Приложение МААМ

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре

Теплова Людмила Анатольевна
Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре»

«Воспитание, созданное самим народом и

основанное на народных началах, имеет

ту воспитательную силу, которой нет в

самых лучших системах, основанных на

абстрактных идеях или заимствованных

у другого народа…»

К. Д. Ушинский

Публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре» размещена в разделах

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения.

Видный педагог Сорока-Росинский В. Н. указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, научить уважительно относиться к своим древним корням, привить детям любовь к русской культуре.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, «с молоком матери». Слушая колыбельные песни, потешки, сказки, поговорки, прибаутки, рассматривая и играя с народной игрушкой, ребенок должен впитывать культуру своего народа.

Дошкольное детство является важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, этических представлений. Также детство - это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства, которое по своему содержанию, способам, привлекательности близко и понятно детям.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. П. Усова, А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм. Красота родной природы, особенности быта русского народа предстанут перед детьми живо и непосредственно.

В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством нашей страны, как частью национальной культуры. Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности детям делают его незаменимым средством воспитания ребенка, а именно, присвоение детям через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа.

Новый федеральный государственный стандарт одной из главных целей образования определяет «формирование российской идентичности». Следовательно, наша задача — сохранять и передавать историю развития различных (региональных) народных промыслов. Дети должны знать истоки своей культуры.

Учитывая это, я решила углубленно работать по ознакомлению детей с декоративно – прикладным творчеством.

Свою работу по данному направлению я начала с изучения методической литературы и обогащения предметно - развивающей среды. Были изготовлены детские ростовые куклы – Гжель, Хохлома, Дымка; менажницы с элементами декоративной росписи и подлинными народными изделиями; дидактические игры по народным промыслам; сшиты тематические сарафаны для выступлений педагогов и детей. Для центра искусств были приобретены альбомы с разными видами росписей и книги с художественными промыслами разных регионов страны. ИЗО уголок дополнила разнообразным нетрадиционным материалом (трафаретами, печатями из пробки, ластика, поролона, пенопласта, палочками для процарапывания, ватными палочками, тычками, штемпельными подушечками, свечами, штампиками из овощей и др.)

Совместно с родителями был организован мини – музей с изделиями народных умельцев.

Вся система работы включала в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры через интеграцию всех областей. Для достижения поставленной цели была спроектирована педагогическая технология, позволяющая эффективно использовать как традиционные, так и нетрадиционные наглядные и дидактические материалы при ознакомлении детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество).

В основу реализации данной технологии положены следующие принципы: принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; в процессе общения педагог выступает как активный соучастник творческой деятельности (возможное участие педагога в роли дымковской или гжельской барышни) принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности, в том числе и нетрадиционной. принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети осваивали умения и навыки постепенно (от простого к сложному); принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремление к достижению результата;

принцип интеграции позволяет осуществлять образовательную работу с детьми на основе тематического единства изобразительной деятельности с познавательно-речевой, театральной, музыкальной деятельностью (использование детьми ростовых кукол, костюмов на данную тему). принцип целостности предполагает соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой; принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.

Работу по приобщению детей к народной культуре я начала с младшей группы

На первом этапе при ознакомлении детей с декоративно – прикладным искусством решалась задача формирования интереса к народной игрушке, проявления эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с ней. Это обуславливало и своеобразное применение таких методических приемов, как встреча с детской ростовой куклой – Дымка, Гжель, или Хохлома.

При проведении познавательных занятий, развлечений к детям в группу приходила кукла Дымка и знакомила детей с жителями своего села - кавалером, петушком, конем, собакой и др. при этом использовала народный фольклор : потешки или стихотворения, привлекающие внимание к тому или иному образу игрушки. Например: «Петушок, петушок, золотой гребешок», «Ходит конь по бережку» и др., также активно использовала музыкальный фольклор. Затем дети сами управляли куклами, используя их в играх, на развлечениях, ярмарках.

Нередко наряжалась сама в костюм дымковской или гжельской барышни, привлекая внимание детей на яркие и красивые наряды, предлагала их рассмотреть и сравнить, чем похожи и чем отличаются. При описании нарядов добивалась представлений детей о характерных особенностях народной росписи (полоски, круги, точки, мазки, завитки и их цвет). Затем барышня знакомила детей с народными игрушками и в доступной форме рассказывала им сказки и легенды о народном промысле, широко используя народные подвижные игры, хороводы и песенки.

Для закрепления орнаментов декоративных росписей использовались тематические менажницы с подлинными изделиями и дидактические игры, которые позволяли детям запомнить элементы узоров («Укрась силуэт», «Найди пару», «Собери целое», «Четвертый лишний», «Декоративное домино»).

При ознакомлении детей с народным творчеством организовывались экскурсии в мини - музей детского сада и краеведческий музей города на выставки декоративно-прикладного искусства. С помощью мультимедийного оборудования для детей устраивались виртуальные экскурсии в Русский музей. Прикладное творчество, во Всероссийский музей декоративного искусства, на выставки «Народный мастер», «Ремесленное чудо». К данной работе привлекались родители. Они принимали участие в подготовке проектов по данной теме, в организации мини – музея и выставок совместного творчества с детьми.

На втором этапе решались задачи обучения детей декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе некоторых приемов народных мастеров.

