Людмила Константиновна Малакаускене
Что способствует духовному сближению родителей с детьми и педагогов с родителями?
▼ Скачать + Заказать документы
«Что способствуют духовному сближению родителей с детьми и педагогов с родителями?»
В современной системе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а такие социальные институты, как образовательные, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательно-образовательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «сопровождение».
Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а мама и папа – образцы для подражания.
***
Публикация «Что способствует духовному сближению родителей с детьми и педагогов с родителями?» размещена в разделах
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
(Себастиан Брант).
Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».
В ФГОС говориться, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчёркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• Обеспечить открытость дошкольного образования;
• Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:
«Познавательное развитие» - интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду;
- информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов, стенгазет, плакатов, буклетов;
- знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактику заболеваний, безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию семейных спортивных состязаний и праздников.
«Социально-коммуникативное развитие» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ;
- индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.
«Физическое развитие» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнований, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада, а также городских.
«Речевое развитие» - совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
«Художественно-эстетическое развитие» - совместные рисунки и поделки;
- музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.
Что же нам помогает мотивировать родителей и детей активно участвовать в жизни детского сада?
Коллеги удивляются, видя, как активно родители нашей группы принимают участие во всех проводимых мероприятиях в группе. Они говорят: «Как вам повезло! У вас такие хорошие, такие активные и не ленивые, такие творческие родители!» Конечно, родители в нашей группе замечательные! Но откроем вам наш секрет, проводя конкурсы, творческие задания, оформляя выставки и фотогазеты мы своим личным примером вдохновляем и мотивируем родителей и детей активно участвовать в жизни детского сада.
Проводя любой конкурс, я с дочкой, а моя коллега с внуком дома делаем поделку и приносим ее в детский сад на выставку, родители и дети, видя, что кто-то уже принёс работу, не откладывают свое участие и тоже делаю поделки! Таким образом конкурсы поделок и совместных работ детей и родителей у нас проходят на «Ура»!
Оформляя фотогазеты, мы придумываем тему и просто приклеиваем свою фотографию и не успеваем ещё попросить фотографии на эту тему у родителей с их детьми, как нам уже приносят фотографии, и фотогазета получается яркой и неповторимой (мы делали фотогазеты «Осеннее настроение», «Яркое лето», «Я и снеговик», «Моя улыбка самая-самая» и другие).
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:
«Давайте познакомимся!». На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрывают возможности совместной работы.
Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары, почта доверия.
Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребёнка (исследовательская, проектная деятельность, открытие занятия, КВН, создание мини-музеев и выставок, совместные экскурсии).
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2) Индивидуальный подход – необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Совместная интересная, творческая работа и теплая, дружественная атмосфера способствуют духовному сближению родителей с детьми и педагогов с родителями.