Ольга Владимировна Засешвили
Декоративно-прикладное творчество для педагогов «Рамка для фотографии»
▼ Скачать
Методическая разработка мастер-класса
«Декоративно-прикладное творчество» -для педагогов
на тему: «Рамка для фотографии»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка … 3
2. Этапы проведения мастер-класса …. 5
3. Методы организации …. 6
4. Структура мастер-класса …. 6
5. Ход проведения мастер – класса …. 7
6. Практическая работа …. 10
7. Физкультминутка …. 10
8. Заключительный этап …. 11
9. Подведение итогов …. 11
10. Рефлексия …. 12
11. Список литературы …. 14
Публикация «Декоративно-прикладное творчество для педагогов „Рамка для фотографии“» размещена в разделах
Приложение 1 –Технологическая карта «Рамка для фотографии»
1. Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования человека – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в нашей руке, тем умнее человек» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, человек развивает себя как физически, так и умственно. Проявление и развитие творческих способностей учит нас не просто смотреть, а видеть, помогает нам стать неординарной, развитой личностью. Если мы время от времени в перерывах между уроками будем предлагать подросткам заняться различными видами ручного труда – это принесёт только положительный результат в обучении той или иной специальности.
В связи с этим, трудно переоценить роль личности педагога, в процессе развития творческих, креативных способностей обучающихся. Обычно отношение детей к занятиям творческого объединения определяется их отношением к педагогу, так как именно его авторитет обуславливает желание и нежелание ребёнка думать, развиваться, творить. Мы со студентами не только учим и играем роли, еще изготавливаем декорации, шьём костюмы. Рисуем афиши и т. д.
Поэтому сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на подростка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. «Меньше обучать — больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя»- эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих способностей подростков, раскрепощению индивидуально-творческих сил у молодых людей.
Чем больше будет таких педагогов, и не только в системе дополнительного образования, но и в других образовательных учреждениях, тем больше будет условий, возможностей для того, чтобы ребёнок творил, чтобы в это действие включалась вся его личность: способности, чувства, разум. Значит, педагогам необходимо учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Одной из наиболее эффективных и современных форм презентации педагогического опыта работы является мастер-класс, в современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом», педагоги делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».
Данная методическая разработка МК по «Изготовлению предметов интерьера своими руками» составлена для педагогов с целью обмена опытом.
3
Представленная методическая разработка создана на основе практического
опыта педагога Засешвили Ольги Владимировны, для обучения в возрасте 14 – 20 лет.
Занятия ручным трудом для любого возраста, способны воздействовать на всестороннее развитие, побуждать к активному мышлению, позволяют проявлять свою индивидуальность, создавать образы, творить, радоваться успехам и удачным находкам, приобретают практические навыки изготовления предметов интерьера, и в общем и целом развитию личности. Работая с различным материалом и инструментами - нитками и клеем, ножницами и др., ребята учатся аккуратности, терпению, настойчивости в достижении цели. Для занятий не требуется никаких особых условий деятельности. Нужнытолько - интересная идея и хорошее настроение!
Перед учреждениями системы дополнительного образования сегодня, как никогда, остро встаёт важная задача развития творческого потенциала детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей. Творчество – постоянный спутник детства. Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей разного возраста, и не только детей, но и взрослых.
4
Этапы проведения мастер-класса
- подготовительный – постановка цели;
- основной –ход работы;
- заключительный–подведение итогов.
Тема: «Рамка для фотографии»
Цель - повышение интереса педагогов к занятиям декоративно-прикладным творчеством, как средства развития у подростков скорости реакции и мышления, в процессе активного педагогического общения по освоению техники «Изготовление предметов интерьера своими руками».
Задачимастер-класса:
Образовательная: формировать компетенции по технологии изготовления предметов интерьера своими руками, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов при изготовлении предметов интерьера своими руками.
Развивающая: развивать познавательную активность и интерес к изучаемому материалу, творческое мышление.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, уверенность в себе, прививать любовь к ручному труду.
Здоровьесберегающая: обеспечить возможности сохранения здоровья обучающихся, создать благоприятный психологический климат в коллективе.
Методическая: совершенствовать проведение урока с сообщающим изложением элемента проблемности.
Последовательность действий - пошаговый алгоритм изучения системы работы педагога – мастера.
Критерии оценки - новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (конструктивный, творческий).
