Галина Гнидина
Проект «Что в имени тебе моём?»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 25 «Троицкий»
Проект
«Что в имени тебе моём?»
Разработала:
воспитатель
Гнидина Г. Н.
2013 год
Паспорт проекта
Актуальность проекта.
Дошкольное детство - это важный период в жизни каждого ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребности в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, представления о добре и зле в этом мире, представления о семейном укладе, родной земле и традициях.
Публикация «Проект „Что в имени тебе моём?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Именно поэтому в настоящее время крайне важна система духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; система, построенная на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающая потребностям развития личности ребенка и направленная на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Жизнь в детском саду должна быть интересной, весёлой, яркой, богатой впечатлениями, как хорошая книга, наилучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, помочь им открыть окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка – цель всего нашего коллектива.
Проект «Что в имени тебе моём?» направлен на то, чтобы помочь детям узнать значение своих имён; как выбирали имена в старину; что такое именины; познакомить каждого ребёнка с народными традициями; знакомить с устным народным творчеством, с православными праздниками и православной литературой. Используется такая православная литература, как «Жития Святых, Святцы, детская Библия.
Именины – один из самых главных праздников для православных христиан. До принятия христианства наши предки носили имена, которые теперь называются старорусскими или славянскими: Ванда, Вера, Владимир, Владислав, Любомир, Людмила, Мирослав. Имена, которые оканчивались на –слав, -мир, -полк, давали только знатным людям – князьям. С принятием христианства к нам пришли греческие, древнееврейские, арабские и латинские имена. Теперь они составляют основу современного словаря русских имён. Имена стали выбирать по святцам. Что такое святцы? Это особая книга, в которой перечисляются церковные праздники и святые по дням их поминовения. У каждого ребёнка, чьё имя выбрано в соответствии со святцами, два личных праздника в году – день рождения и день имени (именины).
Вид проекта : познавательно-творческий.
Руководитель проекта : Гнидина Галина Николаевна.
Состав участников: дети 4 – 5 лет, старший воспитатель, педагог по православной культуре, родители.
Длительность проекта : краткосрочный.
Основополагающие вопросы: как провести именины с пользой для души? Что означает моё имя?
Цель проекта : формирование у детей ценностного отношения к православным традициям, культуре, литературе в процессе ознакомления с православными праздниками.
Задачи проекта :
• Формировать у детей познавательный интерес к одному из главных праздников православного христианина – именинам;
• Формировать начальные сведения о Таинствах, о том, кто такие крёстные, Ангел Хранитель, для чего нужно ходить в храм Божий и как себя там вести;
• Вызвать у детей желание знакомиться с православной литературой (стихи, молитвы, рассказы о православных святых, песнопениями, художественной литературой;
• Развивать познавательные умения, способность наблюдать, рассматривать, слушать, анализировать, отражать свои мысли и чувства в творческой деятельности;
• Способствовать развитию связной речи, словотворчества, воображения, желания заучивать стихи, обогащать словарный запас детей;
• Воспитывать у детей чувства причастности к православной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, настоящим и будущим, как достоянием.
Предполагаемые результаты проекта :
- пополнение у детей знаний о православных праздниках, о том, как провести именины с пользой для души, о Таинствах Крещения, Исповеди и Святого Причащения;
- активизация совместной деятельности детей, родителей и педагогов по изготовлению стенгазеты и открыток к празднику.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», Основы православия.
Предварительная работа:
Чтение детской Библии, стихотворений, молитв, рассказов о православных святых, Жития Святых, детских православных книг, сказок, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций, икон; слушание песнопений. Домашние чтения и разговоры с родителями об Именинах, Таинствах Крещения, Исповеди и Святого Причащения. Игры, сюрпризные моменты.
Формы работы:
1. НОД
2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
3. Самостоятельная деятельность ребёнка.
4. Экскурсия в православную комнату.
5. Игровая деятельность.
6. Праздники и развлечения.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Православный уголок.
2. Православная комната.
3. Наглядный материал: иллюстрации, детская Библия, иконы, картинки, макет храма, фотографии.
4. Технические средства: магнитофон, ноутбук, музыкальный центр.
5. Сотрудничество с педагогом по православной культуре.
Методическое сопровождение проекта :
1. Конспект НОД, беседы.
2. Консультативный материал для родителей.
3. Подборка стихотворений по теме проекта.
4. Подборка рассказов о православных святых.
5. Подборка наглядного материала по теме проекта.
Этапы работы над проектом
Организационный этап.
Деятельность педагога:
1. Подбор и изучение педагогической, справочной и православной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.
2. Создание развивающей среды и подбор материалов для православного уголка, изготовление атрибутов для игр.
3. Размещение информации для родителей о православном празднике Именины, о его проведении, значении имён.
4. Создание презентации «Что в имени тебе моём?», организация выставки стенгазеты.
Деятельно – творческий этап.
Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о традициях празднования православного праздника Именины через разнообразные виды совместной творческой деятельности педагога с детьми и родителями.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Игровая деятельность.
• Игры «Как называют тебя родители?», «Узнай, кто под покровом?», «Узнай по голосу», «Образуй ласкательное имя».
• Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Общение.
• Вступительная беседа с целью выяснения, что дети знают и что хотят узнать о православном празднике, его происхождение, как к нему готовиться и как проводить.
• Вводные беседы на темы: «Что значит моё имя?», «Для чего надо ходить в храм Божий?», «Как надо себя вести в храме Божье?».
Образовательная деятельность:
• Заучивание наизусть стихотворения Е. Богушевой «Именины у меня».
Чтение детской Библии, художественной и православной культуры, сказок, рассказов, стихотворений.
• Чтение сказки «Похищенное имя».
• Чтение Жития Святых.
• Экскурсия в православную комнату.
Продуктивная деятельность.
Взаимодействие с родителями.
Заключительный этап.
• Презентация проекта для родителей и педагогов.
• Оформление выставки открыток и стенгазеты.