Татьяна Ансимова
Многофункциональное дидактическое пособие «Чудо-стол»
▼ Скачать + Заказать документы
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ЧУДО-СТОЛ»
Ансимова Т. В., Маслова Е. В. ,
учителя-логопеды МАДОУ №73
г. Старый Оскол Белгородской области
Цели:
Развитие мелкой моторики;
Развитие связной речи;
Развитие лексико-грамматической стороны речи;
Обогащение словаря;
Развитие фонетико-фонематической стороны речи;
Развитие психических процессов;
Развитие сенсорно-перцептивной сферы;
Формирование коммуникативных навыков;
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Чудо-стол“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2014
Гармонизация психоэмоционального состояния;
Формирование умения сосредоточиться на решении определенной задачи.
Пособие (или его элементы) могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях.
Пособие представляет собой стол с подсветкой длиной 90 см, шириной 40 см, высотой 60 см с пятью съемными планшетами длиной 90 см и шириной 40 см. Столешница выполнена из матового оргстекла, окантована бортиком высотой 3 см и покрыта слоем белого песка. Для крепления планшетов используется чехол с липкой лентой по краям. При необходимости к пособию может крепиться веб-камера, которая позволяет выводить изображение на экран с помощью компьютера или мультимедийного проектора.
Пособие позволяет проводить различные игры с песком (фото №1). Детям предлагаются разные задания: написать букву, слова, «насыпать» слоговую схему или схему предложения, нарисовать что-либо и т. д.
ИГРА «НАРИСУЙ И РАССКАЖИ»
Цель: развитие связной речи, мелкой моторики, зрительного внимания, памяти, воображения, умения работать в коллективе.
Количество игроков – 2-4 человека.
Правила игры: после предварительной работы (чтение художественной литературы, экскурсии, наблюдения и т. д.) детям предлагается коллективная работа – создать на песке картину на определенную тему, а затем составить по ней рассказ.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РАЗДЕЛИ НА СЛОГИ»
Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развитие мелкой моторики рук.
Детям предлагается нарисовать слоговую схему предложенных слов или нарисовать столько квадратиков, сколько слогов в предложенном слове.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАПИШИ БУКВУ, СЛОВО»
Цель: закрепление правильного написания букв (профилактика дисграфии, слов, развитие мелкой моторики.
Детям предлагаются задания: написать букву, преобразовать ее в другую, написать или «насыпать» слово и т. д.
Данная технология способствует развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения, сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирует коммуникативные навыки, развивает мелкую моторику рук, гармонизирует психоэмоциональное состояние детей.
ПЛАНШЕТ №1 (фото №2) представляет собой плоскость для настольного театра. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Большое значение имеет театрализованная игра для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Перед тем, как играть в театр, необходимо прочитать сказку, затем установить декорации, отобрать фигурки действующих лиц сказки. В каждую сказку введена роль ведущего – взрослого, который рассказывает сказку и подсказывает маленьким артистам, что им нужно делать. Первый спектакль можно проиграть перед детьми взрослому, чтобы они увидели, как можно передвигать фигурки персонажей сказки. После этого детям предлагается выбрать какую-либо роль, и спектакль играется взрослым вместе с детьми. По ходу игры ребенок может начать импровизировать и изменить ход сказки. В этом случае следует поощрять его фантазию. Примерный репертуар театра – сказки «Баба-яга», «Терешечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».
ПЛАНШЕТ №2 (фото №3) представляет собой «карманы», в которые вкладываются карточки. Данное пособие может использоваться в работе по развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи, обучению грамоте, автоматизации звуков, зрительного внимания. Примерные игровые упражнения:
ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Цель: развитие зрительного внимания и логического мышления.
Количество игроков – 3 человека.
Правила игры: дети по очереди называют лишний предмет в ряду и объясняют, почему он лишний.
ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Цель: развитие навыка обобщения.
Количество игроков – 3 человека.
Правила игры: дети по очереди перечисляют и называют одним словом предметы данного ряда («Кошка, собака, корова, лошадь – это домашние животные»).
ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО»
Цель: развитие зрительного внимания.
Количество игроков – 2-5 человек.
