Светлана Витальевна Дмитриева
Конспект занятия «Цветная музыка»
[Авторская методическая разработка к технологии полихудожественного развития С. В. Дмитриевой "Светлячок" для детей младшего дошкольного возраста.
Данное занятие из цикла технологии "Светлячок"
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
«ЦВЕТНАЯ МУЗЫКА»
Составлен:
Дмитриевой С. В.
Санкт-Петербург,
2018г.
Публикация «Конспект занятия „Цветная музыка“» размещена в разделах
Цель: Развитие цветомузыкального восприятия художественных образов
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать элементарные музыкальные понятия : лад, мажор, весёлая музыка, минор, грустная музыка, скрипичный ключ.
2. Расширять словарный запас за счёт слов, обозначающих характер музыки.
Развивающие:
1. Развивать полихудожественное восприятие музыки : соотносить музыкальный лад с цветом, пением, движением.
2. Развивать воображение и познавательную активность в процессе взаимодействия с художественными образами.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к слушанию музыки.
Оборудование:
Развивающая игра «Музыкальная палитра», атрибуты для танцев (ленты синих и зелёных цветов, султанчики желтых и красных оттенков, мультимедийная презентация, певческий репертуар, репертуар для слушания, ДМИ (ложки, аудиозаписи.
Ход занятия:
Дети входят за музыкальным руководителем под звуки Марша Е. Теличеевой. (дети стоят полукругом; включена презентация)
Ребята, я сегодня вам предлагаю отправиться в музыкальную сказку и помогу вам попасть в волшебный мир музыкального королевства.
Посмотрите, это ворота музыкального королевства, поможет нам их открыть скрипичный ключ. (педагог символически открывает им ворота. (Звучит музыка ворота открываются). И так мы попали с вами в музыкальное королевство.
А вот и первые его жители. Сейчас мы сними познакомимся. Это два брата, фамилия у них одинаковая – ЛАД, а вот зовут их по-разному, Мажор - это веселый брат и Минор – это грустный брат.
А теперь вы все дружно скажите ваши имена. (дети одновременно говорят свои имена… Вот и познакомились.
Ребята, наши братья хотят для вас подарить каждый свою музыку. Мажор – веселую, а Минор – грустную.
И так, первый выступает Минор. (педагог играет произведение П. И. Чайковского «Старинная французская песня»).
А теперь очередь Мажора. (педагог играет произведение В. Селиванова «Шуточка»).
Ребята, вы прослушали два музыкальных произведения, они похожи или разные? Почему вы так решили? (ответы детей).
А как вы думаете, можно ли увидеть музыку, или потрогать, а что можно делать с музыкой? (ответы).
В нашей музыкальной сказке, сегодня Минор и мажор помогут вам увидеть музыку, они приготовили для вас цветные капельки. (на мольбертах заранее приготовлены изображения Мажора и Минора, как сказочных персонажей и цветные капли).
Мажор – это радость, бодрость, веселье, поэтому мы сейчас с вами подберем к нему веселые и радостные цвета. (дети выкладывают палитру вокруг персонажа на мольберте, а педагог может проиграть отрывок музыкального произведения). А теперь вы так же сделаете палитру для нашего Минора. (дети выкладывают палитру для минорного лада, а педагог может проиграть отрывок из музыкального произведения).
Посмотрите, что получилось, теперь мы свами можем увидеть музыку. И точно теперь не перепутаем Мажор и Минор. Вы даже можете дома попробовать нарисовать грустную или веселую музыку, вы ведь теперь знаете, что грустная музыка изображается холодными тонами, а веселая теплыми.
А что ещё можно делать с музыкой? А еще, музыку можно петь. У меня есть две маленькие песенки для вас, они вам знакомы. Давайте их исполним для минора и мажора (педагог поет отрывок из песни «Серенькая кошечка» В. Витлина, затем исполняет вместе с детьми). Эта песня мажорная или минорная?
А следующую песенку, мы с вами не только споём, но и сыграем. (педагог раздает ложки, напоминает правила игры на ДМИ «ложки») Сейчас мы свами будем петь песенку «Два веселых гуся», а вы еще и будете помогать мне, играть песенку на ложках. (далее идет исполнение отрывка песни)
А сейчас вы играли и пели мажорную или минорную песенку? Правильно, мажорную, весёлую.
А что можно еще делать под музыку? Я вам подскажу, еще мы можем танцевать музыку. Но так как у нас сегодня в гостях два брата. Мы с вами будем танцевать два танца. Один для грустного брата – Минора, а другой, для Веселого брата – Мажора. Минор – то нам дает синие ленты для танца, так как у него на палитре холодные тона (исполняется небольшая танцевальная зарисовка с лентами под аудиозапись)
А теперь очередь за веселым братом – Мажором. Он нам тоже приготовил сюрприз, смотрите ребята, какие разноцветные, веселые султанчики. Потанцуем теперь вместе с Мажорным, веселым ладом. (дети берут султанчики и исполняют веселую танцевальную зарисовку под аудиозапись)
Спасибо вам ребята. Какие вы молодцы, но настало время прощаться, и я предлагаю вам поделиться своим настроением. У кого после нашего путешествия осталось веселое настроение, тот выберет нотку теплых цветов, а у кого грустное настроение, тот выберет нотку холодных тонов. (дети раскладывают свои нотки).
Звучит музыка и дети покидают музыкальный зал под музыку.