ирина гайчикова
Планирование по социально-коммуникативному развитию «Чтобы не попасть в беду»
«Чтобы не попасть в беду»".
(образовательная область «Социально – коммуникативное
развитие»)
Воспитатель Гайчикова И. Л
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Самое дорогое у человека – это жизнь»,а жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесут ли взрослые до его сознания необходимые знания о безопасности, будет зависеть жизнь малыша. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями.
Публикация «Планирование по социально-коммуникативному развитию „Чтобы не попасть в беду“» размещена в разделах
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения.
Опираясь на пособие К. Ю. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников», материалы парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. А. Авдеевой и др. были определены цель кружковой работы, задачи и четыре основных раздела содержания материала.
Цель программы: подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной.
Задачи :
- Дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности;
- развивать сообразительность, выдержку, умение делать элементарные выводы, способность к предвидению возможной опасности;
- Воспитывать самостоятельность, ответственность, привычку в соблюдении правил безопасности.
Перспектива: Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями и распространение опыта работы.
Принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда», «дети – пожарная безопасность», «дети – личная безопасность». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.
4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Разделы программы:
1. Безопасность собственной жизнедеятельности.
2. Бережем свое здоровье.
3. Безопасность на дорогах и улицах.
4. Безопасный отдых на природе.
Первый раздел направлен на формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми.
Второй раздел решает задачи постижения ребенком знаний о физическом здоровье человека и направлен на формирование ценностей здорового образа жизни.
Третий раздел направлен рассмотрение основ безопасного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте.
Четвёртый раздел, способствует формированию у дошкольников знаний об окружающем мире, навыков безопасного поведения на природе.
Сентябрь
Мониторинг – выявление уровня знаний о безопасном поведении.
Октябрь
1 неделя - Беседа «Правила безопасного поведения в группе»
(рассматривание обстановки в новой возрастной группе, актуализация и закрепление правил безопасного поведения)
2 неделя - Съедобные и несъедобные грибы
3 неделя – ПДД на улицах
4 неделя - Как мы дышим
5 неделя - Один дома
Ноябрь
1 неделя - Съедобные ягоды и ядовитые растения
2 неделя – Опасность ДТП
3 неделя - Как вызвать милицию
4 неделя - «Бережем свое здоровье»
Декабрь
1 неделя - Как устроен мой организм
2 неделя - Взаимосвязь и взаимодействие в природе
3 неделя - Дорожные знаки
4 неделя - Правила поведения у новогодней елки
Январь
1 неделя - Отдых зимой. Небезопасные зимние забавы
2 неделя - Опасные участки на пешеходной части улицы
53неделя - Правила первой помощи
Февраль
1 неделя - Опасных предметов
2 неделя - Контакты с животными
3 неделя – Как вести себя в городском транспорте
4 неделя - Одежда и здоровье
Март
1 неделя - Бытовые опасности
2 неделя - О правильном питании и пользе витаминов
3 неделя - Будем беречь природу
4 неделя - Велосипеде в черте города
Апрель
1 неделя - Правила поведения при грозе
2 неделя - Поведение на детской площадке
3 неделя - Соблюдаем режим дня
4 неделя - Опасные ситуации дома
5 неделя - День пожарной охраны