ольга меренкова
«Что мы знаем о зиме?» (конкурс знатоков)
▼ Скачать + Заказать документы
«Что мы знаем о зиме?» (конкурс знатоков)
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни животных.
Задачи:
Образовательные:
обобщить представления детей о зимних явлениях в живой и
неживой природе; учить устанавливать причинно - следственные связи;
Развивающие:
развивать внимание, память, наблюдение, речь детей;
Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие зимней природы
Публикация «„Что мы знаем о зиме?“ (конкурс знатоков)» размещена в разделах
Оборудование: ларец, снежинки с загадками, зефир, рисунки с
изображением зимующих и перелетных птиц, диких зверей, следов зверей, контуры деревьев, цветные карандаши, кружки для игры «Кто какого цвета зимой?»
Ход мероприятия
I. Мотивация
1. Сейчас, ребята, я загадаю загадку, а вы должны ее отгадать.
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь.
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
Д. Зимой.
В. Дети, а вы любите зиму?
Д. (ответы детей)
В. А за что вы любите ее, чем она вам нравится?
Д. Можно кататься на коньках, играть в снежки, строить крепость, снежную бабу, кататься с горки на санках и лыжах, играть в хоккей. И т. д.
2. А вот еще одна загадка
Тройка, тройка прилетела Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица Белокожа, светлолица Как махнула рукавом- Все покрыла серебром!
-Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? (О зиме.) -Почему зиму называют царицей?
-На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (Зимние месяцы)
-Какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)
-Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима, какая? (Снежная, холодная, студеная, морозная, вьюжная и. т. д.)
II.Основная часть
3. А теперь закройте глазки.
Налетела вьюга, закрутила, завертела,
-Ребята, посмотрите, какие большие снежинки опустились мне на ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки- Серебристые. (снежинки)
На поселки, на лужок Тихо падает снежок Вот веселье для ребят Все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик,
Нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка- Это девочка. (снегурка)
На снегу-то посмотри?- С красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке как во сне,
Землю всю украсил. (снег)
(Снежинки положить ларец)
4. Давайте поиграем в игру «Дополни предложение»
- зимой метель (метёт)
-ночью ветер в трубах. (воет)
-из снеговой тучи снежинки. (падают)
-в лесу зимой голодный волк. (воет)
-на зиму медведь в берлоге. (засыпает)
-мороз щёки и носы. (щиплет) -зимой вода в реке. (замерзает) -зимой снег всё вокруг. (накрывает) Молодцы.
5. Еще с древних времен люди ориентируются на народные приметы, которые основаны на наблюдении человека за поведением животных и растений и их реакцией на изменения погоды. Эти сведения имеют большую научную ценность и помогают прогнозировать погоду. Ведь раньше никаких специальных приборов не было, поэтому основными предсказателями погоды были народные приметы.
Давайте и мы вспомним народные приметы и попробуем предсказать погоду.
Игра «Вспомни примету»
Зима морозная - лето. (жаркое).
Много снега - много. (хлеба).
Иней на деревьях - значит быть. (морозу).
Белее земля - зеленее. (лето).
Много воды - много. (травы).
Снег прилипает к деревьям к. (теплу).
В феврале два друга. (мороз и вьюга).
А кто знает стихотворения о зиме?
(Дети рассказывают стихи о зиме)
6. - Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто здесь лишний?» Посмотрите внимательно на этих птиц? Как вы думаете, кто здесь лишний?
Физкультминутка Пальчиковая гимнастика
Мы во двор пошли гулять - Загибать пальчики по одному.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы во двор пришли гулять - Разгибать пальчики по одному.
Раз, два, три, четыре, пять.
Бабу снежную лепили, Имитировать лепку комков.
Птичек крошками кормили. Крошить хлебушек всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Вести указательным пальцем правой
руки по ладони левой руки.
Показывать ладошки то одной,то другой стороной.
Все в снегу домой пришли, Отряхивать ладошки.
Съели суп и спать легли. Производить движения
воображаемой ложкой, положить руки под щеку.
7. Молодцы, а сейчас мы с вами отправимся в зимний лес. Закройте глазки.
А что можно увидеть в зимнем лесу? Д. Ответы детей.
В. Да ребята, зверь по снегу идет и оставляет след.
Не слышно в лесу веселого щебетанья птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Однако о том, что звери выбегали на полянку говорят вот такие таинственные знаки и черточки. А что это за знаки, точки, запятые мы сейчас узнаем.
Послушайте отрывок из рассказа рассказ В. Бианки «Книга зимы». Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идет снег.
Кончится — страницы чистые. Утром идёшь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых.
Вопросы к детям: Как думаете, кто оставил эти таинственные знаки?
8. Игра «Найди, чей след»
Соотнесите следы с рисунком животного, которому они принадлежат. (Дети выполняют задание). Молодцы.
9. - Ребята, многие животные почти всегда одного цвета. Но у некоторых животных цвет шерсти зимой и летом разный. Нам нужно разобраться, кто из животных меняет зимой шубку, а кто нет.
Игра «Кто какого цвета зимой?»
10. Деревьям тоже холодно в лесу зимой. Не все они стоят под снежными одеждами. Давайте поможем деревьям не замерзнуть в стужу?
Дети садятся за столы и выполняют задание «Дорисуй деревья». Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, поощряет, готовые работы раскладывают на «лесной полянке».
А еще в снегу валялись.
Воспитатель. Молодцы, вот какая густая чаща у нас получилась.
(берет в руки ларец)
III. Итог
11. А теперь я предлагаю вам побыть настоящими волшебниками. Вы помните, что я положила в этот ларец? (снежинки). Давайте их заколдуем. Скажем волшебные слова:
"Снежинки снежные
Превратитесь в снежки
Сладкие и нежные" (Дети повторяют хором)
(открывает ларец)
В. Ах, во что же превратились наши снежные комочки?
Д. Зефир.
- Вот так с вами попрощалась зима, ведь завтра последний день зимы. Скажем ей «До свидания». Дети прощаются с Зимой.