Нина Панькова
Песочная терапия
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов – к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен.
Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение – ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству.
Публикация «Песочная терапия» размещена в разделах
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, известным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна и др.
Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но это не просто времяпрепровождения. Это много новых эмоций и развивающих игр.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Занятия по песочной терапии обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения.
Песочная терапия является продуктивным процессом для:
Развития интеллекта;
Выявления и развития творческих возможностей;
Выработки навыков коммуникации;
Развитие моторики рук;
Развитие речи и обогащение пассивного и активного словаря.
Задачи песочной терапии можно поделить на :
1. Образовательные:
Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета;
Обучить умению отвечать на вопросы проблемно-поискового характера;
Обучить специальным движениям и их выполнение детьми;
Учить выстраивать композиции на песке по образцу;
Закрепить представления об окружающем мире.
2. Развивающие:
Развивать психические процессы (внимание, память);
Развивать логическое мышление;
Развивать тонике тактильные ощущения, мелкую моторику;
Развивать умение действовать по инструкции;
Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы.
3. Воспитательные:
Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;
Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности;
«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Основные принципы песочной терапии :
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка, формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Таким образом, в процессе игры в песок у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Для работы используем:
Кинетический песок, разнообразные миниатюрные фигурки, природный материал, ситечки, совочки, формочки и т. д.
Работать с песком мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики.
Затем включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу (горячее-холодное, сухое-мокрое, твердое-мягкое и т. д.) кинестетические ощущения — во время движения:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек ладоней, кистей рук, ребрами ладоней, всевозможные причудливые узоры на песке;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими, мизинцами);
- «поиграть на поверхности песка, как на пианино и т. д.
Очень интересно детям играть в игры «Найди клад», ребенок находит закопанные предметы, произносит название предмета, описывает его, составляет с ним предложение. Игра «Отпечатки» или «Следы» : ребенок смотрит на отпечаток, называет предмет, который оставил такой отпечаток, находит его среди других предметов, описывает его. Игра «Следы» хорошо развивает фантазию и воображение ребенка: как ты думаешь, кто оставил эти следы, опиши, как его зовут, какой он, что любит делать и т. д. Все эти игры развивают речевую активность ребенка, фонематический слух, воображение, творческие способности.
Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Также на занятиях использую рисование песком.
Изобретателем метода рисования песком в том виде, в котором он существует сейчас, по праву считается режиссер и мультипликатор Кэролин Лиф. Именно она впервые создала мультипликационный песочный фильм под названием «Песок, или Питер и Волк».
Рисование песком завораживает и зрителей, и самих художников. Для применения данного метода необходимо немного инструментов: чистый песок, можно цветной, а также поддон или световой стол.
При рисовании песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко изменить, скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучают не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс.
Основные направления работы:
Игровая деятельность
- формировать желания действовать с различным игровым материалом, развитие игровых умений;
- побуждать к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик;
-обучать детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке;
- в сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Сенсомоторное
- создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
- учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое;
- учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
- совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
Развитие речи
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;
- используя игры-инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность, умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Рисование песком позволяет решать многие развивающие задачи и проблемы.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками;
- удается достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка;
- помогает выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;
- оказывает положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка;
- вызывает положительные эмоции (радость, удивление, снижает негативные проявления (страх, агрессия, тревожность, уменьшает проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
-ребенок учится понимать себя, других людей, окружающий мир.
«Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало
Любовь, желанье, доброта, чтоб Вера в Детство не пропала
Простейший ящик из стола покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка туда вольется дивной сказкой
Игрушек маленький набор возьмем в игру… Подобно богу
Мы создадим свой мир Чудес, пройдя Познания Дорогу».