Ольга Исаева
Детско-родительская игра-соревнование «Чтоб пятерки получать, звуки, буквы нужно знать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект (сценарий) совместного мероприятия
учителя-логопеда с родителями и детьми седьмого года жизни
группы компенсирующей направленности
Детско-родительская игра-соревнование
«Чтоб пятерки получать, звуки чётко надо знать!»
Цель: формирование культуры детско-родительского семейного чтения.
Ход игры-соревнования.
I. Теоретическая часть.
Ребенок:
- Мы почитаем с мамой сказку,
Чтоб поскорее я уснул.
И в эту сказочку героем
Во сне глубоком заглянул.
Хочу на волке прокатиться
Публикация «Детско-родительская игра-соревнование „Чтоб пятерки получать, звуки, буквы нужно знать!“» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Буквы. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Я по загадочным лесам,
И на волшебном самолете
Подняться к самым небесам.
Хочу найти Кощея злого
И меч волшебный с ним
скрестить,
Чтобы от чар его коварных
Принцессу смог освободить.
Хочу волшебных приключений
По разным книжкам я во сне,
Так радостно, что мы читаем
Вместе с мамой книжку мне!
(С. Красных)
1. Вступительное слово учителя-логопеда для родителей.
- Добрый день, уважаемые гости, наши родители! Счастливы семьи, в которых каждый вечер, когда сделаны дела, когда наступает покой и умиротворение, звучат такие слова. Счастливы дети, чьи мамы (папы) и старшие члены семьи откладывают все самое, казалось бы, неотложное и берут в руки книгу. И…читают. А еще прекраснее, если рядом с вами делает свои первые шаги маленький читатель в волшебный мир печатного слова. Уважаемые родители, ни для кого не секрет, что дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в детстве образовательные, нравственные и культурные, физические приоритеты определяют жизненный путь поколений. Сейчас необходимо как можно больше уделять внимания становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как, общаясь с книгой, человек познает не только прошлое, настоящее и будущее мира, но - и это главное! – учится думать, анализировать, развиваться творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Поэтому общение ребенка с детской литературой и художественным словом должно быть ежедневным в домашней обстановке. Чтение раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве, что особо важно для детей с проблемами речевого развития. В старшем дошкольном возрасте воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности. Ваши дети стоят на пороге школьной жизни, они повзрослели, вместе с ними взрослеют и книги, рекомендованные для совместного домашнего досуга (педагог предлагает буклеты со списком рекомендованной литературы). А на нашей книжной полке выставка особых серий для маленьких читателей: «Мои первые книжки. Читаю сам», «Читаем по слогам», «Книжки – малышки». Не следует забывать о книжной иллюстрации. Она будет служить ярким маяком в общении с книгой. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний «легко читаемым». Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное. Выразительное чтение, заинтересованность самого взрослого, его эмоциональный контакт с ребенком повышают степень воздействия художественного слова. А образец чтения книг взрослыми будет для малыша положительным примером для дальнейшего формирования читательских интересов будущего школьника.
«Мама (папа, почитаем вместе книжку!» Вы слышите? Это говорит ваш ребенок. Пора отложить газету и вместе нашими детьми отравиться в увлекательное путешествие-игру.
II. Практическая часть.
Ребенок: - С ногами залезу на мягкий диван,
Зажмурю глаза, чтоб удобней мечтать,
Мы с папой сегодня волшебный роман
С цветными картинками будем читать!
(А. Антипов)
Взрослые заранее разделены на 2 команды «Звуковички» и «Буковки». Входят дети и занимают свои места рядом с родителями. Учитель-логопед сообщает, что сегодня все отправятся в интересное путешествие, но перед тем, как отправиться в дорогу, нужно собрать чемоданы. Дети чередуются со взрослыми. При затруднении выполнения задания ребенку помогают родители.
1. Эстафета «Чемоданчики».
Цель: формирование умения выделять звуки |у| и |с| в разных позициях слова (начало, середина, конец).
Оборудование: 2 комплекта из 3-х чемоданов (магнитные, на которых изображена звуковая схема слов с условным обозначением звука в начале, середине, конце слова. 1-й комплект для гласного звука (место звука обозначается красным цветом, 2 –й комплект для согласного звука (звук обозначается синим цветом). Наборы картинок-по количеству участников.
Содержание эстафеты. Команды выстраиваются в шеренгу напротив своих чемоданов на противоположном конце зала. Около каждой команды на столе лежат картинки-«вещи», которые следует разложить. По команде участники начинают «собирать чемоданы» : берут картинку, определяют позицию заданного звука, бегут к чемодану, помещают ее на чемодан с нужной схемой и возвращаются к команде. При подведении итогов учитываются скорость и качество выполнения задания, взаимопомощь.
2. Игра «Подружи звуки».
Цель: развитие фонематического восприятия, закрепления умения соединять звуки в слова.
Оборудование: большой кубик с точками (цифрами) на гранях.
Содержание игры. Одна из команд становится в круг, пока звучит музыка, передает кубик по кругу. Как только музыка смолкает, логопед называет по порядку несколько звуков, которые нужно «подружить», соединить, назвав слово из этих звуков. Например, М,А,К,И – маки; К,О,Т – кот. Участник, у которого оказался кубик, повторяет слово столько раз, сколько точек на верхней грани кубика. При подведении итогов учитывается правильность выполнения задания. Количество попыток у каждой команды одинаково.