При руководстве изобразительной деятельностью максимально использовались игровые формы и приемы обучения детей способам изображения элементов узора, такие как, «Дорисуй элемент», «Выложи орнамент по образцу», «Подбери по цвету» и др.

Основной формой обучения и воспитания являются, безусловно, тематические и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идет в логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине, Дети на основе конкретного вида создают узоры, аппликацию, лепят народную игрушку. На каждый стол ставится менажница с элементами определенной росписи и подлинное декоративное изделие. Выделяются те средства выразительности, которые находят отражение в рисунке, аппликации, лепке. При этом используются приемы показа техники рисования, способов лепки, вырезывания в аппликации. Для более точного усвоения приемов техники использовала видео уроки народных мастеров.

Особое внимание уделяю использованию нетрадиционных способов и приемов рисования на занятиях по декоративному рисованию с детьми младшего дошкольного возраста: рисование пальчиками, оттиск печатками из морковки, губки, ластика, рисование ватными палочками и др.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дает большой толчок к развитию интереса к декоративному рисованию, развитию творческой активности детей.

Таким образом, после усвоения детьми некоторых знаний, навыков составлять тот или иной узор, создаю условия для возможности расписать ту или иную игрушку, почувствовать радость творчества.

На третьем этапе при формировании детского декоративного творчества учу детей видеть в предметах народной росписи вариативность элементов, сочетаний цветов, композиции, умению создавать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи. Творческое применение детьми полученных ранее знаний, умений и навыков в декоративном рисовании при создании предметных композиций показывает, насколько осознанно дети понимают принципы и закономерности в декоративном искусстве.

С детьми старшего дошкольного возраста изготавливаем предметы быта в технике «папье – маше» : самовар, чайник, чашки, тарелки. Из бросового материала (пластиковых бутылок, яиц, контейнеров) делаем игрушки, например, барышню или петушка, а затем расписываем разными видами росписи.

Создавая новый продукт, ребенку, как всякому художнику, необходим «благодарный зритель». В младшем и среднем возрасте оценка работы ребенка идет от игрового персонажа, для кого этот продукт был создан

(ростовая кукла, лошадка). Работы детей более старшего возраста я использую в оформлении интерьера группы, на Ярмарках мастеров, праздниках, выставках и в качестве подарка. Во-первых, это явное проявление уважения к ребенку со стороны взрослых и сверстников, во-вторых, его рисунок, материализованный в изделии, приобретает черты особой значимости: это часть его символического «Я».

Таким образом, одной из задач педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость.

На сегодняшний день, я с уверенностью могу отметить, что соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством, используя в работе не только готовые образцы народных промыслов, но и нетрадиционные наглядные материалы, разносторонне воздействует на развитие чувств, умственных способностей, характер ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре и способствует заложению фундамента эстетического и нравственного воспитания будущего поколения.

Список использованной литературы:

1. Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной

праздничной культуре русского народа. - Санкт-Петербург Детство-

Пресс, 2012 г.

2. Н. В. Алешина, Патриотическое воспитание дошкольников. М., ЦГЛ, 2005 г.

3. И. Я. Богуславская. Дымковская игрушка. Л. Детство–пресс, 1988 -65с.

4. В. П. Ватман. Воспитание детей на традициях народной культуры--- Волгоград. Учитель; 2008г.

5. Г. Н. Данилина. Дошкольнику об истории и культуре России. – М. Аркти 2003 г.

6. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – Санкт-Петербург Детство-Пресс; 2015 г.

7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М. : 2005.

8. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий – М. :ТЦ Сфера, 2005.

9. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. – М. : 2006.

10. Л. А. Кондрыкинской. С чего начинается Родина? Под редакцией– М. ТЦ. Сфера; 2004 г

11. Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре. – М. ; Дрофа, 2010 г.

12. Н. А. Тимошкина. Методика использования русских народных игр в ДОУ. – М. ЦПО 2008

13. А. Я. Чебан, Л. Л. Бурлакова. Знакомим дошкольников с народной культурой. - М. ; Сфера 2011 г

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство».Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Фотоотчёт об интегрированных занятиях в старших и подготовительных группах «Декоративно-прикладное искусство России»Фотоотчёт об интегрированных занятиях в старших и подготовительных группах «Декоративно-прикладное искусство России» Фотоотчёт об интегрированных занятиях в старших и подготовительных группах «Декоративно-прикладное искусство России» В рамках годового.

Итоговое развлечение «Ярмарка мастеров» по проекту «Декоративно-прикладное искусство» (старше-подготовительная группа) МКОУ «Повенецкая СОШ» (дошкольные группы). Воспитатели: Л. А. Артемьева, Л. И. Бирюкова итоговое занятие- развлечение по проекту «декоративно.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство»Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство» Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство» Занятие проводится в рамках проекта "Школа.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Искусство - способ познания и отражения действительности, результат творческой деятельности.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет»Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет» Мастер - класс «Декоративно прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей» Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Декоративно-прикладное искусство. Занятие по рисованию в старшей группе «Карельская вышивка»Декоративно-прикладное искусство. Занятие по рисованию в старшей группе «Карельская вышивка» Занятие по рисованию в старшей группе. Декоративно-прикладное искусство Карельская вышивка. Задачи: 1. Продолжать учить детей рассматривать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре
Опубликовано: 19 марта 2023 в 12:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Теплова Людмила Анатольевна (УИ 3041540) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД