Ольга Точилкина
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Чудесные свойства снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию
«Чудесные свойства снега и льда»
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментальной деятельности.
Задачи
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей;
2. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования;
3. Сформировать у участников мастер - класса мотивацию на использование в воспитательно - образовательном процессе экспериментальную деятельность, для развития познавательной активности дошкольников.
Публикация «Мастер-класс с педагогами по экспериментированию „Чудесные свойства снега и льда“» размещена в разделах
- Зимние поделки
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
Актуальность: данный мастер класс может быть интересен педагогам для работы познавательно-исследовательской деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер- класса должен будет провести и определить свойства материалов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседы о времени года зима и её признаках, рассматривание иллюстраций с изображением зимы, наблюдения за зимними явлениями.
Методы и приёмы: практическая деятельность.
Размещение педагогов: полукругом, сидя.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный:литровая банка, маркер, линейка, снег,лёд.
Раздаточный материал: пластиковые стаканчики, шприц, жидкие краски, прозрачные кубики льда (заранее замороженные, поднос с бортиками, тарелочки, поваренная соль, шприц или чайная ложка, несколько кубиков цветного льда (заранее замороженные, стеклянная банка, растительное масло.
Ход
Вводная часть.
Добрый день, уважаемые педагоги!
Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок особенно когда наступает самый волшебный праздник Новый год. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Основная часть.
Предлагаю вам принять участие в опытах - экспериментах.
Опыт №
«Сколько в снеге воды?»
В снеге содержится до 95% воздуха! А сколько же содержится воды в снеге? Это очень легко проверить на примере вот такого простого опыта.
Материалы, которые нам понадобятся:
- литровая банка;
- маркер;
- линейка.
Порядок действий:
1) Заранее набираем во дворе литровую банку снега.
2) Отмечаем маркером уровень набранного снега и измеряем линейкой, сколько см снега в банке.
3) Записываем время начала наблюдения и величину снежного «столба» в сантиметрах.
4) Теперь оставляем снег таять.
5) Посмотрим по окончанию мастер- класса насколько снег уменьшился в банке, снимем новые замеры (время и высоту снега в сантиметрах, и измерим - сколько получилось в банке воды? Запишем время и высоту теперь уже водного «столба».
Объяснение опыта:
Детей впечатляет этот простой опыт, демонстрирующий то, насколько много в снеге воздуха! И не так уж много воды, как, возможно, казалось. Литр снега не равен литру воды. В этом эксперименте можно обратить внимание детей на то, почему именно тает снег, как много времени ему требуется, чтобы растаять, с детьми постарше можно вычислить скорость таяния снега. А еще воду от снега можно рассмотреть в микроскоп (буквально капельку). Если вы брали снег с чистых горных вершин, то вода наверняка будет чистой, но если этот снег с обычной улицы, то нас ждут сюрпризы в виде примесей и грязи в воде. У многих детей вид грязной лужи от снега навсегда отобьет желание его пробовать на вкус.
Опыт №2
«Как окрашивается снег?»
Снег можно покрасить обычными жидкими красками и понаблюдать, как именно он будет окрашиваться, с какой скоростью краска будет проникать в снежную толщу.
Материалы, которые нам понадобятся:
- пластиковый стаканчик;
- жидкие краски;
- шприц.
Порядок действий:
1) Заранее набираем во дворе снег в пластиковый стаканчик.
2) Набираем в шприц жидкие краски;
3) Шприцом капаем краску в снег.
Объяснение опыта:
Краска проникает в снег, снег окрашивается и начинает таять, так как температура жидкой краски выше, чем температура снега. Можно попробовать окрашивать снег разными цветами, и посмотреть, будут ли они смешиваться в процессе таяния снега. Можно проводить этот опыт в помещении, а так же на улице, и сравнить - одинаково ли ведет себя краситель при отрицательных и положительных температурах.
Опыт №3.
«Красочные «Леденцы».
Как можно покрасить лед? Можно ли «запустить» краску внутрь ледяного кубика? Давайте проверим.
Материалы, которые нам понадобятся:
- формочки для льда (или любые чашки и миски);
- разнос с бортиками;
- тарелочки (по количеству)
- поваренная соль;
- жидкие краски;
- шприц или чайная ложка.
Порядок действий:
1) Заранее, перед опытом, замораживаем лед в формочках для льда;.
2) Заранее готовим в нескольких емкостях крепкие солевые растворы, добавляем в растворы краску;
3) Шприцом или чайной ложкой капаем на них цветные солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит «ходы» причудливыми узорами.
Объяснение опыта:
Когда натрий, содержащийся в соли, вступает в контакт со льдом, происходит химическая реакция с выделением тепла. Она заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.
Опыт №4
«Цветные капли»
Видели когда-нибудь «ледяные» капли? А они бывают на самом деле!
Материалы, которые нам понадобятся:
- несколько кубиков цветного льда;
- пластиковый стаканчик;
- растительное масло.
Порядок действий:
1) Заранее, перед опытом, замораживаем лед в маленьких формочках.
2) Наполняем пластиковый стаканчик растительным маслом.
3) Опускаем в стаканчик цветные кубики льда. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно стаканчика.
Объяснение опыта:
Причина кроется в том, что все вещества: лед, вода и масло - состоят из маленьких частичек. Но у разных веществ эти частицы находятся на неодинаковом расстоянии. Чем ближе и плотнее они друг к другу, тем выше плотность вещества. У кубика льда плотность больше, чем у масла, но меньше, чем у воды, поэтому он и утонул в жирном масле, но всплыл на поверхности воды.
Заключительная часть.
Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Ребенок может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Спасибо за внимание!