3. Сюрпризный момент. Звучит песня «Буратино» из к/ф «Приключения Буратино». Вбегает Буратино с «Азбукой», предлагает детям её купить:
-Вы меня узнали, дети? Я иду на рынок продавать эту книжку, мне её папа Карло купил. В этом году я иду в школу, только зачем она мне такая? Большая, картинок мало, только закорючки какие-то. Какая от неё польза, так и уснуть можно! А я вот продам эту книжку, получу денежки и отправлюсь на волшебное поле, про которое мне лиса Алиса и кот Базилио рассказывали, посажу монетки, и вырастет у меня целое денежное дерево! Тогда и учиться не нужно будет, и закорючки какие-то писать, книжки какие-то в ранце носить! Гуляй себе, сколько хочешь! Ну, кто со мной?
Логопед:- Дети, про какие книги говорит Буратино? (ответы детей) А зачем они нужны первокласснику? (ответы детей) Вот видишь, Буратино, наши дети знают, что без книг, учебников грамотным не станешь, не научишься писать, читать, считать.
Буратино: - Считать, это я мигом, это проще простого.
4. Сценка с Мальвиной. Буратино сидит за партой, перед ним «Азбука». Мальвина с указкой ходит перед ним:
- Слушай внимательно, на столе лежали 3 яблока, одно яблоко ты отдал Пьеро. Сколько яблок осталось?
Буратино: - А яблоки какие? Если красные и сладкие, то я их и сам съем, ну, а если кислые и зелёные, то, пожалуйста, можете и все забрать!
Мальвина: - Так, с математикой понятно. Перейдём к чистописанию. Бери ручку и пиши: «А роза упала на лапу Азора».
Буратино рисует весё лую рожицу на листочке и показывает детям:
- Какое же это чисто…писание, если бумагу нужно пачкать?
Мальвина вздыхает: - Перейдём к чтению, открой книгу и читай с красной строки.
Буратино старается найти начало книги, вертит её в руках, «читает» : -А-а-а, бе-бе-бе…
Мальвина (обиженно) :- Буратино, ты меня очень расстроил, отправляйся в кладовку и подумай над тем, чтобы стать грамотным и умненьким, нужно трудиться, дружить с книгами, читать их.
Мальвина уходит в зал к детям, а Буратино садится за парту.
Логопед: - Дети, почему у него не получается? (Он не знает букв, не умеет читать и считать). А что ему сможет помочь? (Книжки, «Азбука», учебники)
Буратино обиженно и сердито:- Хорошо, а вам-то помогают? Может быть, вы и все книжки детские знаете?
Логопед:- Ты сейчас в этом убедишься!
5. Игра «Назови сказку» (играют только дети).
Цель: закрепить у детей названия и содержание русских народных сказок.
Содержание игры. Из каждой команды выбирается по 1 взрослому участнику, которые по очереди читают по 1 загадке для детей команды соперников. При затруднении детям помогают их родители.
При подведении итогов учитываются правильные ответы.
(примерные стихи-загадки)
1. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок») 4. Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, еще собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
(«Репка»)
2. Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке из копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
5. Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял.
(«Лиса и волк»)
3. Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать, и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.
(«Кот, петух и лиса») 6. Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался… с носом.
(«Лиса и журавль»)
6. Физкультминутка. Мальвина проводит физкультминутку «Мои друзья-книги». Мальвина и Буратино остаются в зале, они могут играть за разные команды.
7. Игра «Дай бумажную таблетку деду Буквоеду».
Цель: развитие навыка чтения простых печатных слов с пропущенной буквой с опорой на предметную картинку.
Оборудование: картинка дед Буквоед, круглые карточки-«таблетки» с печатными буквами, предметные картинки с печатными словами с пропущенной буквой по количеству участвующих семей на 2 магнитных досках.
Содержание игры. Команды выстраиваются в шеренгу напротив своей доски на противоположном конце зала. По команде участники (взрослый и ребенок, бегут к своей доске, на которой прикреплены карточки с пропущенными буквами в словах, читают слово, стараясь подобрать пропущенную букву на круглой карточке-«таблетке», и помещают ее на пропущенное место, возвращаются к команде. При подведении итогов учитываются скорость и качество выполнения задания, взаимопомощь.
Логопед: - Вот и заканчивается наше волшебное путешествие по интересной стране звуков и букв. Чтобы вернуться назад, нужно дружно трижды прочитать волшебное слово АП, хлопнуть в ладоши. А где же оно?
8. Эстафета «АП».
Цель игры: развивать навыки фонематического анализа, закреплять умение определять наличие звуков |а| и |п| в словах.
Оборудование: контуры букв А, П на ватмане, наборы картинок (по количеству участников, в названиях которых есть звуки |а| и |п| в словах, клей-карандаш-2 шт.
Содержание эстафеты. Команды из детей выстраиваются в шеренги напротив своих букв на противоположном конце зала. Одна команда собирает букву А, другая – П. Около команд на столике лежат картинки, которые следует наклеить. По команде участники эстафеты берут картинку, определяют наличие заданного звука, бегут к букве, приклеивают картинку на контур буквы и возвращаются обратно. Далее выполняет следующий участник. При затруднении детям помогают родители. При подведении итогов учитываются скорость и правильность выполнения задания. Все дружно читают разноцветное слово АП 3 раза, хлопнув 3 раза в ладоши.
III. Заключение.
Логопед:- Вот мы опять вернулись в наш детский сад!
Выходит Буратино с «Азбукой» : - Спасибо, ребята, теперь я тоже буду дружить с книгами. А учебник свой никому не отдам, он мне самому пригодится!
Учитель-логопед: - Спасибо всем участникам нашего путешествия по увлекательному миру знаний! До скорых встреч.
Подведение итогов, награждение семейных команд.