Правила игры: логопед предлагает детям внимательно посмотреть на картинки, затем отвернуться. Одна или две картинки убираются, а дети должны определить, чего не стало. (Как вариант игры – «Что новое появилось?» (добавление картинки).
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ НУЖНОЕ СЛОВО»
Цель: закрепление правильного употребления предлогов в речи. В первый «карман» вставляется картинка с изображением предмета, животного или человека, во второй - карточка с написанным словом, обозначающим действие, третий «карман» пустой, в четвертый вставляется карточка с изображением предмета. Например: слон перешагнул … бревно. Дети должны подобрать карточку с подходящим по смыслу предлогом и вставить карточку в пустой карман.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ СЛОГОВ»
Цель: закрепление навыка деления слов на слоги и навыка послогового чтения. В «карманы» вставляются картинки с изображением предметов. Детям предлагается составить слово, обозначающее название картинки, из разрезных слогов и вставить их в карманы. Затем предлагается назвать количество слогов в словах, определить, какое слово самое длинное, а какое -самое короткое. Для детей, не умеющих читать, используются прямоугольники, обозначающие один слог.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПРИДУМАЙ РАССКАЗ»
Цель: формирование умения составлять рассказы по сериям сюжетных картин.
В «карманы» вставляется серия сюжетных картинок (от двух до четырех). Ребенку предлагается составить рассказ. (Как вариант – самостоятельное раскладывание картинок в нужной последовательности и составление рассказа).
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ КАРТИНКИ»
Цель: автоматизация звука в словах.
В «карманы» вставляются картинки, в названиях которых есть автоматизируемый звук. Ребенку предлагается назвать картинки, четко произнося автоматизируемый звук.
ПЛАНШЕТ №3 (фото №4) выполнен из материала, имеющего шероховатую поверхность, и используется для развития мелкой моторики, связной речи, закрепления названий геометрических фигур и развитию конструктивных навыков.
Детям предлагается набор геометрических фигур и образцы изображений, выполненные по краям планшета (как вариант – конструирование по собственному замыслу). Также детям предлагаются цветные ленточки и нитки, с помощью которых можно выкладывать различные контурные изображения (буквы, предметы и т. д.).
ИГРА «МОЯ КАРТИНА»
Цель: развитие связной речи, конструктивных навыков, мелкой моторики.
Количество игроков – 1-2 человека.
Правила игры: Ребенку предлагается создать картину из предложенных геометрических фигур и ленточек, а затем составить по ней рассказ.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЕ ВЕРЕВОЧКИ»
Цель: развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии, закрепление навыка звукового анализа, обучение основам грамоты.
Детям предлагается выложить контур букв, короткие слова. Также детям предлагается из веревочек трех цветов – красного, синего и зеленого – выложить буквы, обозначающие названный логопедом звук: гласный - из красной веревочки, твердый согласный – из синей, мягкий согласный – из зеленой веревочки.
ПЛАНШЕТ №4 (фото №5) имеет в центре «карман» для картинок, сверху «кармана» - разноцветные квадраты, снизу - цифры от 1 до 5. Используется для развития умения согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСЧИТАЙ»
Цель: закреплять навык правильного согласования существительного с числительным.
В «карман» вставляется картинка с черно-белым изображением какого-либо предмета, детям предлагается назвать сначала указанное логопедом числительное, затем существительное.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ?»
Цель: закреплять навык правильного согласования существительного с прилагательным.
В «карман» вставляется картинка с черно-белым изображением какого-либо предмета или предметов, детям предлагается назвать сначала цвет квадрата, указанного логопедом, затем существительное.
(Как вариант – объединение двух упражнений в одно: детям предлагается назвать сначала числительное, затем прилагательное, затем существительное).
ПЛАНШЕТ №5 (фото №6) представляет собой изображение четырех «дорожек» разной конфигурации.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗВУКОВЫЕ ДОРОЖКИ»
Цель: автоматизация звука, развитие мелкой моторики, формирование правильного речевого дыхания.
Ребенку предлагается поставить пальчик на начало «дорожки» и «пробежать» по ней, одновременно произнося автоматизируемый звук.