает на доску, на которой прикреплена технологическая карта изготовления фоторамки).
Технологическая карта помогает понять, из какой геометрической формы и в какой последовательности нужно делать то или иное изделие. Также технологическая карта помогает узнать форму, размеры деталей, материал, из которого они сделаны и способы соединения деталей между собой.
Ребята, а сейчас определим последовательность работы:
1. На картоне чертим 2 прямоугольника 15 20 см (один для рамки, другой для основы).
2. Вырезаем из картона 2 заготовки одинакового размера.
3. Определяем ширину рамки. Отмечаем от всех сторон прямоугольника внутрь по 3 см, чертим внутренний прямоугольник.
4. Подкладываем под картон разделочную доску. Вырезаем рамку канцелярским ножом. Соблюдаем технику безопасности.
5. Накладываем рамку на лист ксероксной бумаги (приблизительно размером 21 26 см) и обводим контуры рамки.
6. Приклеиваем рамку к бумаге (намазываем клеем и рамку и бумагу).
7. Обрезаем углы ксероксной бумаги по периметру рамки с внешней стороны.
8. По внутренней стороне рамки на бумаге делаем разметку, как показано на схеме и прорезаем бумагу по линиям.
9. Приклеиваем бумагу к рамке с внутренней стороны.
10. Приклеиваем бумагу к рамке с внешней стороны.
11. Разметим и сделаем на основе посередине верхней стороны вырез для пальца.
12. Соединяем раму с основой, наносим клей так, как показано на схеме (на нижнюю и боковые стороны). Чёрная линия - это граница, за которую не должен выходить клей (место для того, чтобы потом вставить фотографию).
13. Делаем из картона подставку-опору, на которую будет опираться рамка, приклеиваем подставку на основу рамки.
14. Рамочка готова.
Дети, каждому из вас я приготовила технологические карты, которые помогут вам сделать фоторамки. Дети слушают, отвечают на вопросы. 15мин.
5 Физминутка «Весёлая разминка».
См. Приложение №2.
Дети выполняют упражнения с текстом 3мин.
6 Практическая работа (продолжение).
Наша фоторамка почти готова, пусть она немного подсохнет. А сейчас начнём украшать фоторамку. Способов украсить фоторамку существует множество – всё зависит от вашей фантазии. Пожалуй, самый популярный способ украшения фоторамок – наклеивание различных аксессуаров. В качестве украшений можно использовать всё что угодно: бусины, фасоль, тыквенные и арбузные семечки, паетки, крупу и многое другое.
Речь идёт о мозаике. См. Приложение №3.
Мозаичная композиция может быть самостоятельным произведением. Но можно такую технику использовать и для украшения коробочек, шкатулок, фоторамок, подобрав соответствующие рисунки. Познакомимся с техников мозаики поближе: мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изображения.
(Педагог показывает образцы изделий).
(План работы обговаривается с детьми и прикрепляется к доске).
Последовательность выполнения контурной мозаики:
1. Сделать эскиз оформления фоторамки.
2. Выполнить эскизный рисунок.
3. Нанести клей на контур рисунка.
4. Приклеить к полоске клея материал.
5. Материал слегка придавить тряпочкой.
Дети, напоминаю, что ваши работы должны быть аккуратными. Вам необязательно выполнить фоторамки такого же цвета, как и образцы. Будет очень хорошо, если вы проявите свою выдумку и фантазию в оформлении фоторамок. Пусть ваша работа будет не похожа на другие, пусть она будет оригинальной.
А что нужно сделать для выполнения сплошной мозаики?
Сначала нужно наклеить материал по контуру рисунка, а потом заполнить им внутреннюю часть.
Ребята, а сейчас приступаем к оформлению своих фоторамок.
(Самостоятельная работа, во время которой педагог контролирует правильность приёмов работы, помогает тем, кто затрудняется).
Дети выполняют работы 14мин.
7 Итоговый этап. Ребята, все закончили работу? Давайте посмотрим, что у нас получилось. Поставьте фоторамки на стол.
Дети, понравилось работать с природными материалами?
Дети, вы все сегодня успешно справились с заданием. Фоторамки получились оригинальными. Ведь каждый из вас по-своему оформил фоторамку, проявив творческую инициативу. Молодцы. Когда фоторамка высохнет, в неё надо вложить фотографию. Ребята, а чему вы научились на занятии?
А какую технику использовали для украшения фоторамки?
Как приклеивается материал к основе в мозаичных работах? (На основу наносится клей, сверху кладется материал).
Какие виды мозаики вы знаете? (Контурная и сплошная).
Что такое контурная мозаика? (Это узор, расположенный по контуру фигурки). А что такое сплошная мозаика?
(Это узор, заполняющий всю фигуру).
Молодцы ребята! Все справились с работой.
Говорю вам от души:
Результаты ваши хороши!
Многому вы научились,
Активно и дружно трудились!
Скорые вы и умелые,
Рукодельники отменные,
Каждый заслуживает оценки «пять»!
Молодцы, ребята, учитесь трудом побеждать!
Ребята, наше занятие окончено.
Давайте уберём инструменты и приведём своё рабочее место в порядок. Дети отвечают на вопросы педагога.
Уборка рабочего места. 3 мин.
Приложение №1.
