Елена Творогова
«Что мы знаем о птицах?» Конспект НОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить представления детей о птицах (их разнообразии, среде обитания, внешнем виде, голосах). Закрепить умение делить птиц на перелётных, зимующих и кочующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь (насекомоядные, зерноядные, водоплавающие, певчие, хищные). Воспитывать интерес к жизни живой природы, развивать экологическую культуру.
Планируемый результат:
Публикация «„Что мы знаем о птицах?“ Конспект НОД в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
развитие интегративных качеств: проявляют любознательность, интерес к изучению природы; могут поддерживать беседу о птицах, рассуждать; различают птиц по голосам и внешнему виду; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении поставленных задач.
Дети и воспитатель стоят в кругу в шапочках синичек.
Воспитатель: в лесу, в удобном домике – дупле, которое сделал дятел, у мамы и папы синичек вылупились птенчики – 14 братьев и сестричек, красавчики с большими головами и клювами, которые всегда открыты. И родители только и успевали им с утра до ночи носить мошек.
Проводится артикуляционная гимнастика: маленькие птенцы по артикуляции (мамы) узнают гласные звуки и пропевают их вслух.
Прошло две недели, и вы уже достаточно подросли. Пора учиться летать. А для этого надо научиться делать зарядку: встать на краешек гнезда, привстать высоко на ножки – раз! Два! Вытянуть вниз крылышки, ниже, ниже, - три, четыре. Ещё раз. Затем взмахи крылышками – быстро-быстро. И все полетели.
Теперь пора вас отдавать в птичью школу.
На старой липе во дворе большое оживленье –
Повесил кто-то на заре такое объявление:
«Открыта школа для птенцов.
Занятия с пяти часов»
(Все летят в школу. Уроки ведёт мудрая Сова – воспитатель меняет шапочку). Звучит звонок.
Начинается первый урок «Родного языка»
Все птицы разговаривают, но каждая по-своему. Птенцы, давайте вспомним, кто как говорит. (Воспитатель называет птиц, а дети отвечают).
Гуси – гогочут
Вороны – каркают
Ласточки – щебечут
Голуби – воркуют
Коростели – скрипят
Соловьи – свистят
Синицы – пищат
Журавли – курлычут
Совы – ухают
Кукушки – кукуют
Воробьи – чирикают
А как кричит:
Сорока – ча-ча-ча
Свиристель – свири-свир
Снегирь – рюм-рюм-рюм
Трясогузка – ци-зы, ци-зы
Журавль – курлы-курлы
Синица – синь-синь
Клёст – цок-цэк, цок-цэк.
Некоторые птицы умеют говорить как люди, т. е. кричат звуки. Похожие на человеческие слова: синица-московка: «винтик-винтик». Перепел: «спать пора». Щеглы: «пить-попить». Дергач: «зря! зря!».
Некоторые птицы, как люди. Какие птицы повторяют слова людей? (Попугаи, скворцы). Молодцы! Наш первый урок - родного языка закончился. Переменка. (Проводится пальчиковая гимнастика про птиц, например «Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек-стайка)
Урок второй «Естествознания»
Много птиц на свете и все они живут по-разному. В зависимости от того, как они приспособлены к своей среде обитания. Если это лес, то это зависит от вида леса (лиственный, смешанный или ельник). Больше всего птиц живёт в смешанном лесу. Как вы думаете, почему? Правильно, там много разных деревьев, которые дают птицам пищу и приют. А в еловом лесу всегда холоднее, там сыро и царит полумрак. Здесь птиц меньше, так как им труднее находить себе пищу. Живут в нём клёст-еловик, чиж, филин, серая мухоловка (показ слайдов).
Летом птицам хорошо в лесу. (Почему). - Достаточно пищи. А зимой? – Снег, морозы, метели и голод: нет насекомых, рыбы подо льдом, семена и ягоды под снегом, и, поэтому, многие птицы улетают на юг. А какие птицы улетают от нас?
Дети выбирают из представленных красочных иллюстраций на выставке по одной и рассказывают кратко о выбранной птице (внешний вид, наиболее запомнившиеся детали образа жизни и т. п.).
По такой же схеме рассказывают о зимующих и кочующих птицах.
Звучит звонок на перемену. Физкультминутка:
Воспитатель:
«Птицы долго зимовали
В чужедальней стороне
Но по Родине скучали
И мечтали о весне.