Форма: творческая мастерская, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения и оборудование: интерактивная доска с проектором, персональный компьютер, столы ученические, оборудование для изготовления предметов интерьера своими руками (шаблоны, карандаши, ножницы, картон, нитки шерстяные или акриловые, фомиран, клеевой пистолет, клей ПВА).
Формируемые компетенции:
- креативность, творческая инициатива.
5
Планируемые результаты:
- повышение креативности педагогов;
- возможность применения педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;
- рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;
- практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений, навыков и приемов «Изготовление предметов интерьера своими руками» техники в процессе работы;
- создание «Рамки для фотографии», проявляя творческую инициативу, фантазию, мышление.
Методы организации
Деятельность руководителя МК.
Деятельность участников мастер-класса.
Структура мастер-класса на тему «Рамка для фотографии»
- Вступительная часть: Сообщение темы, раскрытие цели и задач мастер-класса (4 мин.)
-Теоретическая часть МК:
- Рассказ о технике «Изготовление предметов интерьера своими руками» сопровождаемый показом презентации «Изготовление предметов интерьера своими руками», а также показ поделок выполненных руководителем МК и сопровождаемый тихой музыкой
Участники МК рассматривают изображения поделок в технике «Изготовление предметов интерьера своими руками», слушают рассказ и эмоционально погружаются в тему МК. (4 мин.)
- Практическая часть МК:
Перед началом работы руководитель МК проводит инструктаж по технике безопасности. Рассказать и показать методические и технологические приёмы изготовления изделий в технике «Изготовление предметов интерьера своими руками». За тем вместе с руководителем МК участники приступают к работе над фоторамкой. Прослушав инструктаж по технике безопасности, участники МК приступают к самостоятельной творческой деятельности. Работают под руководством педагога проводящего МК, задают вопросы.
(40 мин.)
6
- Комментирующая часть МК:
Дать отдохнуть участникам МК, повести физкультминутку. Во время практической творческой работы провести консультации, теоретические и практические пояснения и индивидуальную помощь участникам мастер – класса для качества выполнения задания.
Показать разные методы и приемы изготовлений предметов интерьера своими руками. Выполняют физкультминутку. Внимательно слушают и повторяют элементы и методы, которые показывает педагог МК на своих поделках.
(4 мин.)
- Кульминация творческого процесса :
После завершения работ участниками МК, все работы фотографируют и делают мини выставку, в процессе выставки участники коллективно обсуждают свои работы и задают вопросы педагогу, проводящему МК,
Составляют работы на один стол. Делают фото своих выполненных работ. Рассматривают и оценивают красоту и разнообразие поделок. Задают интересующие их вопросы руководителю МК. (8 мин.)
7. Ход проведения мастер – класса.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
А сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
7
- Я очень рада видеть вас здесь, в нашем колледже «Интеграл». Меня зовут Ольга Владимировна. Я являюсь руководителем театрального кружка «Джинс», На занятиях кружка мы с ребятами учимся не только играть роли, но и изготавливаем декорации, костюмы, бутафорию, муляжи. Используя различные техники – папье маше, солёное тесто, и др. Именно работе в технике «Изготовление предметов интерьера своими руками» мы и будем, сегодня учится.
Наше занятие посвящено изготовлению фоторамки.
- Тема мастер-класса: «Рамка для фотографии». Цель нашего МК: повышение интереса педагогов к занятиям рукоделия.
- Я познакомлю вас с техникой изготовления предметов интерьера своими руками, буду учить вас, используя ножницы;
клеевой пистолет и стержни к нему;
пряжу разного цвета;
шаблоны, карандаши, картон, нитки шерстяные или акриловые, фомиран, клей ПВА.
Одной из задач является создать условия для вашей самореализации и стимулирования роста творческого потенциала в процессе МК.
- изделия, которые в стиле «Ручная работа» всегда нам дарят настоящую радость. Какими бы они ни были, маленькими или большими, яркими или не очень, но они всегда радуют нас своей красотой. Потому, что они неповторимы. И такие изделия называются АВТОРСКИЕ. - Издавна человек занимался рукоделием.
- А корни рукоделья - уходят глубоко в древнюю историю человечества.
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Народное творчество зародилось очень и очень давно.
Вместе с развитием человечества развивалось и народное творчество. В некоем году очередного столетия (ещё при царствовании царя Гороха) стали появляться русские народные сказки. А чтобы при рассказывании детям
сказки получались интересные, древний человек сначала рисовал героев сказок на камне в пещере, затем вылепливал из глины, вырезал из дерева, шил одежду из кожи зверей, а затем из ткани. Так появилось рукоделие.