Загадки.
1. Склеите корабль, солдата, паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята, разноцветная. (Бумага)
2. Пишет он, когда диктуют он и чертит и рисует,
А сегодня вечерком он раскрасит мне альбом. (Фломастер)
3. Я люблю прямоту, я сама прямая сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка, угадайте-ка, друзья, кто же я… (Линейка)
4. Я предмет для школы важный. Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом, аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей, я липучий, вязкий (Клей)
5. И белить, и клеить можно, ею можно рисовать
Только надо осторожно чтоб себя не замарать. (Кисть)
6. Инструмент бывалый – не большой, не малый.
У него полно забот он и режет, и стрижет. (Ножницы)
7. Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш)
Приложение №2.
Физкультминутка «Весёлая разминка»
Движения Текст
Мы немножко отдохнём,
Встают, делают вдох и выдох.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Поворачивают голову вправо и влево.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Поднимают руки вверх.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
Приседают.
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Встают.
Бабочки летали,
Крыльями махали. Машут руками.
Дружно хлопаем
Ногами топаем.
Хлопают в ладоши
Топают ногами.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Сели за стол.
Приложение №3.
Интересные факты о мозаике.
Мозаика (в переводе с французского языка) означает изображение или узор, выполненные из кусочков одного или различных материалов. Мозаика – это орнаментальное или тематическое украшение поверхности с использованием кусков цветных камней, осколков разноцветного стекла, кусочков бумаги, яичной скорлупы, крупы, опилок и т. п. Техника изготовления таких украшений тоже носит название «Мозаика».
Искусство мозаики известно издавна, его можно встретить в развалинах Египта, Древней Греции и Рима. Создание мозаичной картины требовало кропотливой ручной работы. Именно поэтому выложенные из мелких кусочков мозаичные панно считались привилегией очень богатых людей. С помощью мелких разноцветных кусочков, различных материалов можно придать интерьеру совершенно необыкновенный вид.
Древние египтяне ещё 2000 лет до нашей эры украшали различные строения мозаикой. В Древнем Риме мозаикой выкладывали пол и стены дворцов. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла.
Множество примеров мозаичного искусства можно найти в Киеве (фрески Софийского собора). Мозаичные работы в Санкт-Петербурге создавал М. В. Ломоносов, который внёс большой вклад в оформление Исаакиевского собора.
В современную эпоху настенные мозаичные панно украшают метрополитены Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и других городов. Мозаикой оформляют внутренние помещения, наружные части зданий, стены, полы и потолки, что позволяет придать интерьеру неповторимость и торжественность.
Контурная мозаика – это узор, выполненный из различных материалов, расположенных по контурным линиям, т. е. по контуру фигуры.
Сплошная мозаика – это узор, выполненный из различных материалов, заполняющих всю фигуру.
Список литературы
1. Бойко, Е. А. Квиллинг, или бумажная филигрань [Текст] / Е. А. Бойко.
- М. ,2009.-44с.
2. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги [Текст] / Б. Г. Гагарин.
- Издательство Ташкент,1998.-54с.
3. Геронимус, Т. М. Мастерская трудового обучения в младших классах
[Текст] / Т. М. Геронимус. – М. : Новая школа, 2009. -112с.
4. Геронимус, Т. М. Правила безопасности труда и личной гигиены для
учащихся 1 – 4 классов в процессе трудовой подготовки. Текст] /
Т. М. Геронимус. - М. : Новая школа, 2009. -116с.
5. Диагностические методики изучения личности воспитанника УДО
[Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2009.-62с.
6. Изобразительное искусство. Базовый образовательный минимум
[Текст]. – Оренбург, ДТДИМ,2009.-42с.
7. Искусство – детям. Учебное пособие. - М. : Мозаика-синтез, №07, №8,
№9, №10, №11-2009.
8. Новикова, И. В. Аппликация из природных материалов [Текст]./
И. В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2007.-69с.
9. Проснякова Т. Н., Е. А. Мухина. Методические рекомендации к
учебнику "Технология". - М. ,2009.-124с.
10. Романина, В. И. Дидактический материал по трудовому обучению
[Текст]. / В. И. Романина. - М. : Мозаика-синтез,2009. -97с.
11. Ситникова, Т. Н. Интегрированные уроки в 3классе [Текст]./
Т. Н. Ситникова. - М. ,2008.-134с.
12. Феоктистова, В. Ф. К здоровью через движение [Текст]. /
В. Ф. Феоктистова. - Волгоград, 2011.-77с.
13. Федотов, Г. Я. Поделки из природных материалов [Текст] /
Г. Я. Федотов. – М. :АСТ-ПРЕСС,2009.-94с.
13. Цирулик, Н. А., Проснякова,Т. Н. Умные руки [Текст]. /
Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. - М. ,2009.-135с.
14. Цирулик, Н. А. ,Проснякова,Т. Н. Уроки творчества [Текст]. /
Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. - М. ,2009.-144с.
15. Щеблыкин, И. К. Аппликационные работы в начальных классах
[Текст]. / И. К. Щеблыкин. – М. : Ассоциация 21век, 20069.-133с.
16. Ячменева, В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному
творчеству с детьми 7 -14 лет [Текст]. / В. В. Ячменева. - Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС,2009.-69с.