Лучший педагог года

Песочная терапия

Нина Панькова
Песочная терапия
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов – к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен.

Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение – ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству.

Публикация «Песочная терапия» размещена в разделах

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, известным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна и др.

Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но это не просто времяпрепровождения. Это много новых эмоций и развивающих игр.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Занятия по песочной терапии обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения.

Песочная терапия является продуктивным процессом для:

Развития интеллекта;

Выявления и развития творческих возможностей;

Выработки навыков коммуникации;

Развитие моторики рук;

Развитие речи и обогащение пассивного и активного словаря.

Задачи песочной терапии можно поделить на :

1. Образовательные:

Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета;

Обучить умению отвечать на вопросы проблемно-поискового характера;

Обучить специальным движениям и их выполнение детьми;

Учить выстраивать композиции на песке по образцу;

Закрепить представления об окружающем мире.

2. Развивающие:

Развивать психические процессы (внимание, память);

Развивать логическое мышление;

Развивать тонике тактильные ощущения, мелкую моторику;

Развивать умение действовать по инструкции;

Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы.

3. Воспитательные:

Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;

Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности;

«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Основные принципы песочной терапии :

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка, формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Таким образом, в процессе игры в песок у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Для работы используем:

Кинетический песок, разнообразные миниатюрные фигурки, природный материал, ситечки, совочки, формочки и т. д.

Работать с песком мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики.

Затем включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу (горячее-холодное, сухое-мокрое, твердое-мягкое и т. д.) кинестетические ощущения — во время движения:

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек ладоней, кистей рук, ребрами ладоней, всевозможные причудливые узоры на песке;

- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими, мизинцами);

- «поиграть на поверхности песка, как на пианино и т. д.

Очень интересно детям играть в игры «Найди клад», ребенок находит закопанные предметы, произносит название предмета, описывает его, составляет с ним предложение. Игра «Отпечатки» или «Следы» : ребенок смотрит на отпечаток, называет предмет, который оставил такой отпечаток, находит его среди других предметов, описывает его. Игра «Следы» хорошо развивает фантазию и воображение ребенка: как ты думаешь, кто оставил эти следы, опиши, как его зовут, какой он, что любит делать и т. д. Все эти игры развивают речевую активность ребенка, фонематический слух, воображение, творческие способности.

Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Также на занятиях использую рисование песком.

Изобретателем метода рисования песком в том виде, в котором он существует сейчас, по праву считается режиссер и мультипликатор Кэролин Лиф. Именно она впервые создала мультипликационный песочный фильм под названием «Песок, или Питер и Волк».

Рисование песком завораживает и зрителей, и самих художников. Для применения данного метода необходимо немного инструментов: чистый песок, можно цветной, а также поддон или световой стол.

При рисовании песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко изменить, скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучают не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс.

Основные направления работы:

Игровая деятельность

- формировать желания действовать с различным игровым материалом, развитие игровых умений;

- побуждать к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик;

-обучать детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке;

- в сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Сенсомоторное

- создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

- учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое;

- учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

- совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

Развитие речи

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей;

- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;

- используя игры-инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

- пробудить речевую активность, умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

Рисование песком позволяет решать многие развивающие задачи и проблемы.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками;

- удается достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка;

- помогает выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;

- оказывает положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка;

- вызывает положительные эмоции (радость, удивление, снижает негативные проявления (страх, агрессия, тревожность, уменьшает проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

-ребенок учится понимать себя, других людей, окружающий мир.

«Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало

Любовь, желанье, доброта, чтоб Вера в Детство не пропала

Простейший ящик из стола покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка туда вольется дивной сказкой

Игрушек маленький набор возьмем в игру… Подобно богу

Мы создадим свой мир Чудес, пройдя Познания Дорогу».

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Конспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапияКонспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапия Ход занятия: Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью Педагог: Здравствуйте, дети.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия «Педагогическая песочница»Песочная терапия «Педагогическая песочница» Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в "Педагогической" песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия
Опубликовано: 11 января 2023 в 10:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия» (включая файлы) размещена пользователем Нина Панькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД