Папки-передвижки

Цветотерапия в коррекционной работе с детьми с ОНР посредством использования мелкой моторики рук

Наталья Глазова
Цветотерапия в коррекционной работе с детьми с ОНР посредством использования мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы

«Цветотерапия в коррекционной работе с детьми с ОНР посредством использования мелкой моторики рук»

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия. Работать обычными традиционными методами и приемами мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность. которая подогревает их интерес к работе. Решение проблемы было найдено в использовании цветотерапии, как способа развития мелкой моторики для стимулирования речевого развития детей.

Природный материал существовал всегда. Новизна дидактического пособия заключается в том, что «Сухой пальчиковый бассейн» - это комплексное воздействие на развитие ребенка, позволяет систематизировать и обобщить нетрадиционные игры и материал. Дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн» позволяет реализовать деятельностный характер образовательного процесса в соответствии с главными критериями нового федерального государственного стандарта дошкольного образования: социализация и индивидуальное развитие ребенка. Пособие охватывает все стороны сенсорного развития ребёнка дошкольного возраста. Педагогическая ценность дидактического пособия заключается: в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма и т. д., развивается тактильная чувствительность. Формируется у детей посредством цветотерапии познавательная, речевая, и коммуникативная деятельность. В процессе игры ребенок обретает внутреннюю свободу и уверенность в своих силах; снижает уровень тревоги, так как ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный им образ; в повышении мотивации ребенка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников).

Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни. Известно два вида воздействия цвета: Через органы зрения -воспринимается глазами. Через кожу человека. Свет- электромагнитное излучение, проникающее через ткани человеческого тела, несущее внутренним органам необходимую энергию, активизирующее внутренние процессы организма. Маленькие дети обладают повышенной чувствительностью к разным цветам, их оттенкам. Следует внимательнее относиться к перепадам настроения детей дошкольного возраста. С помощью красочных оттенков можно исправить себе настроение, избавиться от грусти. Цвет помогает формировать артистическую натуру малыша, может добавить яркие краски в фантазию дошкольника, расширить его словарный запас. Цвет, его влияние на организм Каждый ребенок по- своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша: красный — повышает физическую, психологическую активность. Его любят непоседливые, гиперактивные дети. Перенасыщение красного в интерьере может вызвать вспышки агрессии. Цвет стимулирует кровообращение, повышает аппетит. Оранжевый -цвет радости, веселого настроения, его любят шаловливые дети, любители посмеяться. Хорошее решение для лечения депрессии, неврозов, нервных срывов. Желтый - солнечный, вызывающий уверенность, хорошее настроение, помогает развитию памяти. Эффективен против депрессии, угрюмости, страхов. Чаще всего выбирается детьми как самый любимый. Зеленый цвет. Спокойствие, внутренняя гармония, хорошо успокаивает, влияет на сон. Часто выбирают дети, которым не хватает любви мамы. Голубой — цвет мечтательности. Помогает организму бороться с инфекционными заболеваниями. Его предпочитают тихие спокойные дети. Синий — придает уверенность, спокойствие, его любят уравновешенные, медлительные малыши, которые никогда никуда не торопятся. Фиолетовый — успокаивающий. Помогает снимать состояния стрессов. Часто фиолетовый цвет выбирают дети с тонкой душевной организацией: ранимые, эмоциональные. Белый, черный — ахроматические цвета. Выбор малышом этих тонов, особенно, черного, служит тревожным сигналом, что ребенок испытывает стресс. Следует обратить особенное внимание на такого малыша. Тусклый — серый, сигнализирует о неустойчивости эмоционального состояния малыша, который не верит в свои силы, всего боится. Поведение дошкольника, выбравшего серые оттенки следует корректировать яркими желтыми или оранжевыми игрушками, различными деталями интерьера. Применение в интерьере Цвет — одна из главных деталей интерьера. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Свет и цвет оказывают влияние на здоровье дошкольника, его настроение, психологическую устойчивость. В воспитательно- образовательной работе используется специально подобранные игры, сказки, дидактические пособия и наглядный демонстрационный материал. «Цветной дождь» — создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда малыш гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике. Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному крохе можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек. Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышка. «Волшебный город» — из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Начинает активно развиваться фантазия дошкольника. «Зажечь радугу» — предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание. «Облачко феи» — будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы. Цветотерапию можно рекомендовать для применения дома. «Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку — зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику. Воду стоит пить небольшими глотками. «Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут. «Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Дошкольник с удовольствием будет рисовать пальчиками, а потом расскажет сказку, которую он нарисовал. Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн из разноцветных крышек от пластиковых бутылок». Крышки - предмет простейший, но тем не менее обладающий таинственным притяжением. Их всегда жалко выкидывать. Мы почти всегда не знаем, что с ними делать, но на подсознательном уровне убеждены- для чего-то они пригодятся. Хочу поделиться с вами опытом, как можно использовать эти крышки в обучающем процессе работы с детьми. Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста.

А разноцветные крышки (от минеральной воды и лимонада, питьевого йогурта, кефира) разные по форме, размеру и цвету почти всегда под рукой. «Сухой аквариум» - набор цветных крышек, можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Главная ценность этого пособия в том, что ребёнок не боится что-то сломать или потерять. Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи. Заключение: Таким образом, системное использование цветотерапии в коррекционно-логопедической и воспитательно-образовательной деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на настроение и психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала и оказывает неоценимое воздействие на формирование личности ребенка в целом.

Список литературы:

1. Акименко В. М. «Новые логопедические технологии», Ростов на Дону, 2008г. Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи/ Дошкольное воспитание- 2010- №8.-с. 62-65.

2. Антакова- Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук// Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. По проблемам ВНД).- М. : Просвещение. 1974.- с. 12-25.

3. Марченко Т. К. Особенности мозгового кровообращения у детей дошкольного возраста в процессе цветотерапии // Социальная технология научно- практической школы им. Ю. Ф. Змановского. М. - 2001.

4. Пономарёва Е. С. Цвет в интерьере/ Е. С. Пономарёва. - Минск: Выш. шк., 1984.- 167с.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими рукамиРазвитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими руками Использование дидактических игр и упражнений дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Использование нетрадиционных техник в работе с детьми для развития мелкой моторики и творчестваИспользование нетрадиционных техник в работе с детьми для развития мелкой моторики и творчества Все мы в своей работе используем различные нетрадиционные техники,направленные на развитие как творческих способностей детей,так и на развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цветотерапия в коррекционной работе с детьми с ОНР посредством использования мелкой моторики рук
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 19:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цветотерапия в коррекционной работе с детьми с ОНР посредством использования мелкой моторики рук» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Глазова (УИ 1015900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД