Елена Мартынова
Творчество детей с ОНР «Дары природы, пластилин и наша фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Творчество детей с ОНР „Дары природы, пластилин и наша фантазия“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Еще Павлов И. П. указывал на то, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии. Кроме того для детей с общим нарушением речи очень важным является развитие пальчиковой моторики.
Общее недоразвитие речи (ОНР) это форма патологии речи у детей (с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.
Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики. Рядом исследователей доказано (М. М. Кольцова, А. В. Антакова - Фомина, а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева).
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Взаимосвязь мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев).
Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность ребенка.
Лепка - процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском.
Пластилин - мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму.
Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха. Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.
Но, если подружить пластилин и дары природы… можно разнообразить творчество детей, помочь сделать поделки более интересными и самое главное усложнить работу для детей старшего возраста, добавив к пластилиновой основе природный материал.
Процесс придумывания и изготовления таких поделок является источником радости и вдохновения, обогащает личность ребёнка и способствует её гармоничному развитию, а воспитывает терпение и целеустремлённость.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых навыков.
Изготовление игрушек, поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.
Многочисленные ягоды и фруктовые косточки, фасоль, горох, мох, ракушки, камушки, солома, перья, семена — ценный материал для оформления деталей и декоративных дополнений.
Воспитатель рассказывает об особенностях материала. Пробуждает интерес к творческому созданию красивой поделки. Вместе с детьми рисует эскиз, выбирает необходимый природный материал, подбирает пластилин Педагог демонстрирует, какими способами можно соединить детали, помогает воплотить их фантазию в жизнь. Опираясь на любознательность и познавательный интерес ребят шести-семи лет, педагог расширяет их кругозор, продолжает знакомство с богатством мира природы.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых навыков.
Изготовление игрушек, поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Требует от ребенка ловких действий. В процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. А это важно для подготовки рук к письму.
В заключении хочу представить ряд работ, выполненных детьми, используя пластилин, природный материал и немного фантазии.
[
Подробнее остановлюсь на последней работе «Под солнышком подсолнушки».
Такую работу очень просто сделать с самыми маленькими детьми. Катаем темный шарик, плющим его, прилепляя к основе, и вставляем тыквенные семечки острым концом по кругу в пластилин. Кисть, желтая краска, покрываем семена и вот они – ПОДСОЛНУШКИ! Сколько у детей восторга! Вы не представляете!