«У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу, он неуловимо вкладывает во все свое творчество».
Д. Голсуорси, (прозаик и драматург).
Собственный авторский предмет интерьера может изготовить любой желающий, используя разные материалы, начиная от газет, заканчивая гипсовыми скульптурами. Модной тенденцией сегодня является изготовление подарков своими руками.
8
- Скажите, ведь приятнее дарить подарки, сделанные своими руками, чем те, что ты купил в магазине. Так что на занятиях кружка «Умелые руки» мы будем изготавливать различные поделки своими руками. А уже свою работу вы можете подарить любимому человеку на какой-нибудь праздник или просто так, что бы сделать приятное.
Вот и мы с вами сегодня изготовим подарок нашим дедушка, папам, братьям – «Фоторамку». Преддверии праздника «День защитника Отечества».
Для этого будем использовать приготовленные шаблоны, ножницы, карандаши, клей ПВА, клеевой пистолет, клеящаяся цветная бумага, нитки акриловые разных цветов, картон.
Раз у нас впереди патриотический государственный праздник, наша фоторамка будет в цвет трико лора – цвета нашего российского флага.
- Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому послушайте притчу:
Жил-был завистливый человек, однажды он решил проверить мудрость своего учителя. Поймал человек в поле бабочку, зажал её в кулаке и пошёл на площадь, где учитель беседовал со своими учениками. Подойдя ближе, он сказал: Учитель, ты мудрый, ты всё знаешь. Ответь, в моём кулаке бабочка живая или мёртвая?
Расчет его был такой: Если учитель скажет, что бабочка живая, то он незаметно сожмёт кулак и покажет мёртвую бабочку, а если учитель скажет, что бабочка мёртвая, то он раскроет кулак и выпустит бабочку на свободу.
Таким образом, любой ответ учителя будет неправильным, и тогда все увидят, кто же действительно мудр.
А учитель посмотрел на него с грустью и ответил: ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ, ЧЕЛОВЕК.
- Так вот уважаемые коллеги я тоже хочу сказать вам, что все сегодня в ваших руках.
- Я уверена, что все вы знаете правила техники безопасности, но без них ни как нельзя и по этому прежде, чем приступить к работе, я вам проведу инструктаж по ТБ, но необычно а, в стихах:
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Очень важно всем понять,
Как их нужно подавать.
Не острыми конечками,
А вперед колечками.
Влево – вправо не маши,
А в пенал их уложи,
Не пугаю я напрасно.
Ножницы – предмет опасный.
9
Нужно правила всем знать,
Аккуратно соблюдать.
И получим ты и я
Наслажденья от изделия!
- Как я уже говорила, рабочими материалами при изготовлении изделий своими руками может быть очень много.
- Давайте попробуем создать сейчас новую и необычную фоторамку, из приготовленных материалов. И, уверяю Вас, выйдет такая работа эксклюзивно! Наверняка, такой, у вас еще нет! А впоследствии, у вас появятся новые идеи для творчкства.
А создавать мы с вами будем вот такой «Рамку для фотографии»
8. Практическая работа. (звучит музыка)
- Первое что мы будем делать, уважаемые педагоги, приступим к выполнению поставленной задачи. Работаем быстро и дружно.
У вас на столах приготовлены шаблоны, ножницы, карандаши, клей ПВА, клеевой пистолет, клеящаяся цветная бумага, нитки акриловые разных цветов, картон.
- Возьмите лист картона, визуально разделите его на две рабочие плоскости.
На одной плоскости обведите карандашом шаблон нашей будущей фоторамки. На второй плоскости обведите, только поверхностный срез, т. к. эта часть будет тыльной стороной фоторамки. Возьмите ножницы, вырезайте фоторамку из картона и тыльную её часть.
Молодцы, хорошо справляетесь. Так же возьмите шаблоны цифр, тоже обведите карандашом на изнаночной стороне цветной бумаги. Вырезайте ножницами цифры «23». А также нарисуйте на изнаночной стороне цветной бумаги звёздочки, можно разных размеров. Вырезаем цифры и звёзды ножницами.