Наконец, весна пришла
И в дорогу позвала.
Ребё нок:
«Будет труден перелёт
Приготовились в полёт». (Летают парами).
Урок третий «Птицеведение»
Тема нашего урока: «Строение птиц, добыча пищи, строительство жилищ»).
Птенцы, чтобы добывать пищу нам нужен – что? – клюв.
А что делают птицы клювом?
- Клювом хватают, долбят, обороняются, нападают, гнёзда плетут, пёрышки чистят, яйца в гнезде переворачивают, птенцов кормят, поют. (Ответы детей).
Клювы у птиц разные : самый большой у пеликана, самый маленький у корольков. Клювики тонкие и острые у птиц, которые питаются насекомыми (насекомоядные, а толстые и тупые у тех, кто клюёт зерно (зерноядные).
Предлагается плакат с рисунками птичьих носов.
Проводится игра «Угадай – чей клюв?».
А сейчас поговорим о гнёздах. А что такое гнездо? – Правильно, это птичий дом, а точнее – люлька, где пернатые выращивают своих птенцов. Давайте вспомним об этом подробнее. Я называю птиц, а вы говорите об их гнёздах.
Соловьи – гнёзда в густых зарослях ивняка и ольшаника по склонам оврагов, где бьют ключи.
Трясогузки – в кустах по берегам рек.
Лебеди - недалеко от воды в густых зарослях трав, устилают пухом.
Журавли – на земле среди кустов и трав.
Утки – в густых зарослях камыша и осоки. (Место выбирает папа – селезень).
Утка-Чомга – плавучий домик – кучка сухого тростника, посредине ямка, на дне трава.
Дятел – дупло.
Голубь – гнездо в виде решета с одним полом, без стен.
Иволга – зыбкий домик, качающийся на ветру, как гамачок, подвешенный между двумя точками (особенно на соснах).
Сова – в дупле, утепляет хвоей, своим пухом.
Вороны – улетают из города в рощи, делают гнёзда на деревьях и в густых кустарниках.
Сороки – в зарослях ивняка по берегам рек (внутри гнезда чаша из глины). Клесты – глубокое гнездо с тонкими стенками.
Снегири – из тонких сухих прутиков, мха, лишайника (устилает пухом).
Свиристели - очень искусно прячут на соснах.
Корольки – гнёзда среди еловых ветвей.
Далее дети читают стихи о птицах (выбранные заранее по желанию детей).
На этом наш курс начальной школы окончен.
Если позволяет время, можно провести викторину «Знаете ли вы?» о птицах.
Предлагаю некоторые её вопросы:
1. Какая птица изображена на гербе нашей страны? (орёл)
2. Какие птицы танцуют весной? (журавли)
3. Какую птицу называют «лесной газетой» (сорока).
4. Птенцы какой птицы умеют плавать с первого дня жизни? (лебедь).
5. Какую птицу называют «ледоломкой» (трясогузка).
6. У какой птицы птенцы появляются зимой? (клёст).
7. «Берёзовые птицы» - кто это? (дятел).
8. Единственная птица, поедающая мохнатых гусениц (кукушка).
9. Птица – национальный символ Америки (орлан).
10. Самая маленькая птица России? (королёк).
11. Самая маленькая - в мире? (колибри).
12. Птица, которая всё время попискивает (пищуха).
13. Птица – почтальон (голубь).
14. Самая быстрая птица? (стриж).
15. Самый лучший певец? (соловей).
16. Куда улетают ласточки? Чем они питаются во время долгого перелёта? (на юг Африки; питаются за счёт накопленного жира).
В конце занятия дети становятся полукругом.
Воспитатель: Кто таки птицы?
Дети:
1Птицы – это песня и полёт.
2. Птицы – дети воздуха.
3. Птицы – дети радуги, они сверкают разными цветами.
4. Птицы – вестники радости, на крыльях приносят весну.
5. Птицы – верные помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов.
6. Птицы – это тайна и красота.
Воспитатель: невозможно даже представить нашу землю без птиц. Вот что такое птицы.
Существует специальная наука, которая изучает птиц, помогает им. Называется она – орнитология. А вы, ребята, сегодня получаете значки «Юный орнитолог». Берегите птиц и всё живое в природе!