Вера Алексеева
Проект «Чудо — огород на окошке он растет»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Публикация «Проект „Чудо — огород на окошке он растет“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Паспорт Проекта
Тип Проекта :
По содержанию: познавательно - исследовательский.
По числу участников: групповой (дети второй младшей группы).
Продолжительность: краткосрочный (февраль - март 2020 год)
Объект проекта : Огород на окне.
Предмет проекта : Процесс выращивания культурных растений в комнатных
условиях.
Гипотеза:
Если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательно - исследовательской деятельности посредством выращивания культурных растений в комнатных условиях, то ребенок будет иметь представления об окружающем мире и демонстрировать активное развитие сообразительности и логического мышления.
Задачи Проекта :
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
• наблюдения за ростом растений;
• беседы о значении овощей в жизни человека;
• опытно-экспериментальную деятельность.
2. Воспитывать бережное отношение к растениям.
3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Цель Проекта :
Формирование у детей интереса к исследовательской и опытнической деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Этапы реализации Проекта :
I этап - подготовительный.
II этап - основной (исследовательский).
III этап - заключительный.
Значимость Проекта для всех его участников:
Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки).
Предполагаемый результат Проекта
Дети познакомятся с культурными растениями.
Дети получат практические знания о росте растений.
Дети могут осуществлять элементарную трудовую деятельность: посадка семян растений в почву, будут поливать, выращивать растения, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений за ростом растений.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Все участники проекта получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы работы над Проектом :
1. Подготовительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- определение темы Проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);
- составление плана основного этапа Проекта.
Работа с родителями:
- беседа с родителями о предстоящей работе;
- подготовка семян и луковиц.
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
2. Основной (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• Рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, огурец, горох).
• Исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
подготовка почвы;
знакомство с моделью трудового процесса;
посадка;
установка на светлое место;
полив;
рыхление.
оформление огорода на окне;
наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
знакомство с моделью строения растения.
• Дидактические игры:
«Что сначала, а что потом?»,
«Собери из частей целое»,
«Чудесный мешочек»,
«Вершки и корешки»,
«Узнай и назови»
«Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу»,
«Что лишнее?»,
«Путаница» (Собери правильно растение : корень, стебель и т. д.).
• Сюжетно - ролевые игры: собери пазлы на тему "Овощи".
Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.
«Мамины помощники». Рассортировать продукты по кастрюлям, необходимые для приготовления борща, а какие для приготовления компота.
Продуктовый магазин.
• Пальчиковая гимнастика:
«Алые цветки»
«Мы делили апельсин»
«Мы капусту рубим»
«Яблонька»
«Репка»
• Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты»
• Рисование «Мои любимые фрукты и овощи»
• Лепка «Чудо - горошины»
• Чтение художественной литературы:
русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Бобовое зёрнышко»;
стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», стихи об овощах и фруктах, «Однажды с базара хозяйка пришла», загадки про овощи и фрукты, рассматривание иллюстраций в книгах.
Работа с родителями:
беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
памятка для родителей «Лук от всех недуг».
Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители.
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
анализ полученных результатов;
фотоотчет "Как мы сажаем и ухаживаем за растениями"
Работа с родителями:
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по
август.
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
Итоговые результаты:
1. Дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода.
2. У воспитанников формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
4. В группе был создан огород на подоконнике. Дети стали более уважительно относиться к труду.
5. Родители приняли активное участие в проекте «Чудо - огород на окошке он растет».
Перспективы дальнейшего развития Проекта :
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе Проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники Проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.