9. Физкультминутка
Дорогие педагоги, давайте немного отдохнём
Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать» : Один, два, три, четыре, пять, будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук). Один и два оплатим дом, (сгибаем мизинец и безымянный) дом в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить (сгибаем средний палец). На четвёртую монетку купим есть и пить (сгибаем указательный палец). Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем в кармашке кошелька! (спрятать большой палец в кулак)
Отлично, наши руки готовы заняться делом.
10
Следующий этап:
- Переходим к работе с пряжей. Возьмите клубочек белой пряжи и начинайте наматывать их на картонную форму по часовой стрелке, протягивая нитку то вовнутрь кольца рамки, то наружу. Таким образом, мы украсим верхнюю часть рамки, белой пряжей. Дальше продолжаем наматывать аналогичным способом пряжей синего цвета. Работу мы выполняем по часовой стрелке. Продолжаем работать, с синим цветом столько, чтобы оставшуюся нижнюю часть рамки украсить красной пряжей, и завершить синими, аналогичным способом.
Молодцы! Крайний кончик нити закрепите клеем ПВА.
Вот и готов, наш триколор.
Теперь, нужно взять вторую, вырезанную тыльную часть нашей рамки и приклеить её клеевым пистолетом к тыльной стороне рамки. Так, чтобы нижняя и две боковые части были приклеены, а верхняя осталась не склеенной, дабы получился карман, для того, чтобы вложить туда фотографию.
Как делать НЕ НАДО! Склеивать тыльную сторону сверху, потому что, если, вкладывать фотографию снизу, она всё время будет из нашей рамки выпадать.
Прикреплять детали - то в последнюю очередь советуют, а примерять никто не запрещал. Посему в процессе мы не раз будем прикладывать украшения к фоторамке, а потом уже приклеивать.
Переходим к этапу декорирования фоторамки. Так как мы используем цветную самоклеящуюся бумагу, отделите нижний её слой и наклейте цифры и звёзды на фоторамку.
Молодцы! Отлично справились. Замечательный подарок вы приготовили для ваших любимых и дорогих мужчин!
10. Заключительный этап.
- Выставка работ. (Фотосессия).
-Подведение итогов.
- Посмотрите, какие замечательные поделки у вас получились.
Сегодня вы увидели, как много умеют ваши руки. Вы побывали в роли мастеров и у вас это получилось. Каждый из вас, справился с заданием и справился очень хорошо.
Но в мире так много того, чему можно ещё научиться, а этому могут научить занятия кружка «Умелые руки».
Вот и подошло к концу наше занятие.
11
Не забываем про то, что нужно убрать своё рабочее место.
И еще одно небольшое отступление.
Рекомендую, на каких сайтах и у каких мастеров лучше поучиться, где расположены хорошие и подробные МК.
Даю список литературы (приложение №3, который использовала при подготовке к МК.
Мастер – педагог подводит итоги МК и учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты для работы. В завершении МК руководитель МК предлагает помедитировать. 5 мин. Медитируют.
Рефлексия: приём «Дерево настроения» : используя приготовленные листочки из цветной бумаги, дают оценку МК.
(набор листиков для каждого участника (синий, красный, зелёный, рисунок дерева без листьев на ватмане).
- Послушайте притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».
- Уважаемые коллеги, у вас есть 3 листика: синий, красный и зеленый, листики также из самоклеящейся цветной бумаги. А на доске у нас дерево только оно без листьев, давайте его сейчас оденем.
Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии) то прикрепите к дереву зеленый листок.
Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний и опыта работы вы не получили, то прикрепите к дереву красный листик.
А Если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик синего цвета.
листочек.
12
- Пожалуйста, попробуйте обосновать свой ответ.
1. Первый рабочий.
2. Второй рабочий.
3. Третий рабочий.
Участники МК высказываются, почему они прикрепили именно такого цвета листик. Происходит обсуждение.
- Уважаемые коллеги мы сегодня с вами очень плодотворно потрудились, у всех получились замечательные фоторамки, которые будут радовать вас и ваших близких.
- Я очень надеюсь, что эти знания вам пригодятся, и вы сможете украсить свой дом или аудиторию в учебном заведении, самыми разными вещами, которые изготовите со своими студентами.
- Подходит к завершению наш мастер-класс и мне хочется рассказать вам ещё одну древнюю притчу:
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно!- удивился человек.
- Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю,если сам не умею летать?
-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
-А меня больше всего радуют твои крылья. "
- Нам, педагогам, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Продолжать поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учится, учась, и воспитывать воспитываясь.
13
И в завершении я предлагаю вам помедитировать, (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе. Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.
Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!